Перейти к основному контенту
Выборы в Госдуму ,  
0 
Эксклюзив

Стоимость успешной кампании в Думу для одномандатников составила ₽20 млн

В среднем победившие осенью в одномандатных округах кандидаты потратили на избирательную кампанию около 20 млн руб. Для тех, кто шел в нижнюю палату не в первый раз, она обошлась почти на 1,5 млн руб. дешевле
Фото: Андрей Любимов / РБК
Фото: Андрей Любимов / РБК

Сколько стоила победа для одномандатников

Для победы в одномандатном округе кандидату в депутаты Государственной думы VIII созыва в среднем потребовалось 20 млн руб., следует из итоговых финансовых отчетов кандидатов, выигравших выборы в округе и получивших депутатский мандат. При этом они в основном израсходовали во время кампании меньше денег, чем было в их избирательных фондах, — средний размер фонда составил 21,2 млн руб.

Чем богаты депутаты-2021: самые важные факты о новой Госдуме
Политика

Для тех, кто баллотировался не в первый раз и уже был депутатом Госдумы прежде, избирательная кампания обошлась дешевле — в среднем такие кандидаты израсходовали 18,73 млн руб. при объеме фонда 19,74 млн руб.

По одномандатным округам в Госдуму избираются 225 депутатов, РБК проанализировал данные по 202 округам. Итоговые финансовые отчеты публикуются на сайтах региональных избиркомов. К моменту публикации материала не все избиркомы опубликовали эту информацию — ее не было на сайтах избиркомов Алтайского края, Кемеровской области, Ингушетии, Карачаево-Черкесии, а также трех окружных комиссий Краснодарского края. Некоторые избиркомы, в частности в Марий Эл, Коми и Новгородской области, выложили данные не по всем кандидатам.

Ранее предвыборные отчеты опубликовали политические партии. Больше всего денег (698,3 млн руб.) на думскую кампанию потратила ЛДПР — почти на 81 млн руб. больше, чем занявшая по расходам второе место «Единая Россия». КПРФ потратила 178,5 млн руб., ее кампанию политологи называли самой эффективной.

36 кандидатов-одномандатников потратили на свои кампании максимально допустимую сумму — 40 млн руб., еще семь — более 39 млн руб. Треть кандидатов, потративших максимально возможные суммы, баллотировались в Москве — их 11 человек. В топе по расходам также три кандидата из Московской области (Ирина Роднина, Вячеслав Фетисов и Александр Коган), два — из Оренбургской области (Виктор Заварзин и Олег Димов) и два из Приморского края (Александр Щербаков и Виктория Николаева).

Менее всего на кампанию потратил Григорий Аникеев из Владимирской области — согласно финансовому отчету, размещенному на сайте избиркома, на нее не ушло ни рубля. Аникеев находится в нижней палате парламента с 2007 года и с тех пор уже несколько раз возглавлял список самых состоятельных депутатов. В Госдуме VIII созыва он занимает третье место по доходам с 2,7 млрд руб., подсчитал РБК.

РБК обратился за комментарием к депутату и направил запрос в избирком Владимирской области.

Среди тех, кто относительно немного потратил на избирательную кампанию, — Петр Аммосов, избравшийся от КПРФ в Якутии (почти 279 тыс. руб.), и коммунист Андрей Алехин из Омской области (337 тыс. руб.), а также Мурад Гаджиев, баллотировавшийся в Дагестане (579 тыс. руб.). Следом идут Адам Делимханов из Чечни (1 млн руб.) и Наталья Назарова (Нижегородская область, 1 млн руб.). Одним из самых экономных оказался и председатель Госдумы Вячеслав Володин — согласно декларации, он израсходовал около 2,3 млн руб.

«Единая Россия» победила в 198 одномандатных округах из 217, где выдвигала кандидатов. Коммунисты провели в новый созыв девять одномандатников, эсэры — восемь, ЛДПР — два. Еще по одному депутату прошло от Партии роста, «Родины» и «Гражданской платформы».

В преддверии выборов в Госдуму в 2016 году политологи считали, что для победы в одномандатном округе кандидату потребуется в среднем 100 млн руб., что в несколько раз больше допустимого размера фонда. По их мнению, тогда кампания стоила в среднем $10 за каждый голос, необходимый для победы.

