Перейти к основному контенту
Политика⁠,
0

Китай выделил на сотрудничество с Африкой $51 млрд

И выдвинул десять новых инициатив в рамках сотрудничества с африканскими странами
Китай выделил на сотрудничество с Африкой $51 млрд
В Пекине завершился девятый китайско-африканский форум. КНР проводит его с африканскими странами с 2000 года. Подробнее о том, как Китай расширяет свое присутствие на континенте, — в материале РБК
Си Цзиньпин
Си Цзиньпин (Фото: Lintao Zhang / Getty Images)

6 сентября в Пекине завершился трехдневный Форум сотрудничества Китай — Африка (Forum on China — Africa Cooperation, FOCAC). Он проходит каждые три года с 2000-го поочередно то в Пекине, то в африканских столицах (предыдущий состоялся в 2021 году в Дакаре). В этом году мероприятие посетили главы государств, правительств и делегации 53 стран, а также председатель Комиссии Африканского союза Муса Факи Махамат. В форуме участвуют представители всех государств континента, кроме Эсватини (небольшое королевство на юго-востоке Африки, неподалеку от ЮАР) — с ним у Китая нет дипломатических отношений, поскольку оно признает независимость Тайваня.

Что Си Цзиньпин пообещал африканским лидерам

Итоги встречи зафиксированы в двух документах. Первый, общий, Пекинская декларация о построении всепогодного китайско-африканского сообщества, состоит из шести разделов. В нем Китай и страны Африки подтвердили, что будут поддерживать и уважать интересы друг друга: в то время как КНР находится на стороне африканских стран в защите их независимости и суверенитета и выступает за укрепление их позиций в глобальном управлении, африканцы привержены принципу одного Китая и «решительно поддерживают усилия китайского правительства по достижению национального воссоединения» с Тайванем. В декларации лидеры высказались по всем актуальным в 2024 году вопросам: например, поддержали «все усилия по мирному урегулированию» на Украине, призвали к прекращению огня в секторе Газа, а также обратились к международному сообществу с призывом не ослаблять поддержку Африки на фоне этих двух конфликтов.

Второй документ, План действий на 2025–2027 годы, содержит 11 разделов и подробно излагает конкретные планы сотрудничества на следующие три года. В нем, в частности, сказано, что за это время Пекин и его партнеры реализуют десять следующих инициатив.

  • «Взаимное обучение цивилизаций», или обмен опытом в сфере управления. Пекин создаст 25 центров по изучению Китая и Африки и пригласит на обучение 1 тыс. африканских политиков.
  • «Процветание торговли». Китай введет беспошлинный режим на всю продукцию из 33 наименее развитых африканских стран, подпишет соглашения о совместном развитии с заинтересованными партнерами и расширит доступ африканской сельхозпродукции на свой рынок.
  • Промышленное сотрудничество. Китай поддержит производство и переработку критически важных минералов в Африке, реализует десять проектов в рамках африканских промышленных парков и проведет 100 учебных сессий по индустриализации. Пекин также пообещал помогать африканскому малому и среднему бизнесу — это финансовая поддержка, мероприятия по поиску партнеров и обучение бизнес-менеджеров. Также в планах построить китайско-африканский центр сотрудничества в области цифровых технологий: на его базе Пекин собирается продвигать в Африке 20 проектов цифровой инфраструктуры.
  • «Связанность внутри континента». «Китай решительно поддерживает африканскую интеграцию» и поэтому поможет реализовать на континенте 30 инфраструктурных проектов, развивать транспортную инфраструктуру и построенные китайскими компаниями промышленные парки. В планах КНР — создать «мультимодальную водно-железнодорожную транспортную сеть», которая соединит регионы Китая и Африки. Чтобы лучше связать китайский и африканский финансовые рынки, Пекин будет активнее продвигать расчеты в национальных валютах; он также приветствует выпуск африканскими странами «панда-бондов» (облигации, номинированные в китайских юанях, но выпущенные иностранными компаниями).
  • Сотрудничество в рамках Глобальной инициативы развития (ГИЦ), которую Си Цзиньпин предложил в ООН в 2021 году, призывая страны сплотиться, чтобы скорее достичь Целей устойчивого развития до 2030 года. С партнерами из Африки Пекин планирует реализовать 1 тыс. «маленьких и красивых» проектов, которые улучшат качество жизни людей, и поможет в проведении летних юношеских Олимпийских игр 2026 года и Кубка африканских наций 2027 года. КНР также вложит $50 млн в фонд группы его партнерства со Всемирным банком, которые пойдут на развитие африканских стран.
  • Партнерство в сфере здравоохранения. КНР создаст альянс китайских и африканских больниц и совместные медицинские центры, отправит в Африку 2 тыс. своих медработников, обучит 100 африканских специалистов, запустит программу бесплатной помощи «100 медбригад для тысячи деревень», продолжит помогать Африке в борьбе с эпидемиями и будет поощрять свои компании инвестировать в производство вакцин на континенте.
  • Возрождение сельских районов, или борьба с голодом, обеспечение продовольственной безопасности и устойчивого развития сельского хозяйства. Китай предоставит Африке продовольственную помощь на 1 млрд юаней ($139,4 млн), отправит туда 500 своих сельхозэкспертов, обучит 1 тыс. африканских специалистов и будет поощрять свои компании, чтобы те создали в Африке не менее 1 млн рабочих мест.
  • Обмен в области профессионального образования. Китай построит инженерные школы, создаст региональные центры цифрового образования, реализует десять проектов среди тех, кто будет продвигать программу «Культурного Шелкового пути», пригласит на обучение 1 тыс. африканских специалистов в области культуры и туризма.
  • Зеленая повестка. Китай поможет Африке адаптироваться к изменениям климата, реализует 30 проектов в области «чистой энергии», создаст специальный фонд по развитию зеленой промышленности, организует форум по мирному использованию атомной энергетики, поддержит участие африканских стран в китайских исследованиях на Луне и Марсе.
  • Партнерство в рамках Инициативы в области глобальной безопасности, которую Си выдвинул в 2022 году. Китай предоставит Африке военный грант в 1 млрд юаней, обучит 6 тыс. военнослужащих и пригласит к себе на обучение 500 африканских офицеров.

