Тройственный союз
Трехсторонний формат сотрудничества между Турцией, Грузией и Азербайджаном существует длительное время, напоминает Мусабаев. В 2007 году в Грузии состоялась первая встреча с участием президентов Азербайджана и Грузии Ильхама Алиева и Михаила Саакашвили с премьер-министром, а ныне президентом Турции Реджепом Эрдоганом. Такие встречи проходили в 2012 и 2013 годах, неоднократно встречались министры иностранных дел и обороны, таможенники и министры по делам чрезвычайных ситуаций. Воскресная встреча министров обороны стала четвертой.
Министры обороны обсуждали военно-политическую ситуацию в регионе и вопросы, связанные с урегулированием карабахского конфликта. «Была подчеркнута важность мирного урегулирования конфликтов и подхода к суверенитету, территориальной целостности друг друга в рамках норм международного права», — заявил Гасанов.
Турция во время апрельского четырехдневного военного противостояния между Азербайджаном и Нагорным Карабахом выступила на стороне Баку. «Мы молимся за то, чтобы наши азербайджанские братья одержали победу в этих боях с наименьшими потерями. Мы поддержим Азербайджан до конца», — цитировал 3 апреля Business Insider слова президента Турции Реджепа Эрдогана.
Позиция Грузии по-разному трактовалась Баку и Тбилиси. 4 апреля Минобороны Азербайджана заявило, что министр Хидашели высказалась в поддержку территориальной целостности Азербайджана. Однако Минобороны Грузии в последовавшем сообщении указало на то, что министр обороны лишь выразила надежду на то, что сторонам удастся достигнуть прекращения огня и процесс вернется за стол переговоров.
Российские эксперты усматривают в углублении сотрудничества трех стран перспективу формирования военного альянса. По словам президента Международного центра геополитического анализа Леонида Ивашова, Турция и Азербайджан уже давно находятся в союзнических отношениях друг с другом. Присоединение к этому союзу Грузии, считает эксперт, связано с тем, что грузинская сторона потеряла самостоятельность во внешней политике. «Под давлением США, которые имеют сильное влияние, эти страны формируют антироссийский альянс», — утверждает Ивашов. Эксперт отмечает, что этот союз недолговечен, пока в нем заинтересованы США.
«Это закономерное решение, и у союза долгосрочные перспективы», — комментирует намерения трех стран подписать меморандум заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.
«Навряд ли эта инициатива станет более широкой (превратится в некий военный альянс), поскольку между Турцией и Азербайджаном с 2010 года действуют военные соглашения, по уровню взаимодействия сопоставимые с армяно-российским военным сотрудничеством», — не согласен армянский эксперт Григорян. Основной упор делается на охрану, сотрудничество может быть расширено, так как есть необходимость координации по антитеррористической борьбе и против любых рисков, которым могут быть подвержены и Турция, и Грузия, и Азербайджан, рассуждает Мусабаев. Однако, по его мнению, не стоит говорить о формировании некоего фронта сопротивления военному альянсу Армении и России, так как Грузия никогда не стремилась портить отношения с Арменией, а Азербайджан — с Россией.
История учений
Грузия регулярно проводит учения с США и НАТО. 11 мая недалеко от Тбилиси начались двухнедельные грузино-американские учения Noble Partner. В них принимают участие около 1300 солдат и офицеров, половина из которых — американские военнослужащие, приписанные к 3-й пехотной дивизии и 173-й воздушно-десантной бригаде США. Также участвуют 500 грузин из 4-й бронетанковой бригады и 150 британских военных 3-го пехотного полка.
Грузия и США с 2011 года проводили в Вазиани учения Agile Spirit. В 2015 году учения прошли под эгидой НАТО. В них приняли участие пять стран — членов альянса: Румыния, Болгария, Латвия, Литва и США.
Турция, которая, согласно рейтингу Global Firepower, входит в десятку сильнейших стран на планете, имеет самую большую из трех стран армию. Согласно докладу Military Balance 2016 Международного института стратегических исследований, в турецких вооруженных силах несут службу 510,6 тыс. военнослужащих (для сравнения, в России — 798 тыс.), без учета резерва в 378,7 тыс. человек. На вооружении Турции стоят 2,5 тыс. танков, 7,8 тыс. единиц артиллерии и 364 боеспособных самолета.
Возможности Грузии и Азербайджана на порядок ниже, следует из доклада. В вооруженных силах Азербайджана несут службу 66,9 тыс. человек и 300 тыс. резервного состава, у Грузии численность вооруженных сил составляет 20,6 тыс. человек. Страны имеют 439 и 123 основных боевых танка соответственно. У Азербайджана 542 артиллерийские и минометные установки, у Грузии — в два раза меньше. Кроме того, военно-воздушные силы обеих стран сильно уступают возможностям Турции. На вооружении у грузин есть два штурмовика Су-25, шесть вертолетов Ми-24 и 17 Ми-8. У Азербайджана арсенал ВВС богаче: 14 истребителей МиГ-29, два бомбардировщика Су-24 и 16 штурмовиков Су-25. За безопасность в небе над двумя странами отвечают российские системы «Бук-М1», «Оса» и С-300В.
Авторы
Полина Химшиашвили, Антон Баев