Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
В Петербурге бронетранспортер насмерть сбил человека Общество, 23:37 В Москве за сутки умерли 72 человека с коронавирусом Общество, 23:23 На протестах во Франции пострадали 37 полицейских Общество, 23:09 Косачев допустил боевые действия США из-за убийства иранского ученого Политика, 22:23 На Урале начали проверку после ролика с избиением женщины полицейским Общество, 22:10 Как прошло открытие ГУМ-катка в Москве во время пандемии. Фоторепортаж Общество, 22:09  ВОЗ сообщила о рекордном суточном приросте заразившихся COVID-19 в мире Общество, 22:06 Отец Черышева рассказал о самочувствии заболевшего COVID-19 футболиста Спорт, 21:59 Лавров обсудил с главой МИД Армении его визит в Москву Политика, 21:49 «Роскосмос» перенес дату запуска «Союза» с космодрома Куру Технологии и медиа, 21:36 Росавиация не увидела рисков безопасности из-за ввода новой схемы полетов Бизнес, 21:31 «Локомотив» во втором матче подряд сыграл вничью 0:0 Спорт, 21:11 Хет-трик Полоза помог «Ростову» разгромить «Динамо» в чемпионате России Спорт, 21:03 Песков выразил надежду на «не такой, как 2020-й» следующий год Политика, 20:53
Следите за курсами на сайте или в приложении РБК
Политика ,  
0 

Bellingcat опровергла все российские версии крушения Boeing в Донбассе

Итоговая версия расследования группы Bellingcat о крушении Boeing в Донбассе подтвердила выводы проекта об использовании российского «Бука» и опровергла альтернативные версии событий от «Алмаз-Антея» и Минобороны России
Обломки самолета Boeing авиакомпании Malaysia Airlines под Донецком. Архивное фото
Обломки самолета Boeing авиакомпании Malaysia Airlines под Донецком. Архивное фото (Фото: REUTERS 2015)

Независимая экспертная группа Bellingcat в четверг опубликовала полную версию доклада по расследованию крушения Boeing в Донбассе. В документе подтверждаются выводы, ранее опубликованные экспертами. В частности, авторы повторяют заключение о том, что 17 июля 2014 года самолет «Малайзийских авиалиний» был сбит из зенитно-ракетного комплекса «Бук».

Единственное, что отличает итоговый доклад от предыдущих материалов проекта по этой теме, — это анализ альтернативных версий трагедии, представленных российским Министерством обороны и концерном «Алмаз-Антей», и их опровержение.

«Альтернативные сценарии, представленные Министерством обороны Российской Федерации и концерном «Алмаз-Антей», в лучшем случае глубоко ошибочны, а в худшем — представляют собой намеренные попытки ввести общественность в заблуждение с помощью сфабрикованных доказательств», — утверждают авторы Bellingcat.

Использование ракет

Российский производитель вооружений «Алмаз-Антей» представил свою версию произошедшего 2 июня 2015 года. Эксперты концерна заявили, что для удара по MH17 использовалась ракета «земля — воздух», и это могла быть только ракета 9М38М1, выпущенная системой «Бук-М1». «Производство ракет «Бук-М1» было прекращено в 1999 году. Тогда же Россия передала все оставшиеся ракеты такого типа международным клиентам», — приводят авторы доклада Bellingcat заявление экспертов «Алмаз-Антея».

«Несмотря на это, пользователи интернета обнаружили множество изображений, по-видимому, ракет 9М38М1 в российских частях», — говорится в докладе. В частности, такая модель ракеты использовалась в 53-й зенитно-ракетной бригаде, отмечают участники исследования со ссылкой на данные Reuters.

Место запуска

Кроме того, в докладе приводится версия Минобороны России, которое возложило ответственность за трагедию на Украину. Авторы документа опровергают эту версию.

В частности, они проанализировали спутниковые снимки, представленные ведомством в подтверждение своей версии. Сравнив эти снимки со снимками компаний Digital Globe и Google Earth той же местности от 17 июля, Bellingcat пришла к выводу, что представленные российским военным ведомством доказательства были сделаны «за несколько недель до 17 июля».

Эксперты обращают внимание на то, что «Алмаз-Антей» называет то же место пуска ракеты, что и Минобороны России,​ — деревню Зарощенское, расположенную «в 20 км к западу от вероятного места пуска под Снежным».

Авторы доклада напоминают свои выводы о том, что этот «Бук» был перевезен на грузовике из Донецка в Снежное, а затем отправился к югу от Снежного. Оттуда, отмечают они, около 16:20 по местному времени была пущена ракета, которая сбила MH-17.

В документе ЗРК условно называется «Бук 3х2» — по надписям на правом борту, которые видны на фотографиях, опубликованных во французском издании Paris Match, сделанных в Донецке. По данным Bellingcat, похожая на этот «Бук» машина якобы была в составе военного конвоя, который следовал из Курска в Миллерово Ростовской области в июне 2014 года. Ранее этот «Бук» находился в составе 53-й зенитно-ракетной бригады, которая дислоцируется недалеко от Курска, утверждается в документе.

17 июля 2014 года пассажирский Boeing авиакомпании Malaysia Airlines упал недалеко от Донецка. Он следовал рейсом MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур, на его борту находились 298 человек.

21 июля 2014 года представитель Минобороны России генерал-лейтенант Андрей Картаполов заявил, что российские средства объективного контроля (СОК) 17 июля зафиксировали украинский штурмовик Су-25 в непосредственной близости (примерно 3–5 км) от Boeing 777. Незадолго до катастрофы военный самолет, по данным СОК, начал набор высоты, двигаясь в коридоре для гражданских лайнеров прямо к рейсу MH17. По версии Минобороны, Су-25 мог сбить самолет.

Украина и ряд западных стран считают, что ракета была выпущена с территории, подконтрольной ополченцам ДНР.​ Международная группа следователей под руководством Нидерландов ведет уголовное расследование обстоятельств крушения Boeing на востоке Украины. 13 октября Совет безопасности Нидерландов планирует опубликовать доклад о технических причинах крушения «Боинга». Окончательный отчет Международная следственная группа покажет в конце 2015 года.

В июле 2015 года представитель в генпрокуратуре Нидерландов Вим де Брюн сообщил Интерфаксу, что в рамках международного расследования они прорабатывают две версии. «Есть версия, что самолет был сбит ракетой класса «земля — воздух», есть версия, что он был сбит ракетой класса «воздух — воздух», — отметил он. Вим де Брюн добавил, что на тот момент следователи до сих пор точно не установили лиц, ответственных за крушение самолета.