Глава ЦИК рассказала про вызвавшие общественный резонанс случаи нерегистрации. Речь идет о двух сильных претендентах на пост главы региона — мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана в Свердловской области и сенатора от КПРФ Вячеслава Мархаева в Бурятии.
Вячеслав Мархаев
(Фото: Алексей Головщиков / «Коммерсантъ»)
По ее словам, Мархаев корректно выдвинулся, открыл избирательный счет в Сбербанке, собрал необходимое количество подписей депутатов, первый их сдал, но в итоге «споткнулся» о местный административный ресурс, «который был применен в тщательно завуалированной циничной форме». Глава ЦИК предположила, что один из кандидатов заранее собрал подписи в количестве, превышающем законодательную норму и, зная, какие подписи сдал Мархаев, несколько подписей продублировал. «Мы дважды тщательно и подробно разбирали всю эту предельно неприличную ситуацию, ища хоть малейшую зацепку, чтобы Мархаева зарегистрировать, не нарушая закона, но вынуждены были отказать по формальным признакам. Это как раз тот случай, когда все верно по форме, но по существу полное издевательство», — посетовала глава ЦИК. Центризбирком направил материалы о срыве кампании в Бурятии генпрокурору.
Ройзман же «сам преждевременно «сошел с дистанции», несмотря на определенный шанс пройти сквозь фильтр», считает Памфилова. Обобщающее утверждение мэра Екатеринбурга о невозможности преодолеть фильтр не соответствует действительности, утверждает она. В 16 регионах, где в этом году проводятся губернаторские выборы, из 105 выдвинувшихся кандидатов зарегистрировались 75. Конкретно в Свердловской области в 70 муниципальных образованиях из 73 осталось несколько сотен невостребованных подписей депутатов, и «никакого блокирующего пакета в 18 сельских поселениях не удалось обнаружить», сказала глава ЦИК.
Евгений Ройзман
(Фото: Александр Щербак / ТАСС)
«По сбору подписей [Ройзманом] возникло много вопросов, и его малоубедительный снимок 24 подписных листов вызывает их еще больше», — добавила она. Претензии у Памфиловой и к «запоздалой» процедуре выдвижения Ройзмана от «Яблока», поскольку у партии в некоторых регионах, включая Свердловскую область, возникли «серьезные внутрипартийные неурядицы». Памфилова уверила, что ЦИК пытался помочь Ройзману рекомендациями, «но в ответ мы получили оскорбительное и безосновательное заявление партии «Яблоко» в мой адрес» и добавила, что мэр Екатеринбурга — единственный из всех кандидатов, который не открыл избирательный счет. «Получилось громко и неловко. С трудом могу себе представить брутального господина Ройзмана, высокопоставленного чиновника, государева человека, руководителя крупного города, обладающего определенным административным ресурсом, этакой слабенькой жертвой, затравленной режимом!» — заключила глава ЦИК.
«Я сознательно понимал, что мне не дадут зарегистрироваться, но сделал все, что мог», — прокомментировал РБК Ройзман. По его мнению, «Памфилова не понимает элементарных вещей, с которыми никогда не сталкивалась», например факта, что для прохождения муниципального фильтра открытия избирательного счета не требуется. Политик сказал, что выборам его учить не надо, поскольку он выигрывал все кампании, в которых участвовал [в Госдуму и мэра Екатеринбурга], а муниципальный фильтр — это «антиконституционное учреждение». «Я сам столкнулся с тем, что его пройти невозможно. Те, кто его прошел в Свердловской области, получили все подписи из одних рук, в одном штабе (и.о. губернатора области Евгения Куйвашева. — РБК). Поэтому выборы в Свердловской области — игры наперсточников, и уважающий себя человек не должен участвовать в этом обмане избирателей», — заявил Ройзман.
«Мне в этой ситуации непонятна позиция Памфиловой. Возможно, она не знает, что происходит, тогда это говорит о ее компетенции. А если она знает, что происходит и пытается черное назвать белым, то это говорит о ее нравственных и моральных качествах», — заключил политик.
Подробнее читайте в полной версии интервью Эллы Памфиловой РБК