Референдум раздора: зачем Киргизии новая Конституция
В воскресенье в Киргизии пройдет референдум по изменению Конституции республики, принятой после революции 2010 года. Сторонники перемен заявляют, что эти изменения позволят сделать политическую систему в стране более устойчивой, противники подозревают президента Алмазбека Атамбаева в том, что он намерен сохранить контроль за происходящим в политике после своего ухода.
Цель референдума
Референдум по внесению изменений в Конституцию пройдет одновременно с выборами в местные советы. Разработчики изменений заявляли, что всего вносятся 36 поправок в 24 главы Конституции и в преамбулу, напоминает «Интерфакс».
Нынешняя Конституция была принята после революции 2010 года, одним из лидеров которой был Атамбаев. В ней была изменена политическая модель страны, и Киргизия стала единственной в Центральной Азии парламентской республикой.
Реформа Конституции была инициирована лидерами Социал-демократической партии Киргизии (СДПК), лидером которой до избрания президентом в 2011 году был Атамбаев. Сама СДПК в парламенте занимает 38 из 120 депутатских кресел, однако в коалиции с парламентскими фракциями «Бир-Бол» (12 мест) и «Кыргызстан» (18 мест) составляет правящее большинство в парламенте.
Самые значимые изменения Конституции касаются полномочий премьер-министра республики, которые будут существенно расширены. Реформа предполагает, что глава правительства сможет назначать и увольнять министров без одобрения президента и без участия местных советов. После принятия новой Конституции премьер-министр при задержке более чем на пять дней с подписанием указа об увольнении членов правительства со стороны президента получит возможность отправлять в отставку членов кабмина своим решением.
Премьер также может получить право блокировать законопроекты, которые предусматривают увеличение расходов бюджета, возвращая их обратно в парламент. Кроме того, премьер-министр и его заместители получат право сохранять за собой депутатский мандат, который позволит им вернуться на свое кресло в парламенте после отставки.
Кроме того, в новой редакции Конституции усложняется процедура выражения недоверия правительству — парламенту будет необходимо заручиться поддержкой не менее двух третей депутатов, а не простым большинством. Поправки также ужесточают правила выхода фракций из парламентской коалиции большинства.
Предлагается реформировать и судебную систему. В новой редакции Конституции Киргизии президент страны получает право представлять кандидатов на должность судей Конституционной палаты (Конституционный суд республики) и отстранять их от должности, если две трети парламента поддержат это предложение.
Предлагается также отменить срок давности по тяжким преступлениям, связанным с экоцидом, геноцидом и злоупотреблениями при разработке крупнейшего в Киргизии золоторудного месторождения Кумтор, разрешение на разработку которого при президенте Курманбеке Бакиеве получила компания Cameco Corporation. Нынешние власти Киргизии считают его заведомо невыгодным для государства и хотят пересмотреть.
Еще одна новация касается верховенства норм международного права. В новом тексте Конституции, с одной стороны, подтверждается приверженность страны построению государства, «высшей ценностью» которого является «человек, его жизнь, здоровье, права и свободы», а с другой — исключается приоритет норм международных договоров по правам человека, действие которых предлагают определять законами Киргизии. Кроме того, вносится пункт, определяющий брак как «союз мужчины и женщины», а также поправка, которая допускает лишение гражданства.
Референдум раздора
Статьи, которые расширяют полномочия премьера, вступят в действие только с декабря 2017 года, то есть уже после того, как закончится президентский срок Атамбаева. По закону президент Киргизии может быть избран только на один шестилетний срок, однако неограниченное количество раз может претендовать на пост премьера. Критики нового закона опасаются, что Атамбаев — лидер одной из крупнейших партий страны, ведущей политической силы в парламенте — станет премьер-министром и получит контроль над всей исполнительной властью Киргизии.
Восемь человек, которые вместе с Атамбаевым входили в состав временного правительства, созданного в Киргизии после революции 2010 года, в августе 2016 года написали открытое письмо, в котором призвали президента отказаться от идеи провести референдум. Среди тех, кто поставил свои подписи под документом, — президент Киргизии переходного периода Роза Отунбаева, которая управляла страной с июля 2010 года до избрания Атамбаева в декабре 2011 года.
Они указывают на то, что текст новой Конституции существенно ограничивает права и свободы граждан, лишает суды независимости от президента и правительства и подвергает страну опасности узурпации власти. Кроме того, они обратили внимание на то, что действующая Конституция прошла международную экспертизу Венецианской комиссии и ряда других признанных международных организаций, а новый текст Основного закона таким экспертизам подвергнут не был.
Атамбаев в ответ на это заявил, что его «пытаются оклеветать», и назвал обвинения в попытке узурпировать власть «гнусной ложью». По его словам, бывшими соратниками по временному правительству двигала «зависть» и «злоба», из-за того что он не предоставил им «особых условий» и высоких должностей, а в тексте Конституции 2010 года заложены «условия для тоталитаризма», и именно потому ее нужно менять.
Оппоненты референдума также указывали на то, что менять Конституцию нельзя до 2020 года (такая норма содержалась в законе о ее принятии).
Цель изменений в Конституцию Киргизии — сделать систему власти более устойчивой, сказал РБК Сергей Масаулов, руководитель киргизского Центра перспективных исследований. С 2010 года в парламенте семь раз разваливалась коалиция большинства, что не способствует политической стабильности. Для того чтобы стабилизировать систему, необходимо расширить полномочия премьера и обеспечить сохранение за ним депутатского мандата, а также ужесточить правила выхода из коалиции в парламенте. Сейчас слишком легко разрушить коалицию большинства, что приводит к отставке правительства и замедлению работы, говорит Масаулов.
Эксперт рассказал, что, согласно исследованию, проведенному Центром перспективных исследований, в стране сейчас нет протестного потенциала, для того чтобы недовольные референдумом жители вышли на улицы, однако оппозиция наверняка использует референдум, для того чтобы заявить о себе. Масаулов не исключает, что всплеск протестной активности возможен в конце февраля — марте.
На отношения Москвы с Бишкеком результат референдума не повлияет, сказал РБК российский эксперт Аждар Куртов. Он указывает на то, что в Киргизии не раз меняли Конституцию, однако к качественным изменениям это не приводило. Киргизия, по его словам, переживает сложный период: в экономике не удалось добиться улучшений, несмотря на вхождение в Евразийский экономический союз, происходит смена элит.
Согласно данным соцопроса, проведенного в октябре 2016 года «Коалицией за демократию и гражданское общество», среди тех, кто планирует принять участие в голосовании, 60% поддерживают изменения.