«Российская сторона занималась только теми параграфами, которые имели политические цели. Их не волновало, что мы напишем по экономическим вопросам. Поэтому экономическую часть создавали мы с Фокиным... Больше всего обсуждалась судьба президента Горбачева, как быть с государствами, которые не участвуют в совещании, схема внешнеполитической деятельности и схема обороны страны». Из воспоминаний главы кабинета министров Белоруссии Вячеслава Кебича.
Тот же Кебич позднее опровергал ставшей народной легенду о том, что работа над текстом Беловежских соглашений сопровождалась большим количеством выпитого спиртного. «Во время работы, когда получалось сформулировать особенно сильную фразу, мне давали задание: иди налей по рюмке шампанского. Крепленые и крепкие напитки, когда мы работали, вообще не употребляли. Только потом, когда уже все закончилось», — вспоминал он.
Окончания работы группы с нетерпением ожидали представители прессы. По словам белорусского журналиста Якова Алексейчика, работников СМИ поселили в сельской неотапливаемой гостинице в деревне Каменюки на окраине Беловежской пущи. «Мы там чуть богу душу не отдали за ночь... Журналисты ходили голодные и холодные. После 13 часов в фойе внесли белые столы и нам сказали: будут подписывать какой-то документ», — вспоминал Алексейчик.
После того как работа над текстом соглашения была закончена, президенты трех стран договорились о том, что в известность должны быть поставлены президенты СССР и США. По воспоминаниям Шушкевича, Горбачеву пришлось сообщать ему, а Бушу должен был позвонить Ельцин.
Передовица газеты «Известия» 9 декабря 1991 года
Реакция в Кремле
В момент подписания соглашения между Ельциным, Шушкевичем и Кравчуком президент СССР Михаил Горбачев давал интервью украинскому телевидению, в котором рассуждал о необходимости сохранить Союз, аргументируя свои слова тем, что в этом заинтересован сам многонациональный народ.
«Я получаю на этот счет очень много информации. Месяц назад был опрос в Киеве, в Москве, в Ленинграде, в Красноярске, в Алма-Ате, в Новосибирске, кажется. Данные известны. Сейчас почти в тех же местах провели новый опрос. И вот: в Москве 80% высказались за сохранение Союза, естественно, обновленного, нового. В Киеве — 64% опрошенных, в Алма-Ате — 72%», — говорил Горбачев.
В тот момент, когда в Белоруссии главы трех республик подписывали договор, фактически ставящий точку в существовании Советского Союза, Горбачев говорил, что децентрализация власти в СССР не даст никакого положительного эффекта и лишь распылит управленческую бюрократию на уровень руководства республик.
«Ну что мы глупее всех? В Испании, в Мадриде, Буш, король Хуан Карлос, Гонсалес три часа убеждали в необходимости сохранить Союз. Это поразительно. До чего же мы дожили... Валенса, президент Польши, призывал по нашему телевидению поддержать Горбачева в его стремлении сохранить Союз, не делить страну... Иначе развал. И все погибнем в этом развале», — говорил Горбачев.
Бывший президент СССР Михаил Сергеевич Горбачев
(Фото: Лизунов Юрий, Чумичев Александр/ТАСС)
Фрагменты интервью Горбачева вышли в эфир по московскому и киевскому телевидению, но текст этой беседы не появился ни в одной из газет.
«Полночь. Только что радио принесло весть: Ельцин, Кравчук, Шушкевич объявили о прекращении существования Советского Союза как субъекта международного права, о недействительности всех законов, относящихся к нему как государству. Договорились, как совместно финансировать оборону... Об экономическом механизме договорятся в течение декабря.
Перед тем я полтора часа слушал записанное вчера интервью М. С. [Горбачева] (по украинскому ТВ), где он яростно и страстно доказывал, что «разойтись» невозможно и что отказ от Союза — гибель для всех. Интервьюеру-украинцу слова не давал вставить... Обещал через головы «этих новоявленных политиков, возникших за два года» обратиться к народу, и будто у него есть еще «средства, о которых он сейчас говорить не будет». Словом, с этого момента я живу в другом государстве — России, и я в ней уже фактически безработный». Анатолий Черняев, «Дневник помощника президента СССР»
Реакция прессы
- «Президенты трех славянских республик подвели черту под существованием Советского Союза, рожденного большевистской революцией. Решающее значение будет иметь заседание Госсовета 9 декабря, которое в свете последних событий может принять самый драматический оборот. Главный вопрос — как отреагирует Михаил Горбачев на «политическую бомбу», заложенную под него Ельциным, Кравчуком и Шушкевичем» (France Presse)
- «Россия, Украина и Беларусь, договорившись о создании нового содружества государств, готовятся к столкновению с лишенным власти и униженным Горбачевым, которое должно произойти на Госсовете» (Reuters)
- «Горбачев был отстранен от власти в результате бескровного переворота» (Daily Express)
- «Отчаянная попытка советского президента построить новый Союз закончилась провалом» (Associated Press)
День 8 декабря в 1991 году пришелся на воскресенье, поэтому советские медиа отреагировали на новости из Белоруссии лишь на следующий день.
Другие новости дня:
- Группа народных депутатов СССР, «озабоченная сложившейся ситуацией стремительного приближения страны к политической и социально-экономической катастрофе и распаду многонационального государства», потребовала собрать чрезвычайный Съезд народных депутатов СССР, на котором должны быть приняты решения по восстановлению конституционного порядка на всей территории Союза
- Глава российского комитета по внешним экономическим связям Петр Авен заявил, что Россия признает долг Советского союза, но не будет признавать кредиты союзным республикам и союзному центру, которые появляются без ведома российского руководства
- Президентом Молдавии стал единственный претендент на этот пост Мирча Снегур
- Президент США Джордж Буш на речи по поводу 50-летия нападения на Перл-Харбор осудил возрождение изоляционистских настроений в США и протекционистские помехи в торговле с Японией
- В Албании началась паника среди населения после заявлений властей о том, что запасов хлеба в стране хватит всего на шесть дней
Хроника декабря 1991 года
Авторы
Артем Солодков, Юлия Сапронова