Лента новостей
Министр обороны Украины опубликовал в Facebook фото разрушенного Кремля Политика, 21:26 Компания Вексельберга приостановила переговоры о слиянии с «Газпромом» Бизнес, 21:18 Глава совдира «Коммерсанта» связал увольнения с подозрением в «заказе» Технологии и медиа, 21:13 Путин поздравил баскетболистов ЦСКА с победой в Евролиге Спорт, 21:10 Журналисты «Коммерсанта» опубликовали письмо к читателям после увольнений Бизнес, 21:09 Бизнес победителей: как увидеть северное сияние в тепле и комфорте РБК и ВТБ, 21:09 Смена портретов: как прошла инаугурация Владимира Зеленского Политика, 20:58 Британские хоккеисты выиграли первый за 57 лет матч в высшем дивизионе ЧМ Спорт, 20:58 СК возбудил дело о взятке против замглавы минсельхоза Краснодарского края Общество, 20:45 Зеленский попросил США ужесточить санкции против России Политика, 20:45 В Австрии после отставки главы МВД развалилось коалиционное правительство Политика, 20:44 Организаторы «Евровидения» ответили на претензии из-за голосов Белоруссии Общество, 20:18 Сборная Швеции по хоккею выиграла пятый матч подряд на чемпионате мира Спорт, 20:13 Reuters узнал о попытках продать загрязненную российскую нефть в Китай Бизнес, 20:01
Протест дальнобойщиков ,  
0 
В правительстве рассказали о пользе системы «Платон» для всей страны
Представители власти в КС обсудили законность введения системы «Платон» для дальнобойщиков. Во время дебатов они вспоминали древнегреческих философов и рассуждали об истине и справедливости
Участники акции дальнобойщиков против системы оплаты проезда по федеральным трассам «Платон» на площади Яузских ворот. 3 апреля 2016 года (Фото: Антон Новодережкин/ТАСС)

Конституционный суд в четверг рассмотрел вопрос о законности сбора за проезд по федеральным дорогам по системе «Платон» для дальнобойщиков. С жалобой в Конституционный суд обратились 92 депутата Госдумы от партии КПРФ. Они посчитали, что новый сбор для дальнобойщиков за проезд по федеральным трассам не соответствует Конституции.

Обязанность регистрировать все большегрузные автомобили (весом более 12 т) в системе «Платон» (плата за тонну) появилась для автомобилистов в ноябре 2015 года и вызвала крупные протестные акции во многих регионах страны. Сейчас, чтобы отправиться в рейс, дальнобойщики должны оформить маршрутную карту, установить на автомобиль дополнительное оборудование и платить пока по льготному тарифу по 1,5 руб. за каждый километр.

Рост инфляции

Позицию заявителей в суде поддерживал депутат из фракции КПРФ Юрий Синельщиков — зампредседателя комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. Он настаивал, что новый сбор является ничем иным, как налогом, и дублирует уже существующие налоги, например дорожный налог.

Синельщиков указывал, что любые налоги должны вводиться федеральными законами, но оспариваемый сбор был установлен постановлением правительства, что является существенным нарушением.

Собирать такую плату с автомобилистов, как и любые другие налоги, должны государственные органы. В оспариваемом случае сбор осуществляет коммерческая структура, указывал Синельщиков, — оператор «РТ-Инвест Транспортные системы» (компания принадлежит Игорю Ротенбергу, Андрею Шипелову и структурам «Ростеха». — РБК).

Платежи, которые выплачивают дальнобойщики, сейчас по закону никак не дифференцируются для автомобилей весом 12 т и весом 48 т, вне зависимости идет машина с грузом или пустая, отмечал Синельщиков.

«Новый сбор повлечет рост инфляции в стране как минимум на 1,5%», — оглашал прогнозы экспертов депутат.

«Платон мне друг»

В поддержку «Платона» выступили все представители власти. Член Совфеда Петр Кучеренко и представитель президента Михаил Кротов настаивали, что новый сбор не является налогом: взамен на его оплату дальнобойщики получают право на проезд по дорогам.

Ранее в отзыве в КС ту же позицию отстаивал Минфин.

Дифференцировать плату для грузовиков разного веса пока невозможно, указывал представитель правительства Михаил Барщевский. В Европе уже, по его словам, давно действуют аналогичные системы, и каждая из них определяет стоимость проезда по разным критериям. В России же установлена самая низкая сумма сбора, поддерживала его представитель Генпрокуратуры Татьяна Васильева.

«Мы привыкли думать, что этот сбор возложен на водителей, но нет — он возложен на грузоотправителей, а потом уже на нас — на потребителей», — выступал Барщевский. Он отмечал, что у грузоотправителя есть выбор — отправить груз «Газелями», по железной дороге или на большегрузных автомобилях, включив этот сбор в стоимость перевозки.

Фотогалерея 
Дальнобойщики встали: введение платы за проезд привело к протестам

«Эта система стимулирует использовать более дешевые и менее вредные способы перевозки. Железные дороги, например, экономически более чистый транспорт», — говорил Барщевский.

В своем выступлении он призвал судей посмотреть на проблему глобально: «Справедливость, как и абсолютная истина, недостижима. Но эти нормы, введение «Платона», делают нашу жизнь лучше или хуже? Тот порядок, который был до «Платона», он был более справедлив или нет?»

Барщевский настаивал, что введение платы за качественную дорогу, ее своевременный ремонт и дифференциация между легковыми автомобилями и грузовыми уже является движением в правильном направлении.

«Сейчас у нас есть «Платон». Неизвестно, что будет дальше», — рассуждал Барщевский. «После Платона был его ученик, который сказал: «Платон мне друг, но истина дороже», — парировал цитатой Аристотеля председатель КС Валерий Зорькин.

Выслушав стороны, высокие судьи удалились на совещание. Как правило, свое решение они принимают в течение месяца.