Спецпосланник ООН по Сирии увидел возможность стабилизации конфликта
«Несколько звезд сошлись так», что появился «больший потенциал» для прогресса в сирийском урегулировании, чем наблюдалось в последнее время, заявил 10 июля спецпосланник ООН по сирийскому урегулированию Стаффан де Мистура на пресс-конференции, посвященной началу нового раунда переговоров в Женеве. Соглашения по деэскалации могут упростить конфликт и привести к стабилизации, сказал он (цитаты по Reuters). По его оценкам, перемирие на юго-западе Сирии, о котором 7 июля договорились Россия и США, в целом соблюдается.
10 июля в Женеве начались переговоры по урегулированию сирийского конфликта. Седьмой раунд переговоров начался со встречи де Мистуры с делегацией правительства Сирии во главе с постпредом страны при ООН Башаром Джаафари во Дворце наций. Позже де Мистура побеседовал с главами делегаций сирийской оппозиции — Высшего комитета по переговорам (ВКП), базирующегося в Эр-Рияде, а также с московской и каирской платформами.
Нынешняя встреча будет посвящена обсуждению двух тем — реформированию Конституции Сирии и борьбе с терроризмом, рассказал до начала переговоров постпред России при отделении ООН в Женеве Алексей Бородавкин. По словам российского дипломата, достижение прогресса по этим двум направлениям станет «ключом ко всем другим вопросам политического урегулирования» конфликта. В вопросе борьбы с террористической угрозой, по словам Бородавкина, речь пойдет об объединении усилий вооруженных сил как сирийского правительства, так и оппозиции в борьбе в первую очередь с группировками «Исламское государство» и «Фронт ан-Нусра» (обе организации запрещены в России).
Впервые в консультациях по конституционной реформе примет участие делегация ВКП. Как выразился Сергей Лавров, ВКП «до сих пор считал ниже своего достоинства работать с оппозиционерами, представляющими московскую и каирскую платформы». Министр иностранных дел России назвал подобный шаг «большим качественным сдвигом» в подходе ВКП к выполнению резолюции Совета Безопасности ООН от 18 декабря 2015 года, которая предполагает ведение переговоров по политическим вопросам. «Надеюсь, что в такой конструктивной перемене сказалась работа с эр-риядской группой (с ВКП. — РБК) тех внешних игроков, которые, в общем-то, делают на нее ставку, так скажем. Это перемены, которые мы активно приветствуем», — отметил Лавров (цитаты по «РИА Новости»). ВКП поддерживают Катар, ОАЭ, Саудовская Аравия, Турция и западные страны. 6 июля президент Франции Эмманюэль Макрон в телефонном разговоре с Риядом Хиджабом подтвердил, что Париж продолжит оказывать поддержку ВКП.
Попытки обсудить реформу Конституции ведутся с начала года. На предыдущем раунде 16–19 мая участники переговоров согласовали порядок проработки конституционных и правовых вопросов экспертами.
Алексей Бородавкин выразил уверенность, что женевскому процессу помогут договоренности по созданию зон деэскалации в Сирии. Пока США и Россия при участии Иордании и Израиля договорились о создании одной зоны — на юго-западе страны, в провинциях Дераа, Эс-Сувейда и Эль-Кунейтра. Согласно договоренностям России, Турции и Ирана должно быть создано еще три зоны. Параметры их создания должны были быть окончательно утверждены на переговорах в Астане 4–5 июля, однако Турции потребовалось больше времени для принятия решений, и переговоры были отложен до августа.
Предсказать итоги седьмого раунда женевских переговоров по Сирии пока сложно, так как участники сирийского конфликта в зависимости от предлагаемых обстоятельств выстраивают разные поведенческие тактики, указывает эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Максим Сучков. «Разумеется, когда два главных внешних участника сирийского конфликта (США и Россия. — РБК) сигнализируют о намерениях найти точки соприкосновения для перевода конфликта в политическую плоскость — это импульс и для игроков «на земле», — отмечает эксперт.