Обращение о вводе миротворцев на российско-украинскую границу в Донбассе является нарушением подписанного в Минске 12 февраля соглашения, по которому вопрос границы с Россией предполагается решить только после завершения муниципальных выборов и конституционной реформы, сказал Донецкому агентству новостей представитель ДНР Денис Пушилин. Представитель российского МИДа Александр Лукашевич заявил, что «основная ответственность за всеобъемлющее урегулирование конфликта и выполнение достигнутых в Минске договоренностей лежит на сторонах конфликта на Украине». Председатель международного комитета Совета Федерации Константин Косачев назвал инициативу Порошенко неуместной, потому что она «де-факто размывает договоренности, достигнутые в Минске» (цитаты по Интерфаксу). Против высказались и председатели обеих палат российского парламента – Сергей Нарышкин и Валентина Матвиенко. По словам Матвиенко, такие решения должны приниматься с согласия обеих сторон.
Запад не в восторге
Представители Европейского союза сдержанно комментировали предложение Киева. «Сегодняшняя цель – это полное выполнение обязательств, взятых в рамках Минских соглашений, мы готовы еще больше поддерживать миссию ОБСЕ, если это необходимо, и мы готовы сделать все от нас зависящее для полного выполнения минских договоренностей», – сказала представитель Европейской внешнеполитической службы Катрин Рей.
Президенты России, Украины, Франции и канцлер Германии Ангела Меркель в телефонном разговоре в четверг обсуждали усиление миссии ОБСЕ, следует из сообщений на сайтах президентов Украины и России. Об обсуждении ими международной миротворческой миссии не сообщается.
Пока о готовности сотрудничать с миротворцами заявила только ОБСЕ. Глава Парламентской ассамблеи ОБСЕ Илкка Канерва предложил в четверг участникам заседания ассамблеи рассмотреть вопрос о направлении международной миротворческой миссии на Украину. Это диктуют события в Дебальцево, объяснил он. Пресс-секретарь миссии на Украине Майкл Боцюркив заявил, что миссия готова сотрудничать с миротворцами.
Самые значимые действующие миротворческие операции ООН
Израиль и Палестина
Самой старой из действующих операций является Орган по наблюдению за выполнением условий перемирия (ОНВУП), учрежденный в 1948 году после провозглашения Израилем независимости и первого перемирия арабо-израильской войны. В последующих палестинских конфликтах ОНВУП играл роль посредника. На конец 2014 года общая численность контингента ООН составляла 376 человек.
Индия и Пакистан
Уже в 1949 году группа военных наблюдателей (ГВНООНИП) была направлена в Кашмир для контроля над соблюдением условий перемирия между Индией и Пакистаном. Корпус также исполнял посреднические функции в ходе индо-пакистанской войны 1971 года. На конец 2014 года общая численность ГВНООНИП составила 112 человек.
Кипр
На Кипре «голубые каски» (ВСООНК) появились в 1964 году после первых столкновений между греческой и турецкой общинами острова. Десять лет спустя турецкие войска вторглись на Кипр, оккупировав его северную часть. На ВСООНК в этих условиях были наложены дополнительные функции поддержки режима прекращения огня и патрулирования буферной зоны. К концу 2014 года численность контингента составляла 1100 человек.
Израиль и Сирия
В 1973 году вспыхнула очередная арабо-израильская война, после которой продолжались стычки сирийских и израильских войск в районе Голанских высот. Годом позже ООН направила туда миссию «по наблюдению за разъединением» двух армий (СООННР). С тех пор Израиль и Сирия фактически не имеют общей границы – вместо нее создана буферная зона ООН. Численность СООННР составляла к концу 2014 года 1100 человек.
Косово
Миссия ООН в Косово (МООНК) начала свою работу в июне 1999 года, фактически взяв на себя гражданское управление регионом. После провозглашения независимости Косово в 2008 году задачи МООНК были «значительно скорректированы», но миссия продолжает свою работу и состоит на конец 2004 года из 366 сотрудников (против почти 10 тыс. на пике – в 2002 году).
Мали
Государственный переворот в Мали в марте 2012 года положил начало гражданской войне и привел к интервенции франко-германских войск. Вскоре после этого в страну был направлен военный контингент ООН (МИНУСМА) в количестве 12,6 тыс. солдат и полицейских. На данный момент его численность сократилась до 9,5 тыс., не считая 1,1 тыс. гражданского персонала.
Центральноафриканская Республика
Одной из самых «молодых» миссий ООН является контингент в Центральноафриканской Республике (АФИСМЦАР), начавший работу в апреле 2014 года. Уже несколько десятилетий в стране идет гражданская война, последняя вспышка которой пришлась на весну 2013 года, когда повстанцы исламистской организации «Селека» захватили власть в ЦАР. Изначально численность военно-полицейского контингента устанавливалась на уровне 11,8 тыс. человек, за год она сократилась до 8,7 тыс., не считая 298 гражданских лиц.
Источник: ООН
Формирование миротворческой миссии должно быть одобрено резолюцией Совета Безопасности ООН, в котором у России есть право вето. В нынешних условиях Россия такую резолюцию не пропустит, говорит российский политолог Алексей Макаркин.
Предлагая направить миротворческую миссию, Порошенко пытается спасти Минские соглашения и зондирует почву на предмет приемлемости этого предложения для всех сторон и прежде всего ЕС, чью вовлеченность в события он хочет повысить, говорит Аркадий Мошес, директор программы Европейско-восточного партнерства и России Финского института международных отношений. Москва уже четко дала понять, что миротворческой миссии не будет, не случайно Порошенко также предложил полицейскую миссию Евросоюзу, однако когда политики говорят и о миротворцах, и о полицейской миссии, это свидетельствует о недостаточной проработанности предложения, так что эту инициативу, скорее всего, нужно рассматривать как пробный шар Киева, полагает Мошес.
Одна из полицейских миссий Евросоюза работает сейчас в Палестине, где ее мандатом определено содействие палестинским правоохранителям в соблюдении принципов верховенства закона. Юридически полицейскую миссию легче вписать в правовой контекст, суверенитет Украины никем не оспаривается, и она может ее пригласить, отмечает Мошес, но, учитывая масштаб конфликта, ЕС вряд ли пойдет на ее формирование: нет ресурсов для такой миссии, и нет желания для ее проведения. Полицейские миссии действовали и на границе Украины и Молдавии, в Грузии, но большой эффективности не показали, резюмирует эксперт.