Ваш браузер использует блокировщик рекламы
Он мешает корректной работе сайта.
Добавьте www.rbc.ru в белый список. Как это сделать.
Лента новостей
Валютный рынок: как не пасть жертвой спреда и бумажной волокиты 13:04, РБК и Thomson Reuters Госдума приняла закон о повышении МРОТ до прожиточного минимума 13:04, Экономика Власти Подмосковья ответили на данные МЧС о запахе от свалки в Балашихе 12:55, Общество Глава Минтранса назвал возобновление чартеров в Египет задачей 2018 года 12:53, Бизнес Памфилова рассказала об ожидании «сюрпризов» от выборов 12:45, Политика Синоптики рассказали о тропических ливнях и рекордном тепле в Москве 12:45, Общество Игры разума: как шахматы стали основой инвестиционных стратегий 12:40, Партнерский материал В Porsche рассказали о новом Cayenne для России 12:36, Авто Самый дорогой дом в России оценили в 5,8 млрд руб. 12:34, Недвижимость Урну с прахом Хворостовского заложат в основание памятника в Красноярске 12:18, Общество Строители заасфальтировали половину Крымского моста 12:14, Общество X5 Retail Group договорилась о покупке супермаркетов «О'кей» 12:05, Бизнес Житель Псковской области отправил в посылке пистолет 11:41, Общество Суд признал Улюкаева виновным 11:38, Общество Ананьевы обвинили в проблемах Промсвязьбанка конкурентов и информатаки 10:58, Финансы Яд становится лекарством: как змеи спасают людей 10:51, Lenovo и РБК Минобороны ответило Пентагону про вывод российских войск из Сирии 10:50, Политика Дворкович заявил об отсутствии вопроса смены главы Росавиации 10:48, Политика Сенаторы поддержали использование герба на сувенирах 10:41, Политика Неизвестная поклонница передала Улюкаеву пять белых роз 10:40, Общество Япония решила ввести новые санкции против КНДР 10:34, Политика Российский нападающий единолично возглавил список лучших бомбардиров НХЛ 10:34, Спорт Акции Промсвязьбанка рухнули при открытии торгов в Москве 10:32, Финансы Совет Федерации назначил выборы президента на 18 марта 10:15, Политика IT-технологии для роста бизнеса: анализ и практика 10:14, SAP и РБК Тест: что вы знаете об угонах автомобилей в России 10:12, Авто На МКАД появятся пункты быстрой ликвидации последствий ДТП 10:08, Общество ЦБ передал функции временной администрации Бинбанка фонду консолидации 09:47, Финансы
Стоимость выборов в Госдуму для одномандатников оценили в 100 млн руб.
Выборы в России, 28 янв, 2016 18:47
0
Стоимость выборов в Госдуму для одномандатников оценили в 100 млн руб.
Для победы в одномандатном округе на выборах в Госдуму в 2016 году кандидату потребуется в среднем 100 млн руб., подсчитали политтехнологи. Это в разы больше разрешенного законом максимального размера избирательного фонда
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

​Свою оценку стоимости победы в одномандатном округе в России на выборах в Госдуму в 2016 году представил на пресс-конференции Российской ассоциации политических консультантов ее вице-президент, политтехнолог Петр Быстров. По его подсчетам, кампания стоит в среднем $10 на избирателя, умноженных​ на количество голосов, необходимых для победы в округе.

При среднем количестве избирателей в одномандатном округе 500 тыс. человек и ожидаемой явке в 50% кандидат должен будет заработать чуть больше 50% голосов среди 250 тыс. проголосовавших, то есть завоевать расположение по меньшей мере 125 тыс. избирателей в округе для гарантированной победы, отметил политтехнолог.

Таким образом, победа будет стоить кандидату $1,25 млн, сделал вывод он. При курсе 80 руб. за доллар в переводе в рубли бюджет кампании победителя в одномандатном округе составит в среднем около 100 млн руб.

Стоимость рассчитывается в долларах, потому что многие расходы долларовые — растут цены на бумагу, краску и другие импортные товары, необходимые для кампании, пояснил Быстров. В связи с девальвацией рубля сумма расходов в рублевом эквиваленте выросла, пояснил он.

Быстров указал, что при подсчете необходимо учитывать коэффициент конкурентности в округе, так как ситуация в Чечне существенно отличается от Санкт-Петербурга или Свердловской области. Чем выше конкуренция, тем дороже кампания.

Политтехнолог напомнил, что на выборах Мосгордумы самые дорогие избирательные кампании прошли в округе №5 с наиболее острой политической конкуренцией, где баллотировались Максим Кац, Олег Сорока и Сергей Бабурин.

