Сегодня кандидаты в ГД РФ начали агитацию в СМИ
Агитация в СМИ может вестись на платной основе. Что касается бесплатного эфирного времени и газетных площадей, то они могут использоваться участниками выборов лишь по рабочим дням, то есть с 10 ноября по 5 декабря.
Согласно избирательному законодательству, на период с 2 по 7 декабря вводится "запрет на опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, в том числе, их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая интернет.
Напомним, что в соответствии с решением по закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" 30 октября с.г. Конституционный суд РФ существенно расширил круг информации, которую можно публиковать в период предвыборной кампании.
Ранее ряд общественных деятелей, представители различных СИМ не раз заявляли, что данный закон существенно ограничивает свободу слова, так как позволяет относить к агитации почти любую информацию о подготовке и проведении выборов. Конституционный суд признал не соответствующим Конституции РФ положение подпункта "ж" пункта 2 статьи 48 названного закона, который допускает "расширительное толкование понятия и видов запрещенной агитации и тем самым не исключает произвольное применение данной нормы".
Конституционный суд, как и просили заявители (ряд журналистов и группа депутатов Госдумы), ввел критерий, позволяющий различить агитацию и информирование, предельно сузив круг информации, которую можно отнести к агитации. Теперь к агитации можно отнести только те высказывания СМИ, относительно которых установлен и доказан в суде прямой умысел журналиста обеспечить поддержку конкретному кандидату.
Если такой умысел не доказан, то само по себе позитивное или негативное мнение о ком-либо из кандидатов не является агитацией и не может служить основанием для привлечения журналиста или СМИ к административной ответственности. В то же время "выражение предпочтения" кому-либо из кандидатов является ни чем иным как разновидностью выражения мнения, а значит, не может рассматриваться в качестве предвыборной агитации.
Преобладание сведений о том или ином кандидате в информационных сообщениях о предвыборных мероприятиях, как и собственное мнение журналистов и их комментарии, за пределами отдельного предвыборного блока тоже не являются агитацией. Кроме этого, распространение о кандидате сведений, не связанных с его профессиональной деятельностью также не являются агитацией.