Дума обсудит закон о юриммунитете иностранного государства
Председатель правительства РФ Михаил Фрадков распорядился внести в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации проект федерального закона "О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и его собственности".
Как сообщает пресс-служба правительства РФ, заместитель министра экономического развития и торговли Российской Федерации Виталий Савельев назначен официальным представителем правительства Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального собрания РФ проекта федерального закона "О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и его собственности".
Напомним, на заседании правительства 24 декабря 2004г. рассматривался вопрос о проекте федерального закона "О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и его собственности". Как отмечалось на заседании, закрепление в действующем в Российской Федерации законодательстве абсолютного иммунитета иностранного государства не ведет к автоматическому признанию иммунитета российского государства в иностранных судах.
Переход экономики России на рыночные отношения, ликвидация государственной монополии внешней торговли, проведенная приватизация поставили вопрос о необходимости привести российское законодательство по проблемам иммунитета иностранного государства в соответствие с реалиями сегодняшнего дня. Все это свидетельствует о том, что российское законодательство, основанное на концепции абсолютного иммунитета государства, нуждается в изменении. В этих условиях назрела необходимость разработки и принятия законодательного акта, который при определенных условиях ограничивал бы юрисдикционный иммунитет иностранного государства. Одновременно стоит задача урегулирования особенностей правового режима споров с участием Российского государства по искам иностранных лиц, в частности в свете проблемы юрисдикционного иммунитета, в той мере, в какой это может быть предметом внутреннего законодательства Российской Федерации.
Указанный законопроект базируется на концепции ограниченного иммунитета иностранного государства и его собственности, будучи направлен на уточнение сферы действия принципа иммунитета иностранного государства с учетом современных реалий. Проект исходит из необходимости защиты интересов соответствующих физических и юридических лиц, вступающих в отношения с иностранным государством.
Отметим, что иммунитет имеет два аспекта. С одной стороны, это право государства на освобождение от юрисдикции другого государства, т.е. право на неприменение к нему принудительных мер со стороны судебных, административных и иных органов государства. С другой – это частичный отказ государства от осуществления своей юрисдикции при сохранении ограничений в отношении действий и имущества иностранного государства, т.е. отказ от применения принудительных мер своими судебными органами в отношении иностранного государства.
Судебный иммунитет предполагает следующее: ни одно государство не может принудить иностранное государство выступать в качестве ответчика в судах первого государства; иностранное государство подсудно судам другого государства только если иностранное государство ясно выразило согласие на это; ни одно государство не может отказать иностранному государству в праве выступать истцом в судах этого государства.
Обоснованием концепции иммунитета служит, главным образом, концепция суверенитета государства. На протяжении истории своего развития этот институт приобретал разное правовое обоснование, а вместе с этим росло и его значение в отношениях между государствами. Первоначально он диктовался международной вежливостью, а позже нашел свое закрепление в качестве международно-правового обычая.
В современном международном частном праве более остро стоит вопрос об ограничении иммунитета государства. Учитывая связь иммунитета с суверенитетом государства, можно провести следующую параллель. XX век показал, что развитие государств в изоляции невозможно. В связи с объективным процессом глобализации экономической и социальной жизни выявилась тенденция стремления государств к интеграции в мировую экономику. Иными словами, сегодня появляются гражданско-правовые отношения трансграничного характера. Соответственно, для защиты прав других участников этих отношений – граждан и юридических лиц требуется механизм ограничения суверенитета государства в подобного рода сделках. Не менее важно унифицировать хотя бы в малой доле законодательство об иммунитете различных стран.
Первая попытка унификации была предпринята с принятием Брюссельской конвенции для унификации некоторых правил относительно иммунитета государственных судов от 10 апреля 1926 г. Первым договором, рассматривающим проблему иммунитета в целом, явилась Европейская конвенция об иммунитете государств, принятая в 1972 г.
Сейчас в различных государствах существуют отличные концепции об иммунитете; по-разному определяется само понятие “иммунитет”. А некоторые страны вообще не имеют законодательства об иммунитете, определяя его через судебную практику. Для того, чтобы не было пробелов в праве и чтобы иметь четкость в понятиях, касающихся данного института, возникает острая необходимость в принятии единого унифицирующего акта. В данном случае единый нормативно-правовой акт должен закреплять полный перечень видов собственности, которые пользуются иммунитетом от принудительного исполнения судебных решений; устанавливать основания исков и порядок реализации принудительных действий. Безусловно, сегодня наиболее эффективным в этом аспекте является законодательство США.