РБК Pro Пять распространенных схем мошенничества на российских предприятиях РБК Pro Какие условия помогут расторгнуть договор аренды без ненужных потерь РБК Pro Отдел продаж на удаленке: как добиваться результата вне офиса РБК Pro Антикризисный маркетинг: как отработать кризис в плюс Читайте больше на РБК Pro
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
В Москве за сутки обнаружили 685 новых случаев заражения COVID-19 Общество, 10:40 От COVID-19 в России за сутки умерли 135 человек Общество, 10:32 В России выявили еще 6,6 тыс. заразившихся коронавирусом Общество, 10:31 Финтех в массы: как создать востребованный продукт для самозанятых Экономика инноваций, 10:30  Серийный предприниматель: как заработать $1 млрд на soft skills РБК и Barrett, 10:29 Прокуратура начала проверку после крушения вертолета в Ростовской области Общество, 10:21 Американские горки на ремонте. Дневник трейдера #26 Крипто, 10:08 Мишустин сообщил о выделении еще 3,6 млрд руб. на выплаты соцработникам Политика, 10:07 Четыре иностранных лекарства исчезли из продажи в России Общество, 10:02 Как мужчине позаботиться о здоровье и семье РБК и STADA, 09:59 Как ездить без штрафов: все об антирадарах, детекторах и приложениях Авто, 09:59 Дизайн-код для вашего лого: как брендам не стареть в глазах потребителей Pro, 09:56 Умер итальянский композитор Эннио Морриконе Общество, 09:47 СМИ назвали зарплатные ожидания Манджукича от контракта с «Локомотивом» Спорт, 09:34
Политика ,  
0 

Июньские протесты не добавили Навальному популярности

Протестные митинги Алексея Навального, которые 12 июня прошли по всей России, не прибавили ему популярности: рейтинг узнаваемости оппозиционного лидера остался без изменений. Об этом свидетельствует опрос Левада-центра
Алексей Навальный
Алексей Навальный (Фото: Евгений Фельдман / AP)

​​Популярность не растет

Рейтинг узнаваемости основателя Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального после антикоррупционных акций 12 июня составил 55% — столько же было в марте текущего года. Об этом свидетельствует опрос Левада-центра, посвященный политику и его антикоррупционным митингам (есть у РБК). Отсутствие динамики по этому параметру совпадает и с недавним исследованием ФОМ: по их замерам, в марте и июне уровень узнаваемости Навального остался почти без изменений и составил 45 и 43% соответственно.

Главным каналом распространения информации остается телевидение, так что работа штаба Навального в интернете, а также организация встреч с избирателями прироста узнаваемости пока не дают, резюмирует социолог Левада-центра Денис Волков. «Ставка кампании Навального на расширение аудитории и его узнаваемости пока не работает, сарафанное радио тоже действует внутри той аудитории, что уже знает о нем. В то же время штабу политика удалось выстроить сеть, которая может мобилизовать его сторонников в нужный момент», — рассуждает эксперт.

Акция оппозиции на Тверской улице в Москве. Фотогалерея
Фотогалерея 
Фото: Антон Сергиенко / РБК

Июньский опрос Левада-центра состоит из пяти вопросов, связанных с Навальным и его протестными акциями, которые прошли более чем в ста российских городах 12 июня. В исследовании приводятся данные аналогичного опроса после протестов, организованных соратниками Навального 26 марта. Судя по ним, без серьезных изменений с марта остался не только рейтинг узнаваемости оппозиционного политика, но и отношение к нему и его акциям. В июне 30% опрошенных предположили, что Навальный действует в интересах Запада. В марте подобное мнение разделяли 28% (изменение в рамках статистической погрешности). Мнение о связи оппозиционера с Западом обыватель разделяет не только из-за госпропаганды, но и потому, что до сих пор смешивает позицию либеральной оппозиции и Навального по вопросу принадлежности Крыма, считает политолог Николай Миронов.

Несильно изменился и процент тех, кто связывает расследования Навального с его президентской кампанией (31% в марте, 28% — в июне). Количество опрошенных, которые посчитали, что политик действует в интересах определенной группы лиц во власти, выросло на 4% — с 17 до 21%. Процент людей, уверенных, что Навальный расследует коррупцию в интересах России, в марте и июне остался неизменным — 12%.

По мнению политолога Аббаса Галлямова, то, что узнаваемость Навального не выросла из-за июньского протеста, неудивительно. Общество испытало шок из-за неожиданной масштабности мартовских протестов, однако позже адаптировалось, и новые протесты уже не так потрясли его, пояснил он РБК. Сработал и благоприятный политический контекст — Навальный увяз в борьбе с миллиардером Алишером Усмановым, а власть справилась с антиреновационным протестом, считает Галлямов.

Впрочем, по мнению политолога, заморозка рейтингов может быть временной: интерес людей к политике может увеличиться по мере приближения к выборам, а узнаваемость Навального — вырасти из-за активности его штабов. Кроме того, заметил эксперт, «протест стал социально-приемлемым» и число тех, кто одобряет протестующих, уже превышает количество осуждающих их: «табу на уличную политику снято. Россияне перестают бояться Майдана».

Отсутствие роста узнаваемости политика за последние четыре месяца может быть связано с тем, что он достиг «предела», предположил в разговоре с РБК зампредседателя научного совета ВЦИОМа Владимир Петухов. «Тут нужно смотреть не на последние четыре месяца, а на то, что с 2011 года его узнаваемость выросла на 50%. Это фантастический рост, я не помню, были ли еще такие случаи. Но теперь Навальный, похоже, достиг предела, и чтобы популярность росла, ему нужно искать новую аудиторию», — подчеркнул социолог.

Пресс-секретарь Навального Кира Ярмыш на запрос РБК не ответила. «Пока текущие инструменты работают, как нам необходимо, и откровенно говоря, они еще в процессе разворачивания», — прокомментировал РБК директор Фонда борьбы с коррупцией Роман Рубанов.

Протесты не помогли

Информированность людей об антикоррупционных акциях не выросла: как и в марте, сейчас она составляет 61%.

Почти не поменялось мнение респондентов о том, зачем люди приняли участие в протестных акциях. В марте 36% опрошенных посчитали, что протестующие вышли на улицы, чтобы выразить свое возмущение коррупцией и несправедливым обогащением тех, кто сейчас находится у власти, а в июне их количество составило 35%. 22% респондентов в марте и 24% в июне сочли, что участники акций Навального просто стремились выразить свой протест. 16% опрошенных в марте и 19% в июне предположили, что люди вышли на митинги из любопытства и за компанию. Процент людей, которые увидели за протестами недовольство положением дел в стране и внутренней политикой, за четыре месяца уменьшился. В марте об этом заявили 38% опрошенных, а в июне — 29%.

Прежним осталось и одобрение организованных Навальным протестов: 38% весной и 39% — в июне. Не изменилось и мнение людей о действиях полиции на митинге: в марте тех, кто посчитал, что силовики действовали в рамках полномочий, было 38%, в июне — 40%.

Магазин исследований: аналитика по теме "Потребительские товары"