Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Личный опыт: я живу в частном доме РБК и Элитная недвижимость, 01:50 МВФ и Украина договорились о новой помощи на $5,5 млрд Политика, 01:25 Нетаньяху сообщил детали телефонного разговора с Путиным Политика, 01:18 Погибшей из-за аварии в Нижнем Новгороде оказалась мама одной из школьниц Общество, 00:53 США признали отставание от России в разработке гиперзвукового оружия Политика, 00:44 Интеллектуальный кроссовер Haval F7X: передовые технологии, смелый нрав РБК Стиль и Haval, 00:31 На Украине объявили траур по погибшим при пожаре в одесском колледже Общество, 00:15 Промоутер Поветкина анонсировал повторный бой с Хантером Спорт, 00:12 Полиция опровергла данные о работе в МВД виновника ДТП в Нижнем Новгороде Общество, 07 дек, 23:57 Два подростка скончались в центре Блохина после пересадки костного мозга Общество, 07 дек, 23:27 Саммит МОК осудил виновных в подмене допинг-проб московской лаборатории Спорт, 07 дек, 23:25 Как открыть школу блогеров, если тебе 19 лет РБК Стиль и YE’S apartaments, 07 дек, 23:16 Попавшего в аварию в Нижнем Новгороде водителя лишали прав за пьяную езду Общество, 07 дек, 23:11 В Казани во время пожара в пятиэтажке погибли два человека Общество, 07 дек, 23:02
Протест дальнобойщиков ,  
0 
Минфин объяснил законность введения сбора с дальнобойщиков
Вызвавшая протесты дальнобойщиков плата за проезд большегрузных автомобилей по федеральным трассам не противоречит Конституции, считает Минфин. Это не налог, а сбор, и правительство могло его ввести самостоятельно
Фото: Пётр Ковалёв для РБК

В четверг, 14 апреля, Конституционный суд (КС) рассмотрит запрос депутатов Госдумы от КПРФ о соответствии Конституции системы сбора платы с тяжелых грузовиков. Обращение подписали 92 депутата партии. КПРФ утверждает, что плата является налогом, но введена не федеральным законом, а постановлением правительства, что противоречит 57-й статье Конституции. 

Минфин в отзыве в КС (есть у РБК) отвергает обвинения. По мнению министерства, собираемая плата является сбором, а не налогом, а сборы могут устанавливаться нормативным актом правительства.

Поясняя неналоговую природу сбора, Минфин пишет, что для платы за проезд ​характерна свобода выбора, не свойственная налоговому платежу. Налог обязателен к уплате, а перевозчики могут выбрать любой способ перевозки грузов, в том числе не пользоваться большегрузными автомобилями и не платить сбор. Еще один аргумент ведомства: за неоплату проезда предусмотрен штраф, а неуплаченный налог все равно нужно заплатить. ​

Источник в Минфине подтвердил РБК содержание письма. Представитель ведомства пока не ответил на запрос РБК.

Свои отзывы в КС направили и другие органы власти и общественные организации, например Минюст и Торгово-промышленная палата (ТПП).

Минюст также не считает «Платон» налогом и полагает, что он не противоречит Конституции. В отзыве ведомства говорится, что Конституция не мешает правительству устанавливать ставки подобных платежей, но лишь «при определенных условиях». Эта оговорка содержится и в отзыве Минфина, однако сути ни одно из ведомств не поясняет.

Фотогалерея 
Дальнобойщики встали: введение платы за проезд привело к протестам

ТПП также пишет, что сбор не противоречит Конституции, так как не является налогом. ​

Собирать плату с 12-тонников за проезд по федеральным трассам начали 15 ноября 2015 года, он взимается через систему «Платон». Проезд 1 км федеральной трассы стоит 1,53 руб. Система стала причиной  недовольства водителей по всей стране: на массовые акции протеста вышли дальнобойщики в 40 регионах.

Планировалось, что в 2016 году бюджет получит от введения системы сбора платы через «Платон» 39,5 млрд руб. (при тарифе 3,06 руб. за километр). Однако в середине марта министр транспорта Максим Соколов заявил, что поступления составят «немногим более 20 млрд руб.». Это связано с тем, что в феврале правительство приняло решение продлить льготный тариф на неопределенный срок и отменить его индексацию. За обслуживание и создание системы государство должно выплачивать концессионеру — «РТ-Инвест Транспортные системы» (на 50% принадлежит Игорю Ротенбергу, еще на 50% — бизнесмену Андрею Шипелову и структурам «Ростеха»)  — по 10,6 млрд руб. в год.

На 11 апреля через «Платон» было собрано 6 млрд руб., в системе зарегистрированы 688 тыс. пользователей.

Магазин исследований: аналитика по теме "Финансы"