В Большом театре - премьера обновленной “Раймонды”
"В нынешней постановке балета “Раймонда”, - рассказывает Григорович, - воспроизведена версия, которую мы с художником Симоном Вирсаладзе осуществили в миланском театре Ла Скала в 1990 году. Для Симона Багратовича эта работа оказалась последней, увидеть ее на сцене ему было не суждено. С моей точки зрения , миланский вариант оформления “Раймонды” замечателен, как и все, что делал Вирсаладзе . . . Ради того, чтобы представить публике эту его работу, я и готовил нынешний спектакль. Сегодняшняя редакция “Раймонды” во многих деталях отличается от той, которую мы с Вирсаладзе поставили в Большом театре в 1984 году. В то же время она следует основным художественным принципам, найденным тогда. Сохраняя шедевры классического танца - ансамбли и соло великих хореографов Петипа и Горского - мне представлялось уместным скорректировать некоторые, не совсем удачные, на мой взгляд, драматургические ходы первоначального сценария Пашковой. Я старался создать образ большого праздничного спектакля эпохи расцвета императорского балета и стремился предоставить публике возможность насладиться мощью и размахом зрелища, идущими прежде всего от музыки Глазунова . . . Стравинский говорил: “Классический балет - это торжество порядка над произволом”. Мне хотелось, чтобы именно это почувствовали зрители нашей “Раймонды”.
“Раймонда” Глазунова - последний “большой балет” в творчестве Мариуса Петипа. В основе либретто “Раймонды”, созданного Лидией Пашковой и самим Петипа, - рыцарские легенды французского средневековья. Глазунов работал над партитурой в 1896-97 годы. “Основное впечатление от музыки Глазунова - ее ясность, светлая спокойная ясность себе довлеющая. Но ясность не прозрачная, а густая, непроницаемая, как голубая синева неба над высокой снежной вершиной или как цвет вод горных альпийских озер”, - писал Игорь Глебов в монографии, посвященной Глазунову. Премьера состоялась 7 января 1898 года на сцене петербургского Мариинского театра. В дни премьеры критик Герман Ларош писал, что никому не жаль ни Раймонды, ни ее женихов - в памяти остается не сюжет, а лишь великолепная музыка и прекрасные танцы. Сто лет назад Александр Горский перенес “Раймонду” в московский Большой театр. В 1908 году балетмейстер создал собственный вариант балета, художником был Константин Коровин.
Премьерные спектакли пройдут 10, 12, 13 и 22 мая на основной сцене Большого театра.