Санкции за Алеппо: что обсудят дипломаты после встречи по Сирии в Лозанне
Заочное спасение
В субботу, 15 октября, в швейцарской Лозанне прошла встреча глав МИД девяти государств, так или иначе участвующих в затяжной войне в Сирии. Помимо руководителей российской и американской дипломатии Сергея Лаврова и Джона Керри (они выступают главными переговорщиками по урегулированию конфликта) на встрече были и главы МИД Ирана, Ирака, Турции, Саудовской Аравии, Египта, Иордании и Катара — по сути, всех ключевых региональных игроков, за исключением Израиля и самой Сирии.
Заседание должно было стать попыткой спасти режим прекращения огня, который Лавров и Керри с трудом выработали к началу осени. После того как 9 сентября они объявили о соглашении, 13 сентября началось действие перемирия, но уже через три дня оно оказалось фактически сорвано: вначале ударом ВВС США по позициям сирийской армии, затем обстрелом неизвестными конвоя ООН и, наконец, возобновлением боев в Алеппо.
По словам самого Керри, заседание прошло именно так, как ему хотелось — а именно в формате «мозгового штурма» по совместному решению проблем. Как заявил иранскому агентству PressTV замглавы МИД Ирана Джабери Ансари, две трети всего времени министры обсуждали критерии, по которым «умеренную» сирийскую оппозицию можно отделить от радикалов и джихадистов.
По словам Керри, стороны договорились продолжить переговоры как можно скорее — новая встреча пройдет уже в понедельник, спустя двое суток после первой. Правда, за это время Керри примет участие еще в одной подобной конференции в Лондоне, где не будет российских дипломатов, но будут представители Великобритании, Франции и ФРГ. По словам корреспондента BBC, Керри планирует обсудить с европейскими дипломатами не «детали нового мирного плана», но лишь «свежие идеи» после лозаннской встречи.
Проблема разграничения повстанческих фракций является одной из ключевых при решении сирийской проблемы еще со времен Мюнхенской конференции в феврале 2016 года, когда была достигнута договоренность о дипломатическом вмешательстве крупных держав для начала политического процесса. Для Москвы и поддерживаемого ею режима Башара Асада круг враждебных террористических группировок заметно шире, чем для Запада, и борьба правительственной армии со всем спектром повстанцев вызывает резкую критику в США и Европе, вплоть до дипломатических скандалов.
Крупнейшим из них стала осада Алеппо, осуществляемая войсками Асада. В «котле» в восточной части города находятся не отряды ИГИЛ (запрещенная в России террористическая группировка), а вооруженная оппозиция. Причем, по данным Reuters, кроме 8 тыс. боевиков в городе блокированы 275 тыс. мирных граждан.
Золотая середина
Бомбардировку восточной части Алеппо при поддержке России западные дипломаты называют «варварством» и «военным преступлением». В начале октября американская газета The Wall Street Journal рассказала, что правительство Германии рассматривает возможность ввести против Москвы дополнительные санкции, связанные на этот раз с действиями в Сирии. По словам издания, речь шла не только о персональных, но и об экономических ограничениях.
Тогда представители бундесканцлера открестились от подобных обсуждений. Впоследствии собеседник РБК в ЕС пояснил, что среди 28 европейских держав действительно есть группа сторонников усиления санкций против России, но есть и группа противников ограничений как таковых. В связи с этим, подчеркнул источник, вероятнее всего, Брюссель выберет золотую середину и будет придерживаться курса на сохранение санкций в текущем объеме.
Это отражается и в заявлении главы Евросовета Дональда Туска, сделанном на прошлой неделе. «Для меня очевидно, что единственный выход — продлить санкции против России, иначе это будет капитуляция», — ответил он прессе на вопрос о том, будет ли ЕС снимать часть ограничений с России или вводить новые из-за ситуации в Алеппо.
Как отметила в субботу немецкая Frankfurter Allgemeine Zeitung, с поддержкой новых санкций вновь выступила бундесканцлер Ангела Меркель. Правда, для этого ей надо будет согласовать предложение сначала с немецкими социал-демократами как партнерами по правительственной коалиции, а затем с 27 коллегами из соседних стран. В этом свете введение новых санкций все же крайне маловероятно, отмечает издание. Но если предложение найдет поддержку, это будут, скорее всего, секторальные ограничения против российского ВПК и авиаиндустрии в частности.
На заседании глав МИД стран ЕС в понедельник, первым пунктом повестки которого стоит ситуация в Сирии, акцент, вероятнее всего, будет сделан на ухудшении гуманитарной ситуации, нежели на конкретных мерах против России. Однако эти меры будут обсуждаться в четверг-пятницу на двухдневном Евросовете (съезд глав государств и правительств ЕС).
Между тем на выходных сирийская вооруженная оппозиция продолжила наступление в районе сирийско-турецкой границы и отбила у боевиков ИГИЛ город Дабик к северу от Алеппо. Для исламистов этот город имеет символическое значение: именно там якобы произойдет финальная битва между христианами и мусульманами, в честь чего название города носит пропагандистский журнал, издаваемый ИГИЛ.