Впервые с 2013 года в России отмечен прирост миграции
Восстановление миграции
Об увеличении нетто-миграции в стране впервые с 2013 года говорится в мартовском выпуске мониторинга социально-экономического положения и самочувствия населения Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС (имеется в РБК). Эксперты ссылаются на статистический бюллетень и специальный доклад Росстата.
Из доклада следует, что в 2012 году общая международная нетто-миграция в Россию составляла 294,9 тыс. человек, в 2013 году — 295,9 тыс. человек. Дальше она стала снижаться до 280,3 тыс. в 2014 году, 245,4 тыс. в 2015 году. Однако в 2016 году нетто-миграция выросла до 261,9 тыс. человек.
По сравнению с 2015 годом прирост отмечен в обмене с Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменией. Положительный миграционный прирост восстановился с Узбекистаном.
Снизилась нетто-миграция с Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Молдавией. Основным миграционным донором для России в 2016 году оставалась Украина (118 тыс. нетто-мигрантов). Однако это все же ниже прошлогодних 146,1 тыс. человек.
Анализируя абсолютные показатели, авторы доклада отмечают, что за последние три года, начиная с максимального по объемам миграции 2014 года, численность граждан из основных стран — доноров трудовой миграции снизилась. Из Узбекистана — более чем на 30% в сравнении с 2014 годом, Таджикистана — на 13%. За три года сократилась численность мигрантов из Азербайджана и Молдавии.
По словам директора программ международного альянса «Трудовая миграция» Сергея Болдырева, количество мигрантов из СНГ в России снизилось в январе 2017 года на 5% по сравнению с тем же периодом 2016 года (с 8,2 млн человек до 8,1 млн).
Тем не менее доля граждан СНГ среди всех пребывающих иностранцев держится на отметке 85%, отмечается в докладе. По-прежнему не происходит восстановление докризисного уровня численности иностранцев из развитых стран Запада, отмечают эксперты. Снижение нетто-миграции со странами дальнего зарубежья особенно заметно после всплеска в 2011–2013 годах. Если в 2012 и 2013 годах нетто-миграция с этими странами превышала 20 тыс. человек, то с 2014 года она составляла 10 и менее тыс. человек.
Причины падения и роста
В докладе динамика миграционных показателей увязывается с изменением ситуации в странах — миграционных партнерах, а также переменами в самой России. Процесс миграции зависит от либерализации или ужесточения политики в сфере миграции и гражданства, а также социально-экономических показателей, считают авторы доклада.
Снижение общего числа мигрантов с 2014 года Болдырев называет плавным и связывает с введением санкций против России. «[После введения санкций в отношении России] соответственно, ухудшилась [российская] экономическая ситуация, и ухудшение привело к снижению спроса на трудовые ресурсы», — рассказал эксперт РБК.
Позитивная динамика нетто-миграции из ближнего зарубежья в последний год связана с «надеждой на экономическое оживление», считает директор Центра этнополитических и региональных исследований Владимир Мукомель. «Мигранты из ближнего зарубежья в основном приезжают на заработки, и сейчас ситуация [в России] относительно стабильная», — пояснил он.
Центры притяжения
Основные центры притяжения мигрантов, отмечается в докладе, практически не изменились. Лидируют Москва и Московская область (суммарный миграционный прирост в 2016 году составил 132,8 тыс. человек), Санкт-Петербург и Ленинградская область — 66,4 тыс., Краснодарский край — 55,7 тыс., Севастополь и Республика Крым — 24,1 тыс. человек.
В то же время многие регионы Приволжского федерального округа продолжают терять население, как и регионы Европейского Севера, Северного Кавказа, Сибири и Дальнего Востока. Из последнего в предыдущие три года в среднем выезжали по 20 тыс. человек, отмечается в докладе. Не исключено, что в будущем миграционная убыль населения Дальнего Востока прекратится, отмечают исследователи, но пока в масштабах страны они продолжают оставаться периферией.
В докладе отмечается: фиксируемые Росстатом масштабы эмиграции из страны (последовательное ее снижение начиная с 2000-х годов) не подтверждает зарубежная статистика. По большинству стран число эмигрантов из России отличается от данных Росстата в разы, говорится в мониторинге. В докладе речь идет именно о миграции в страны дальнего зарубежья, а не в СНГ, объяснил один из авторов, ведущий научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Никита Мкртчян.
«Статистика лучше собирается в странах и регионах прибытия: уезжая из России, мы нигде не обязаны отмечаться, а в странах, куда наши люди уезжают, их учитывают», — сообщил он. По словам Мкртчяна, в странах приезда статистика по эмигрантам из России в разы больше и это связано с тем, что после переезда бывшие соотечественники, «скорее всего, начинают где-то регистрироваться, получать виды на жительство». Статистика может отличаться «и в три, и в десять раз», но в странах прибытия она значительно больше, пояснил эксперт.