О чем говорят власть и оппозиция
Представители действующих властей, по словам Мадуро, прибыли на Барбадос «с повесткой из шести пунктов, в которых рассматриваются все проблемы Венесуэлы». Президент рассчитывает, что в итоге стороны смогут достигнуть частичных соглашений.
Гуаидо, напоминает телеканал Univision, перед началом процесса переговоров утверждал, что главная цель оппозиции — положить конец «узурпации» в Венесуэле и добиться проведения новых выборов, в которых Мадуро принимать участие не будет.
Ситуация в Боливарианской Республике обострилась в январе, после инаугурации Мадуро. В прошлом году он одержал победу на президентских выборах, однако местная оппозиция и ряд западных и латиноамериканских стран их не признали. Свою позицию они объяснили тем, что к кампании не были допущены оппозиционные политики. После этого Гуаидо на многотысячном митинге провозгласил себя временно исполняющим обязанности президента страны. В этом качестве его поддержали США, Канада, страны ЕС и государства Латинской Америки. Россия и Турция оказали поддержку правительству Мадуро. Верными ему также остались военнослужащие и представители Минобороны страны.
Смогут ли стороны прийти к компромиссу
Ни Мадуро, ни Гуаидо до сих пор не смогли добиться доминирующих позиций, что побуждает их к переговорам, отмечает Розенталь. Впрочем, по его мнению, в ближайшее время компромисс между властями и оппозицией маловероятен, учитывая расхождение между позициями сторон: «Гуаидо готов говорить исключительно о проведении новых президентских выборов, а для чавистов сейчас это неприемлемо».
С тем, что сейчас компромисс вряд ли достижим, согласен председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике России Федор Лукьянов. Как отметил эксперт, у властей нет необходимости идти на радикальные уступки, а Гуаидо не оправдал ожиданий, его попытки сместить Мадуро провалились. «Хотя экономика Венесуэлы находится в глубоком упадке, непосредственных прямых угроз режиму Мадуро нет. В том числе и потому, что США переключились на ситуацию вокруг Ирана и несколько ослабили политический прессинг на венесуэльские власти», — пояснил он.
В среднесрочной перспективе оппозиция и власти могут договориться о проведении выборов, допускает Розенталь. Этому, в частности, способствует продолжающаяся в стране стагнация, которая усиливает эрозию действующего режима и подталкивает власти к более активным действиям по выходу из ситуации. «Другой вопрос — на каких условиях могут состояться эти выборы, — говорит аналитик. — Неясно, будут ли они отложенными, кто выступит наблюдателями, кто будет проводить эти выборы — нынешний центральный избирательный совет или какой-то другой орган». В конечном счете проведение парламентских и президентских выборов с целью перезагрузить ситуацию представляется разумным, считает Лукьянов.
Но даже если проведение выборов и является самым рациональным вариантом выхода из положения, риск эскалации конфликта все еще остается, говорит Розенталь. Факт двоевластия в Венесуэле, считает эксперт, является аномальным и поэтому делает положение неустойчивым.
Россия имеет традиционно близкие отношения с венесуэльскими властями, однако не намерена поддерживать какую-либо сторону открыто, полагает Дмитрий Розенталь. 4 июля президент Владимир Путин говорил о поддержке Россией переговоров при посредничестве Норвегии. «Россия остается важным политическим и экономическим игроком на венесуэльском направлении. Если стороны в условиях отсутствия внешнего давления договорятся о компромиссе, скажем о новых выборах, Москва одобрит такое решение», — прогнозирует он.
От Ватикана до Барбадоса
За последние годы Николас Мадуро и оппозиция несколько раз пытались договориться. В 2014 году Мадуро проводил переговоры с тогдашним лидером оппозиции Энрике Каприлесом, который также баллотировался в президенты, но, согласно официальным данным, уступил Мадуро около 1,5% голосов. Переговоры проходили в Ватикане, но успехом не увенчались.
В 2016 году снова начались переговоры. В их ходе оппозиция отказалась от импичмента президенту, однако договориться о мерах выхода из кризиса не удалось.
Переговоры проходили и в 2017 году, в Доминикане, и снова не дали результата.
В этом году стороны встречались в Осло 16 мая. Официальный Каракас представляли министр связи и информации Хорхе Родригес и губернатор штата Миранда Эктор Родригес, оппозицию — второй вице-спикер Национальной ассамблеи Сталин Гонсалес и политики Херардо Блайд и Фернандо Мартинес. Как рассказал Гонсалес, прямых переговоров стороны не вели, а говорили только с представителями норвежского правительства.
Авторы
Евгения Маляренко, Евгений Пудовкин, Ксения Сигаева