На что шли средства избирательных фондов

Основной статьей расходов в ходе предвыборной кампании остается «выпуск и распространение печатных и иных агитационных материалов». У большинства кандидатов — 136 человек — именно она является самой значимой. На втором месте — расходы «на оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) юридическими лицами или гражданами России по договорам», куда входит, в частности, интернет-реклама.

Кем работали и сколько получали новые депутаты Госдумы. Инфографика
Политика

У 22 кандидатов основные расходы были связаны с услугами «информационного и консультационного характера», еще у шестерых — с агитацией с помощью телевещания. В частности, ставку на телевидение в своей кампании сделали Ирина Яровая (на эти цели она израсходовала почти 5,6 млн руб.), Андрей Скоч (4,4 млн), а также Анатолий Грешневиков (почти 2,9 млн) и Анатолий Лисицын (2,2 млн).

Несмотря на ограничения, связанные с пандемией коронавируса, в итоговых финансовых отчетах 22 кандидатов из разных округов оказались расходы на проведение массовых публичных мероприятий. В большинстве своем эти суммы не превышали 100 тыс. руб. В то же время кандидат от «Единой России» Александр Хинштейн, согласно отчету, израсходовал на публичные массовые мероприятия более 5 млн руб. Примерно столько же потратил кандидат из Санкт-Петербурга Михаил Романов. Вячеславу Дамдинцурунову из Бурятии мероприятия обошлись в 6,6 млн руб.

В новую Госдуму прошли 20 депутатов-«молчунов» из прошлого созыва
Политика
Фото:Олег Яковлев / РБК

Избирательный фонд кандидатов чаще всего формировался благодаря пожертвованиям юридических лиц и собственным средствам кандидатов. Политические партии напрямую выделяли средства лишь 21 кандидату, в основном баллотирующимся в Москве. Избирательные фонды единороссов в столице формировались по похожей схеме: 20 млн руб. как добровольные пожертвования юридических лиц и 20 млн от партии.

Согласно отчетам, только собственные средства на кампанию потратили кандидаты Мурад Гаджиев из Дагестана (579 тыс. руб.), певец Денис Майданов (Московская область, 1,5 млн руб.), Вячеслав Володин, Илья Вольфсон из Татарстана (чуть более 9 млн руб.) и другие, всего 21 человек.

Раскрой экосистему TECNO

Флагманские технологии 
для продуктивной жизни

Съемка фото и видео 
на профессиональном уровне

Производительность 
и максимально выносливый аккумулятор

Яркий дизайн 
и сбалансированные характеристики

Легкость и мощность для любых задач

Чистый звук и улучшенная эргономика

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 8 мая
EUR ЦБ: 98,31 (-0,17)
Инвестиции, 07 мая, 16:45
Курс доллара на 8 мая
USD ЦБ: 91,12 (-0,19)
Инвестиции, 07 мая, 16:45
«Лифт сломался». Почему все больше людей обречены на бедность Pro, 07:00
Силуанов назвал, когда Минфин обсудит с Думой изменение налоговой системы Финансы, 06:48
Румыния рассмотрит вопрос о передаче Украине ЗРК Patriot Политика, 06:35
Майский указ-2024: главные цели для экономики и демографии через 12 лет Экономика, 06:32
На учениях НАТО в Швеции пострадали 11 военных Политика, 05:50
Белый дом обеспокоился из-за данных о планах покушения на Зеленского Политика, 05:41
Взрывы прозвучали в Киеве и трех областях Украины Политика, 05:36
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Трамп стал лидером на праймериз в Индиане Политика, 05:26
В Европе заработали еще €1,6 млрд на заблокированных активах России Экономика, 05:07
Движение бойскаутов в США переименовали из-за участия девочек Общество, 04:52
МВД объявило в розыск экс-депутата Рады Мирошниченко Политика, 04:31
МВФ увидел разделение мира на три экономических блока Экономика, 03:51
Фура и грузовой поезд столкнулись в Хабаровском крае Общество, 03:48
Ким Чен Ын поздравил Путина Политика, 03:25