Шпионивший на СССР и Россию Ханссен осужден пожизненно
Роберт Ханссен является третьим за всю историю ФБР агентом, обвиненным в работе на иностранную разведку. Его арестовали 19 февраля 2001 года. По данным американских спецслужб, агент ФБР работал на советскую, а затем российскую разведку около 15 лет. Добиться не смертной казни, а пожизненного заключения (а кроме того, частичной выплаты его пенсии супруге) Ханссену удалось лишь благодаря сделке с правосудием.
Напомним, летом 2001 года Роберт Хансен был признан виновным по 15 пунктам обвинения. Было объявлено, что за свою работу шпион получил в общей сложности около 1,4 млн долларов (600 тыс. долларов наличными и драгоценностями, 800 тыс. долларов – через переводы на счета ряда банков). Ханссену вменялась в вину выдача имен ряда советских (российских) граждан и агентов, тайно работавших на США (в том числе трех агентов Комитета госбезопасности СССР, двое из которых были позже расстреляны в Советском Союзе). Ханссен также передавал России информацию о местонахождении электронных средств слежения и объектах слежения разведки США; данные о некой "полномасштабной технической программе огромной ценности и важности для правительства США" (вероятно, имелось в виду создание тоннеля под советским, позже российским посольством в Вашингтоне); данные о технических возможностях связи, имеющихся в распоряжении американской разведки. Агент ФБР передавал спецслужбам СССР (России) документы, связанных с программой двойных агентов ФБР, досье на потенциальных объектов вербовки для работы на Соединенные Штаты, материалы о технологиях и методах работы ФБР, прочие "секретные документы исключительной важности".
Как утверждал адвокат Ханссена Плато Качерис, одним из основных побудительных мотивов шпионажа для его подзащитного было денежное вознаграждение. При этом адвокат признавал: тот факт, что Ханссену приходилось содержать шестерых детей, вряд ли служит ему оправданием. В итоге в июле прошлого года Роберт Ханссен заключил со стороной обвинения соглашение, согласно которому он признавал себя виновным и обязывался сообщить американским спецслужбам максимум сведений о российской разведке. В обмен на это прокуроры согласились снять требование смертной казни для шпиона, и наиболее вероятным наказанием стало пожизненное заключение.