На реализацию этих десяти инициатив до 2027 года Пекин выделил 360 млрд юаней ($51 млрд) — 210 млрд из них он предоставит в форме кредитов, 80 млрд будут представлять собой инвестиции со стороны китайских компаний. Это гораздо больше, чем то, что Китай пообещал Африке на саммите в 2021 году, — тогда Си анонсировал выделение $20 млрд в виде инвестиций и кредитов. Также теперь все финансирование пойдет не в долларах, а в юанях, что, по оценке Reuters, говорит о желании КНР расширить международное использование национальной валюты.

Как Китай выстраивал отношения со странами Африки

После завершения гражданской войны в 1947 году новые коммунистические власти Китая уделяли значительное внимание отношениям с африканскими странами и последовательно поддерживали национально-освободительные движения на континенте. Голоса африканских государств сыграли не последнюю роль в том, что в 1971 году место в ООН перешло от Тайваня к материковому Китаю. В последующие десятилетия Пекин продолжил развивать политические и экономические связи, добившись отказа от признания Тайбэя всеми странами континента, кроме Эсватини.

В 2017 году Китай открыл свою первую военно-морскую базу в Африке — в Джибути, расположенном в стратегически важном Баб-эль-Мандебском проливе, который разделяет Аденский залив и Красное море. Этот объект способен принять авианосец или атомные подводные лодки, он находится близко к крупнейшей американской базе в Африке Кэмп-Лемонье. The Wall Street Journal сообщила в феврале, что КНР активно ведет поиск места для новой базы на западном побережье Африки, а США ей пытаются всячески противостоять.

Сколько средств Китай уже вложил в Африку и какова отдача

Идея активизировать китайско-африканскую торговлю обсуждается уже давно. В Плане действий даккарского саммита утверждалось, что к 2024 году общий объем экспорта из Африки в КНР должен достичь $300 млрд. На этот раз Пекин от конкретных планов воздержался. Видимо, сказывается дисбаланс во внешнеторговых отношениях, который вызывает тревогу в странах континента. В частности, президент ЮАР Сирил Рамафоса на встрече с Си Цзиньпином в преддверии саммита отметил, что Претория хотела бы сократить торговый дефицит и «заняться структурой двусторонней торговли». Он также призвал китайского лидера «к более устойчивому производству и инвестициям в создание рабочих мест».

В 2023 году, по подсчетам Международного торгового центра (International Trade Center, ITC), товарооборот Китая со странами Африки составил $283 млрд (с 2000 года он вырос более чем в 20 раз). В основном КНР импортирует из Африки ископаемые. В топ-5 торговых партнеров Китая на континенте вошли следующие страны (далее все данные — по 2023 году).

Южно-Африканская Республика (ЮАР) — $55,7 млрд

ЮАР лидирует как по импорту, так и по экспорту. Китай завез из Южной Африки товаров на $32 млрд: $26,7 млрд — это жемчуг, драгоценные камни, металлы и руда. В ЮАР он завез товаров на $23,6 млрд, здесь самая крупная категория ($6,8 млрд) — это электромобили и оборудование.

Ангола — $23,1 млрд

Здесь дисбаланс между экспортом и импортом гораздо сильнее: Ангола завезла в Китай продукции на $18,9 млрд (99% — это нефтепродукты), в то время как Китай поставил товаров на $4,2 млрд (тоже в основном электромобили).

Нигерия — $22,7 млрд

Здесь дисбаланс в другую сторону: КНР поставила в Нигерию продукции на $20,3 млрд (электромобили и другие транспортные средства, ядерные реакторы, транспортные средства), а республика экспортировала в Китай товаров на $2,3 млрд (в основном опять же минеральное топливо).

