Россия заподозрила ЕС в подрыве доверия между прикаспийскими странами
Западные лоббисты идеи строительства Транскаспийского газопровода (ТКГ) думают лишь о политических и экономических выгодах, в то время как на Каспии «безусловным приоритетом» должна быть экологическая безопасность. Об этом заявил официальный представитель Министерства иностранных дел России Александр Лукашевич, его комментарий опубликован на сайте МИДа.
Представитель внешнеполитического ведомства особо подчеркнул, что в подготовленных ЕС материалах, где говорится о безопасности ТКГ, политика «вопиюще довлеет» над экологией, а западные природоохранные организации по странному стечению обстоятельств предпочитают не замечать опасностей, которыми грозит Каспию прокладка трубопровода или авария.
По словам Лукашевича, действия лоббистов из-за пределов Каспийского региона могут подорвать доверие между пятью прикаспийскими странами (Россия, Азербайджан, Казахстан, Туркмения, Иран), лидеры которых ранее подтвердили свою солидарную ответственность за будущее уникального водоема.
«Односторонние действия по строительству ТКГ привели бы к подрыву доверия между каспийскими странами. Не исключено, что именно этого и добиваются лоббисты проекта из числа внерегионалов, предлагая себя каспийцам в качестве «стратегических партнеров» и суля сторонникам трубопровода всевозможные политические дивиденды», — предупредил представитель МИД РФ, отметив, что решения «по важнейшим вопросам Каспия» вправе принимать только прибрежные государства.
«Считаем, что к таким вопросам без сомнения относится и трубопроводная тема», — подчеркнул Лукашевич.
В МИД РФ уверены, что экспертиза проекта ТКГ, эксплуатация которого имеет критическое значение для всех прибрежных стран, может считаться легитимной и объективной только в том случае, если в ней участвуют все заинтересованные стороны.
«Проблему сооружения магистральных трубопроводов в уникальном во всех смыслах водоеме, каковым является Каспийское море, нужно рассматривать прежде всего через призму экологии и только затем под углом зрения экономики. Экологическая сторона вопроса касается в первую очередь стран, берега которых выходят на Каспий, причем всех без исключения. И здесь все пять каспийских государств имеют право голоса», — отметил Лукашевич.
В декабре 2014 года замглавы Еврокомиссии Марош Шефчович заявил, что после отказа России от первоначального проекта строительства газопровода «Южный поток» одним из приоритетом для Евросоюза становится проект «Южный газовый коридор», составной частью которого должен стать Транскаспийский газопровод. С тех пор представители ЕС провели ряд встреч с руководителями министерств и ведомств прикаспийских стран.
В начале июня министр нефтегазовой промышленности и минеральных ресурсов Туркмении Мухамметнур Халылов сообщил, что в ходе прошедших в Ашхабаде переговоров с участием представителей Туркмении, Азербайджана, Турции и Еврокомиссии обсуждалось предложение ЕС о создании консорциума с участием крупнейших европейских компаний, которые будут финансировать строительство ТКГ.
По словам Халылова, в настоящее время изучается возможность строительства ТКГ по дну Каспия от Туркмении до Азербайджана. При этом ресурсной базой для поставок газа по ТКГ на первоначальном этапе могут стать месторождения туркменской части Каспийского моря.
Ранее представитель государственной нефтегазовой компании Азербайджана SOCAR Виталий Беглярбеков заявил, что Азербайджан не видит препятствий для поставок туркменского газа по дну Каспия.
«Мы признаем, что границы секторов между Азербайджаном и Туркменистаном не делимитированы. Но прокладка трубопровода никак не противоречит правовому статусу [Каспия]», — пояснил он.