И.Клебанов: «Курск» поднимут на российском оборудовании
Напомним, что после заключения договора о подъеме АПЛ «Курск» с фирмой Mammoet член государственной комиссии по подъему "Курска" Григорий Томчин заявил, что контрагентами голландской фирмы Mammoet, скорее всего, выступят те же фирмы и те же люди, которые в случае заключения договора с консорциумом выступали бы там также в этом качестве.
Он также объяснил, что отказ от услуг международного консорциума по подъему АПЛ был вызван чисто коммерческими причинами. Консорциум хотел растянуть операцию по подъему подводной лодки на 2 года, что потребовало бы дополнительных затрат. Кроме того, Томчин отметил, что "Операция по подъему "Курска" - это сложная операция, которая вызывает много сомнений". Он еще раз подтвердил, что окончательные сроки операции установлены 20 августа - 15 сентября. В ходе операции на поверхность Баренцева моря будут поднята кормовая и центральная часть "Курска" с реактором по 18-й шпангоут. Поврежденная носовая часть лодки пока останется на дне.
При подъеме количество российских и иностранных водолазов будет равным. В подъеме первого отсека подлодки примут участие те же специалисты-водолазы, которые поднимали тела погибших. С учетом резерва команда российских водолазов составит 16 человек. В настоящее время продолжаются переговоры с концерном Halliburton по участию в водолазных работах. Российские специалисты проведут основной фронт работ по дополнительному обследованию подлодки и нанесут разметку для вырезки технологических отверстий в корпусе.
В целом ЦКБ "Рубин" отклонило более 500 проектов операции по подъему АПЛ "Курск". В том числе руководством "Рубина" были отклонены свой собственный проект, проекты ЦНИИ имени Крылова и 40-го НИИ аварийно-спасательного дела, водолазных и глубоководных работ Минобороны РФ.
Россия не была готова к подъему "Курска" в дни аварии, поскольку работы на нефтяных месторождениях на морских шельфах Россия освоила недавно, и у нее нет соответствующего опыта и оборудования.
Что касается истории катастроф на подводном флоте, то в ходе столетней истории создания подводных лодок во всем мире утонуло около 230 подлодок, из них 7 атомных (5 российских и 2 иностранных). На утонувших судах погибли 4 тысячи 600 моряков. Ежегодно, согласно мировой статистике, гибнет 350-400 обычных судов.