Российские эксперты назвали проблемы выборов в США
"С 2002г. на территории США действовали шесть усеченных миссий ОБСЕ. Каждый раз они давали достаточно ограниченный перечень нарушений и обширный перечень рекомендаций властям США, которые повторялись из года в год. Например, установить единый перечень избирателей, принять меры по реализации избирательных прав всех граждан, обеспечить равные права, унифицировать подходы к выборам во всех штатах и тому подобное. Никакой реакции со стороны властей не было. Поэтому мы решили проверить, что там на самом деле происходит. Потому что, как известно, американцы никого на свои выборы не допускают наблюдать", - рассказал глава Российского общественного института избирательного права Игорь Борисов.
Несмотря на то что согласно подписанным документам международных наблюдателей должны пускать на избирательные участки, только четыре штата и округ Колумбия имеют соответствующие законы. Более того, в разгар этой избирательной кампании генеральный прокурор штата Техас Грег Аббот официально заявил о готовности применить уголовное преследование в отношении международных наблюдателей ОБСЕ, если они приблизятся к избирательным участкам ближе, чем на 100 футов. Также о недопустимости присутствия международных наблюдателей говорили власти Айовы, Аризоны и Миссисипи.
"Мы обнаружили, что то, что называется "демократия", по-разному воспринимается на экспорт и для своих граждан. Только один международный принцип в США выполняется в полном объеме - это периодичность выборов. Остальные принципы выполняются удовлетворительно или в большей части неудовлетворительно", - озвучил результаты И.Борисов.
Согласно отчету о результатах мониторинга, неудовлетворительно в США выполняется принцип всеобщего избирательного права. Так около четверти граждан США, имеющих право голоса, не включены в списки избирателей. В большинстве штатов принимать участие в выборах могут граждане, проживающие на его территории не меньше 0,5-1 года. С учетом мобильности многих американцев это лишает возможности голосовать существенную группу людей. Фактическое отсутствие избирательного права у лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы и имеющих погашенную судимость, а также у граждан, проживающих за рубежом, добавляют к корпусу неголосующих еще порядка 10 млн американцев.
Принцип равного избирательного права не реализуется из-за различного "веса" голоса избирателя в зависимости от штата, неравного доступа кандидатов к СМИ и недопуска альтернативных кандидатов к участию в теледебатах. Положение о тайном голосовании нарушается в случае голосования по факсу, электронной почте и в воинских частях.
Принцип свободных выборов реализован не в полном объеме в связи с многочисленными попытками влияния на свободное волеизъявление избирателей, например, со стороны работодателей, угрожающих увольнением в случае победы одного из кандидатов.
Также, согласно исследованиям, не все в порядке в США с принципом подлинных, справедливых, открытых и гласных выборов.
"Массовые нарушения повторяются из года в год. При этом американцы воспринимают это как должное. Возможно, это связано с отсутствием информации, что их права гарантируются рядом международных актов, отсутствием информации, что права нарушаются властями. Удивительно восприятие такого положения дел избирателями США, но это их полное право. Легитимность выборов устанавливают не международные организации, не общественные правозащитные организации, а именно избиратели. Они соглашаются либо не соглашаются с выборами", - заметил глава Российского общественного института избирательного права.
По его словам, проблема кроется в другом: США, взяв ряд обязательств, требуют их неукоснительного выполнения всеми другими государствам, а у себя закрывают глаза на нарушения.
"Мы делаем заключение, которое требует принятия более четких международных актов, которые бы имели юридическую силу на территории государств, чтобы они неукоснительно соблюдались всеми партнерами в рамках той или иной международной организации", - резюмировал И.Борисов.