Законопроект об инсайдерской информации прошел первое чтение
Госдума приняла в первом чтении законопроект "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулировании рынком". При этом глава комитета Госдумы по финансовому рынку Владислав Резник, комментируя принятие законопроекта, отметил наличие в нем ряда существенных недостатков.
В частности, по его словам, формулировки некоторых понятий являются нечеткими, в документе используются оценочные категории, нераскрытые в гражданском законодательстве.
"Все это приведет к неоднозначному и произвольному толкованию и, как результат, к негативной и разнонаправленной правоприменительной и судебной практике", - считает В.Резник.
Кроме того, по его словам, круг лиц, отнесенных законопроектом к инсайдерам и вторичным инсайдерам, чрезмерно расширен. "По сути, в этот круг попадут все работники организации, включая технический персонал. Инсайдером может быть признано даже то лицо, которое может и не подозревать, что является носителем инсайдерской информации", - пояснил он.
В заключении профильного комитета также говорится о необходимости дополнительного обоснования выведения из-под действия законопроекта вопросов, связанных с деятельностью Центрального банка РФ, правительства РФ, региональных и муниципальных органов госвласти.
Опасения депутатов также связаны с отнесением средств массовой информации и рейтинговых агентств к инсайдерам наравне с другими участниками правоотношений. По мнению В.Резника, для них в законопроект должны быть внесены уточнения, которые учитывают особенности их деятельности.
Также депутаты намерены уточнить ко второму чтению законопроекта функции и полномочия федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков (ФСФР), в частности нормы, предоставляющие ему право получать сведения, составляющие банковскую тайну, право обращаться в ЦБ с предложением приостановить или отозвать лицензию на осуществление банковской деятельности, раскрывать третьим лицам информацию, полученную от кредитных организаций в соответствии с проектируемыми нормами.
Законопроект предусматривает ответственность за разглашение банковской тайны для Банка России, кредитных, аудиторских и иных организаций. Комитет также считает необходимым включить в этот список и ФСФР.
В целом В.Резник отметил, что в законопроекте недостаточно проработаны вопросы имущественной ответственности.
Законопроектом предусматривается взыскание с лица, совершившего сделку с нарушением требований документа, в доход государства по иску ФСФР дохода, полученного таким лицом по сделке, или суммы, которую это лицо сберегло в результате совершения сделки.
Кроме того, устанавливается субсидиарная ответственность юридических лиц за причинение ущерба действиями их сотрудников в результате использования ими инсайдерской информации.
Законопроект устанавливает запрет на совершение сделок с использованием инсайдерской информации, а также сделок, которые относятся к манипулированию. Такие сделки признаются ничтожными.