Правозащитники рассказали о нежелании России принимать беженцев из Сирии
Отказ от убежища
Несмотря на военную поддержку Сирии, российские власти не спешат содействовать обустройству находящихся в России беженцев, следует из доклада «Сирийские беженцы в России» комитета «Гражданское содействие» (организация специализируется на помощи мигрантам). Чиновники постоянно отказывают сирийцам в убежище и высылают их из страны, утверждают авторы доклада (есть в распоряжении РБК) Константин Троицкий и Светлана Ганнушкина.
Кто воюет в Сирии
Гражданская война в Сирии началась весной 2011 года, после жестокого подавления властями протестных акций. Боевые действия ведутся между армией президента Башара Асада, исламистами из ИГИЛ (запрещена в России), поддерживаемой Западом умеренной оппозицией и курдскими социалистами. Россия, которая поддерживает Асада, ведет военную операцию в Сирии с 30 сентября 2015 года. За год ее расходы на сирийскую кампанию составили не менее 58 млрд руб., свидетельствовали подсчеты РБК. В конце года Турция начала наземную операцию на севере Сирии.
По данным расформированной и включенной в состав МВД Федеральной миграционной службы на начало апреля этого года (с момента ликвидации ФМС 5 апреля публикация статистики прекратилась), в России находились 7096 граждан Сирии. Всего Сирию за семь лет покинули порядка 5 млн человек. В число находящихся в России сирийцев, о которых пишут авторы доклада, также входят дипломаты и мигранты, приехавшие до боевых действий. В 2015 году в России насчитывалось 8205 сирийцев.
В 2011–2015 годах о статусе беженца в России ходатайствовали 2011 сирийцев, но получил его только один человек. С получением временного убежища ситуация лучше: с соответствующими заявлениями обратились 4462 сирийца, предоставлено оно было 3306 мигрантам. Но статус временного убежища предоставляется только на год и его могут не продлить, отмечается в докладе. По данным управления ООН по делам беженцев, в странах ЕС больше всего сирийцев проживает в Германии и Греции.
Отказ в убежище
Из 82 решений ФМС, вынесенных в течение первой половины 2016 года, 57 содержали отказ в предоставлении временного убежища, следует из статистики «Гражданского содействия». Лишь в семи случаях людям предоставили временное убежище, еще 17 мигрантам власти отказались продлевать право на проживание в России.
С марта 2016 года миграционные органы в своих отказах стали ссылаться на улучшение ситуации в Сирии, говорится в докладе. Чиновники рекомендуют возвращаться на родину не только мужчинам, но также детям и женщинам, в том числе беременным. После заключения перемирия между Асадом и умеренной оппозицией в марте этого года российские власти стали отказывать беженцам на том основании, что война в Сирии прекращается. Так, в конце января этого года УФМС по Московской области отказало гражданину Сирии во временном убежище, отметив, что «в Сирии безопасно», так как 43 лидера умеренной оппозиции подписали документ о прекращении боевых действий, приводят пример авторы доклада.
Тюрьма вместо помощи
По словам правозащитников, сотрудники миграционных органов нередко вызывают полицейских, которые составляют протокол о нарушении порядка пребывания. Затем беженца направляют в суд, где приговаривают к штрафу с выдворением за пределы страны. Нередко решение о выдворении сопровождается помещением в специальный центр временного содержания тюремного типа, где приговоренный может находиться до двух лет, говорится в докладе.
При этом оформить свое пребывание в России сирийцам проблематично из-за бюрократических преград, дают понять авторы доклада. Обратиться за убежищем здесь без помощи адвоката невозможно, так как соискателей просто не допускают к процедуре, если он обратится в МВД самостоятельно, приводят пример правозащитники.
Сирийская диаспора старается помогать приехавшим в Россию, в том числе с переводом и оплатой адвокатов в судах, рассказал РБК Халава Фаиз, представитель Общества граждан сирийского происхождения в России. Но Россия не является для сирийцев привлекательной страной из-за непривычных погодных условий, высоких цен и проблем с транспортировкой в Евросоюз.
Москва фактически ничего не делает для беженцев, несмотря на прямую вовлеченность в конфликт, заявила РБК Татьяна Локшина, программный директор по России Human Rights Watch. «Россия утверждает, что внесла огромный вклад в борьбу с терроризмом, но своими действиями дает понять, что проблемой беженцев должны заниматься другие», — отметила эксперт. По мнению правозащитницы, учитывая сложившуюся практику, власти будут и дальше утверждать, что территория под контролем Асада приемлема для жизни, а значит оснований для предоставления убежища нет.