Поэтому Быстров предложил ввести коэффициент турбулентности от 0,5 до 1,5 — вполне возможно, что будут округа, где кампании будут достаточно дешевыми в отсутствие сильной конкуренции и для победы в них достаточно будет половины от названной суммы. Такие округа он отнес к регионам с низким уровнем конкуренции, таким как Кемеровская область, Белгородская область, субъекты Северного Кавказа.

Цена победы на выборах губернатора

Кандидаты в губернаторы и политические партии стали меньше тратить на проведение избирательных кампаний, следует из доклада «Политтехнологические итоги региональных выборов 2015 года». Средняя стоимость губернаторских выборов снизилась в полтора-два раза в зависимости от региона, утверждают авторы исследования. В прошлом году стоимость выборов руководителя «некрупного северо-западного региона» составила около 150 млн руб., в этом году цена на сопоставимой территории была ниже 100 млн руб., рассказал РБК один из составителей доклада. Выборы губернатора в крупном сибирском регионе в этом году стоили 300 млн руб. В другом похожем регионе Сибири в прошлом году кампания стоила более 350 млн руб., при том что курс доллара был существенно ниже, добавляет собеседник РБК.

Авторы доклада объясняют падение цены двумя факторами: сокращением финансовых возможностей кандидатов и партий, а также снижением привлекательности мандатов для представителей бизнеса. Речь идет о негласном запрете властей на использование депутатского мандата для удовлетворения деловых интересов, поясняет Минченко.

В округах Москвы и Петербурга, а также в Челябинской и Нижегородской областях, напротив, коэффициент турбулентности может составить 1,5, считает он.

С подсчетами Быстрова согласен политолог, директор Международного центра политической экспертизы Евгений Минченко.

Летом у него были более высокие оценки стоимости кампании в одномандатном округе, однако в ухудшившейся экономической ситуации Минченко ожидает, что политикам придется затянуть пояса, поэтому в 2016 году цифры будут примерно такие же.

Разрешенный лимит избирательного фонда одномандатников, который по закону составляет 15 млн руб., объективно меньше суммы, необходимой для победы в округе, отмечают политтехнологи. Они настаивают, что необходимо повысить лимит.

Затишье перед Думой: единый день голосования-2015. Фоторепортаж Еще 6 фото
Фотогалерея

По мнению электорального юриста Татьяны Лушниковой, стоимость победы в округе в среднем действительно составляет 100–150 млн руб., если все затраты монетизировать. Однако часть работы можно выполнить, задействовав нематериальные активы. В избирательной кампании используются четыре ресурса: личность кандидата, время, люди и деньги, отмечает эксперт, и они в той или иной мере могут друг друга заменять. Например, начав кампанию раньше официального старта, можно потратить больше времени и использовать меньше денег.

По мнению Минченко, самый простой легальный способ обойти лимит избирательного фонда — ранний старт кампании, когда к моменту формального начала избирательной кампании в конце июня кандидат выходит на узнаваемость по округу с рейтингом более 50%. С тех пор официальная кампания его может вестись уже в фоновом режиме. В этом смысле процедура праймериз, которая не предусматривает ограничений в объеме финансирования, — хороший ход, считает он. До подачи заявления кандидата в избирательную комиссию его деятельность законом не регламентируется.

Быстров считает, что решить проблему с недостаточной разрешенной суммой на финансирование кампании также можно путем задействования агитаторов и консультантов на волонтерских началах — закон этого не запрещает. Средства фонда могут пойти на оплату печатной продукции и рекламы в СМИ, добавляет он.

Политтехнолог Андрей Богданов уверен, что 100 млн руб. — цена кампании для очень узнаваемой фигуры. Если речь идет о малоузнаваемом в округе человеке, эта цифра как минимум удвоится, считает он. При этом если кандидат идет от «Единой России» и участвует в праймериз, его расходы автоматически растут, добавил Богданов.

Политологи заинтересованы в том, чтобы заработать денег, поэтому несколько завышают стоимость кампании, считает депутат Госдумы Дмитрий Гудков, который в сентябре планирует переизбираться по одному из округов Москвы.

Гудков оценивает свою кампанию примерно в 45 млн руб., однако цена может быть выше для новичков, которые вынуждены искать политтехнологов, набирать команду и рассказывать о себе избирателям, сказал он. Кроме того, многое зависит от стартовой узнаваемости кандидата и его популярности, добавил он. Депутат подчеркнул, что рассчитывает делать упор на фандрайзинг.

Выборы в Госдуму пройдут 18 сентября 2016 года. Половина мандатов будет распределена по партспискам, половина — по одномандатным округам.

×
Ваш браузер устарел
Пожалуйста, обновите его или установите новый.
Ваш браузер не обновлялся уже несколько лет. За это время некоторые сайты стали использовать новые технологии, которые он не поддерживает и не может корректно отобразить страницу. Чтобы это исправить, попробуйте установить новый браузер.