Критик засекречивания военных потерь отлучен от «открытого правительства»
Адвокат Иван Павлов, защищавший обвиняемую в госизмене Светлану Давыдову и публично критиковавший указ президента Владимира Путина о засекречивании данных о погибших военнослужащих, исключен из федеральной экспертной рабочей группы «открытого правительства». Группа рассматривает петиции граждан, поданные через портал Российской общественной инициативы (РОИ). Это следует из распоряжения правительства от 8 июня 2015 года, опубликованного в среду. Также распоряжением из рабочей группы исключены президент РСПП Александр Шохин, секретарь Общественной палаты Александр Бречалов, бывший сенатор Руслан Гаттаров и другие. Руководит рабочей группой министр по делам «открытого правительства» Михаил Абызов.
Павлов связывает свое исключение с тем, что он критиковал рабочую группу и был против отклонения инициатив, за которые были поданы более 100 тыс. голосов пользователей. «Рабочей группе теперь будет комфортнее заседать, без дискуссий и критики», — говорит Павлов. По его словам, никто из сотрудников «открытого правительства» с ним не связывался и не сообщал, что он больше не входит в рабочую группу.
Другой член рабочей группы, председатель некоммерческого партнерства содействия защите бизнеса «Бизнес Солидарность» Яна Яковлева сообщила РБК, что аппарат «открытого правительства» оповестил ее в начале недели по почте об обновлении состава рабочей группы. При этом фамилии самой Яковлевой в новом распоряжении правительства нет ни в действующем составе, ни в списке исключенных.
Как сообщил РБК сотрудник пресс-службы «открытого правительства», «Павлов ротирован по дисциплинарному показателю — непосещение заседаний рабочей группы». «В составе рабочей группы нужны люди, которые в постоянном режиме работают над петициями граждан», — сказал сотрудник.
«Мы действовали по простому принципу: кто посетил меньше половины заседаний рабочей группы федерального уровня, тот автоматически исключался из ее состава, несмотря на чины и звания. Ходить надо было», — прокомментировал РБК член рабочей группы, член Общественной палаты Иосиф Дискин, участвовавший в обновлении ее состава. Павлов заявил РБК, что был на пяти заседаниях из восьми.
Павлов в последнее время все чаще упоминается в СМИ не столько как защитник права граждан влиять на законотворческую деятельность, а как адвокат по резонансным делам. Он возглавляет созданную на базе признанного иностранным агентом и прекратившим свою деятельность Фонда свободы информации группу «Команда 29». Павлов представлял интересы Анны Шароградской, руководителя Института региональной прессы — другого НКО-иноагента, обвиненной в госизмене многодетной матери Светланы Давыдовой, а также собственной супруги Дженнифер Гаспар. В декабре прошлого года суд аннулировал ее вид на жительство и Гаспар была выдворена из страны.
Инициатива снизу
Система РОИ была создана по указу и инициативе президента Владимира Путина в 2013 году. Она задумывалась как площадка для подачи интернет-петиций российских граждан — инициативы, набравшие в течение календарного года 100 тыс. голосов, поступали на обсуждение экспертной группы, которая в случае согласия передавала предложение на рассмотрение правительства. Если же инициативу поддерживал и Белый дом, то соответствующий законопроект, согласно задумке авторов проекта, направлялся уже в Государственную думу. Первая рабочая группа федерального уровня, рассматривающая стотысячные петиции, была создана распоряжением правительства в июне 2013 года. По словам Павлова, тогда ему просто позвонили из «открытого правительства» и предложили войти в группу.
За все время существования РОИ только семь петиций набрали необходимое число голосов. Однако положительное заключение рабочей группы Абызова получили лишь две из них: это инициатива «Мой дом — моя крепость», предлагающая разрешить защищать свое жилище с оружием, и петиция против введения дополнительного налога на посылки из зарубежных интернет-магазинов.
Две петиционных кампании, инициированные лидером оппозиции Алексеем Навальным, по ограничению стоимости автомобилей чиновников и немедленной ратификации 20-й статьи конвенции по борьбе с коррупцией, не прошли экспертный фильтр. В ходе заседания рабочей группы в прошлом году было решено, что петиции, набравшие за год больше 50 тыс. голосов, будут обсуждать на отдельном экспертном совете, но с тех пор интерес к этому инструменту прямой демократии заметно поугас. В конце мая в системе РОИ была зарегистрирована петиция по закрытию этого интернет-ресурса, на 10 июня она собрала всего 595 голосов.