Кремль пообещал помощь неполитическим НКО
Первое заседание рабочей группы по корректировке законодательства об НКО при управлении внутренней политики администрации президента (АП) было практически полностью посвящено социально-ориентированным некоммерческим организациям.
Не до политики
О создании рабочей группы он объявил в начале августа, поручение скорректировать законодательство о НКО своей администрации дал Владимир Путин еще в марте. 1 октября на заседании президентского совета по правам человека (СПЧ) Путин еще раз напомнил о необходимости корректировки закона о НКО и конкретизации наиболее скандального и противоречивого понятия в документе «политическая деятельность».
Минюст и прокуратура признают НКО иностранными агентами только в том случае, если они усмотрели в работе правозащитников политическую деятельность, которой они занимаются на зарубежные деньги. Сейчас в реестре НКО-иностранных агентов более 70 организаций. Предложения по корректировке законодательства заинтересованные стороны должны предоставить в течение ближайших трех месяцев.
Как рассказал РБК один из участников заседания, вопросы о конкретизации понятия «политическая деятельность» участники поднимать не стали, ограничившись лишь упоминанием этой задачи. «Было решено обратиться к этом вопросу позже — после того, как в управление внутренней политики поступят предложения», — сказал собеседник РБК.
Вместо этого, по его словам, участники заседания, среди которых были представители Совета Федерации, Госдумы, Общественной палаты (ОП), СПЧ и региональных правительств, несколько часов обсуждали, как, с одной стороны, «наладить контроль за расходованием государственных денег, выделяемых социально-ориентированным НКО, а с другой — развить этот сектор некоммерческой сферы».
Еще один реестр
Одной из главных тем обсуждения на заседании было создание отдельного реестра социально-ориентированных НКО. На создании реестра с начала года настаивает секретарь ОП Александр Бречалов. «Сейчас два основных реестра — Минюста и Минэкономразвития, исчерпывающей информации о статусе, контактной информации ни в одном реестре нет», — говорил Бречалов в апреле (цитата по Интерфаксу).
О необходимости объединения разрозненных баз, контролирующих социально-ориентированные НКО, говорили и на заседании рабочей группы. «Товарищества собственников жилья тоже считаются НКО, но их контролирует Федеральная налоговая служба, а Минюст об этом ничего не знает. Или, например, Минюст контролирует религиозные группы — это религиозные организации без юридического лица — но они регулируются в отрыве от остальных НКО», — рассказал участник группы РБК.
Какое ведомство будет единым оператором социально-ориентированных НКО, на заседании не обсуждали, но предполагается, что это должен быть Минюст, который сейчас курирует такого рода организации.
Единый реестр социально-ориентированных НКО предлагается создать еще и для усиления контроля за распределением и расходованием государственных грантов. Сейчас социально-ориентированные НКО могут ежегодно рассчитывать на гранты от президента (в 2015 они составили порядка 4 млрд руб.) и гранты от Минэкономразвития (в 2015 году они составили порядка 1 млрд руб.).
Контроль предлагается наладить, обязав НКО подтверждать свою социально-ориентированную направленность, сказал РБК председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов. «Если НКО занимается охранным бизнесом, но 2% ее деятельности социально-ориентированные — например, оказание юридической помощи ветеранам, — то в реестр социально-ориентированных НКО она не попадет», — пояснил Нилов суть высказанных на заседании предложений.
Механизм подтверждения социально-ориентированной направленности НКО пока не определен даже на уровне обсуждений в рамках рабочей группы. В качестве варианта, говорит Нилов, за контролем над социальными НКО могут следить специальные комиссии из числа представителей Минюста, ОП или СПЧ. При этом Нилов подтверждает, что предлагаемая процедура увеличит документооборот: «Главное, чтобы этот механизм не стал коррупционным».
Другой участник заседания рассказал РБК, что также обсуждались вопросы предоставления налоговых льгот социально-ориентированным НКО и расширенного допуска организаций к госзаказам. Впрочем, рассчитывать на налоговые льготы, которые еще не определены, смогут только те НКО, которые докажут свой социально-ориентированный статус, уточнил собеседник.
Для НКО, которые смогут претендовать на преференции, в том числе и на налоговые льготы, планируется ввести специальное название и выделить эти организации в отдельную подгруппу. «Пока рабочее название – социально-ориентированные НКО повышенной социальной пользы. Идея в том, чтобы разделить подходы к разным видам социально-ориентированным НКО: преференциями от государства дать организациям, которые занимаются исключительно социальной работой, стимул к развитию», -- объяснила РБК член СПЧ Елена Тополева-Солдунова.