Волнения во Франции: причины и следствия
Вторую неделю в "пятой республике" полиция ведет бои с иммигрантами из бывших французских колоний. Большинство бунтующих – мусульмане из стран Магриба, а также Сенегала, Турции и других. Если вначале беспорядки затронули только пригород Парижа, то за последние два дня они распространились на огромную территорию - от немецкой границы до Атлантики и Средиземного моря, от Страсбурга на востоке до Нанта на западе, Тулузы, Марселя и Ниццы на юге.
Так, в Сент-Этьене (Центральная Франция) и его пригородах бесчинствующая молодежь подожгла две школы и автобус. При этом пострадали два человека. Между тем в Лансе на севере страны, а также в г. Сет на юге мусульманские молодчики подожгли несколько церквей. В парижском пригороде Коломбе хулиганы забросали камнями автобус, в результате чего с травмой головы попал в больницу годовалый ребенок. Еще в одном парижском пригороде Сент-Морис участники беспорядков подожгли медицинский центр, сообщает Associated Press.
Только в ночь на 7 ноября в результате беспорядков в иммигрантских кварталах Франции сожжены более 1400 автомобилей, ранены 34 полицейских и задержаны 186 человек, сообщает МВД страны. Регулярному нападению подвергаются школы, детские сады, церкви, полицейские участки, рестораны, магазины. Страна потихоньку погружается в хаос, а власти не знают что предпринять, чтобы остановить беспорядки. Коренные французы заявляют, что против них ведется настоящая война. Многие полагают, что уже пора привлекать армию и вводить комендантский час.
Вчера состоялось экстренное заседание Совета национальной безопасности, на котором президент Жак Ширак, как передает Би-би-си, публично заявил, что восстановление порядка представляет собой "абсолютный приоритет". "Последнее слово должен сказать закон. Республика убеждена, что она окажется сильнее тех, кто хочет сеять насилие и страх", - сказал президент и пригрозил нарушителям порядка арестами, судами и суровыми наказаниями. При этом, однако, он отметил, что для снижения накала ситуации требуются "уважение ко всем, справедливость и равные возможности".
Сегодня вся французская, да и мировая пресса задается вопросом: в чем причина таких бунтов? Однозначного ответа никто не дает, однако большинство экспертов говорят о целом комплексе экономических, политических и религиозных причин, вызвавших самые крупные беспорядки во Франции после студенческой революции 1968 г.
Первая и, может быть, самая главная – экономическая. В конце 50-х гг. во Франции стало не хватать дешевой рабочей силы - некому стало убирать мусор, работать на экологически неблагополучных заводах и т. д. и т. п. Следствием этого стал приток мигрантов, в основном из бывших французских колоний. Однако в конце 80-ых годов прошлого века ситуация стала меняться, производство из Франции стали выносить в другие государства – Иран, Китай, Латинскую Америку. Занятость среди мигрантов стала снижаться. Кроме того, приехавшие сюда в 50-60 гг. стали обрастать семьями, в большинстве которых было по 5-7 детей. Сейчас дети выросли и найти работу не могут, а потому проводят все свое время на улице, зачастую попадая под влияние криминалитета. По статистике более 80% арабского населения пригородов Парижа не имеет постоянной работы.
Вторая причина – политическая. Франция – одно из самых социально защищенных государств в мире. "Левые идеи" и "левые интеллектуалы" всегда были влиятельны во французском обществе; кроме того, до сих пор во Франции силен комплекс вины за колонизацию. Отсюда большая терпимость к мигрантам, большие пособия по безработице, большие пенсии. Во Франции даже существуют специальные государственные программы для поддержки иммигрантов. Однако некоторые коренные французы считают, что арабы-иммигранты намеренно не хотят искать работу, так как получать пособие по безработице и ничего не делать намного приятней, чем трудиться на "белого француза". Французское коренное население все больше боится и все больше не любит приехавших арабов. Именно ненависть к арабам пополняет ряды сторонников главного французского националиста Ле Пена, который в 2002 году сотворил сенсацию, обогнав в первом туре выборов кандидата от социалистов премьера Лионеля Жоспена и выйдя во второй тур.
И третье: почти все бунтующие сейчас во Франции – мусульмане. И именно во Франции самая большая мусульманская община в Европе – более 5 млн человек. Однако не религия становится основополагающим фактором для беспорядков. Ведь не случайно только 15% мусульман Франции посещает мечети. Может быть, главная их причина – кризис самоидентичности. Когда отцы сегодняшних бунтовщиков приехали во Францию, они ощущали себя арабами. Однако их дети уже не являются арабами по менталитету: они ходят во французские школы, общаются между собой на французском, смотрят французское кино. Не являясь французами, они не являются арабами и наоборот. Они - некий сплав культур, менталитетов.
В общем, происходит то, что должно было давно произойти: их до конца не принимает французское общество, да и они не очень-то хотят вписаться в него, а жить параллельными мирами в Европе невозможно. И потому – взрыв. Чем он закончится - предсказать сложно. И хотя сейчас он прогремел во Франции, в следующий раз он может громыхнуть в любой другой стране Европы. Может - в Испании, может - в Германии, где много выходцев из Турции, может - в Великобритании, где большая община из Пакистана. Уже появилась информация о выступлениях в Бельгии.
Как остановить эти бунты, не очень понятно. Применишь силу – создашь отличную почву для роста террористических настроений на основе исламского фундаментализма, не применишь – можешь потерять государство как институт. Французские власти, видимо, готовы договариваться, однако не очень понимают с кем, а также что, собственно, может стать предметом договоренностей. Усиление социальной поддержки мигрантов? Увеличение рабочих мест для них? Против этого может выступить коренное население Франции. Франция расколота. Можно ожидать, что в дальнейшем раскол в обществе только увеличится, а на выборах 2007г. к власти придут националисты, которые решат вопрос мигрантов более крутыми и менее демократическими методами.