ДР Конго — $18,8 млрд

ДРК завозит в Китай больше продукции, чем получает: ее экспорт составил $14,3 млрд (медь и другие недрагоценные металлы и изделия из них, руда), а КНР поставила республике продукции на $4,5 млрд (ядерные реакторы, электромобили и другой транспорт).

Египет — $15,8 млрд

Здесь опять дисбаланс в пользу китайского экспорта, который составил $14,9 млрд (самые крупные категории — электромобили и ядерные реакторы). Египет же поставил в КНР продукции на $880,8 млн (в основном минеральное топливо и нефтепродукты).

Китай заинтересован в том, чтобы активно завозить в Африку свои зеленые технологии — электромобили и солнечные батареи. Особо актуально это стало после того, как Евросоюз и США объявили о планах ввести ограничения на китайскую продукцию в этих сегментах. Для китайских компаний Африка с ее стремительным ростом населения (в пять раз с 1960 года — до 1,5 млрд человек, сегодня это демографически самый быстрорастущий континент) — привлекательный рынок.

Китай — второй после Евросоюза торговый партнер африканских стран. В 2009 году он обошел по этому показателю США. На континенте работает более 10 тыс. китайских компаний и предприятий. Охраной китайских активов и рабочих (по разным оценкам, здесь трудятся от 1 млн до 2 млн человек) также занимаются китайские охранные компании — Beijing DeWe Security Service, Hua Xin Zhong An Group, Shandong Huawei Security Group, China Security Technology Group, China Overseas Security Group и другие.

Китайско-африканское сотрудничество активизировалось в 2013 году с запуском китайской инициативы «Один пояс, один путь» (сейчас просто «Пояс и путь»). По информации China Daily, за десять лет КНР построила в Африке 6 тыс. км железных дорог, 6 тыс. км автомобильных дорог и 20 портов.

Инициатива «Пояс и путь» — китайская глобальная стратегия по развитию логистики, инфраструктуры и торговли. Проистекает из идеи «Экономического пояса Шелкового пути», которую Си Цзиньпин впервые выдвинул в 2013 году во время визитов в страны Центральной и Юго-Восточной Азии. В инициативе не было зафиксировано четких маршрутов, однако страны привлекают к участию ресурсы, которые Пекин готов выделить на развитие: в 2014 году он запустил Фонд Шелкового пути с капиталом $40 млрд, позже Банк развития Китая пообещал выделить на проекты до $1 трлн; также был запущен Азиатский банк инфраструктурных инвестиций с начальным капиталом $100 млрд. Финансирование проектов в основном происходит за счет китайских льготных кредитов. Причем не всегда страны эти кредиты могут вернуть. Например, Шри-Ланка, которая к 2017 году задолжала Китаю $8 млрд, была вынуждена передать в аренду на 99 лет свой глубоководный порт Хамбантота, построенный на ее южном побережье на китайские деньги.

По данным сервиса Statista, в 2023 году к «Поясу и пути» подключилось 149 стран. Из них 44 — из Африки, южнее Сахары, 35 — из Европы и Центральной Азии, 25 — государства Восточной Азии и Тихого океана, 21 — Латинской Америки и Карибского бассейна, 18 — с Ближнего Востока и из Северной Африки, шесть — из Юго-Восточной Азии.

Реализация значительной части китайских проектов идет за счет займов, благодаря чему Китай стал ведущим кредитором стран континента. По подсчетам Бостонского университета, с 2000 по 2023 год китайские кредиторы выдали африканским странам и региональным организациям 1,3 тыс. займов на общую сумму $182,28 млрд. Пик пришелся на 2016 год, когда сумма займов достигла $28,8 млрд. С тех пор Китай стал давать меньше кредитов: в 2021 году было получено десять займов на $1,6 млрд, а в 2022-м — на $1 млрд. В 2023 году объем кредитов впервые вырос — до $4,6 млрд.

Bloomberg обращает внимание, что такой подход обеспечил КНР доступ к африканским энергоносителям и полезным ископаемым и таким образом помог увеличить ее промышленные мощности. Однако Си Цзиньпин придет на встречу с чековой книжкой поменьше, иронизировало агентство накануне саммита, и будет иметь четкое представление, чего хочет от Африки взамен, а именно «больше отдачи и меньше головной боли».

«Пик наиболее интенсивной вовлеченности Китая в африканские дела пришелся на середину 2010-х годов, — прокомментировал РБК директор Центра изучения Африки НИУ ВШЭ Андрей Маслов. — В 2020-е годы темпы роста китайских инвестиций в Африку заметно снизились. Китай стал действовать более точечно и прагматично и больше наблюдает, как возвращаются ранее сделанные вложения». По словам эксперта, КНР выстраивает систему управления своими вложениями. «Китай продолжает работать в рамках «Пояса и пути». Но есть проблема долгового кризиса — Африка на протяжении 20 лет накапливала долги перед Китаем, и сейчас наступило время для их реструктуризации, — отметил Маслов. — С другой стороны, складывается интересная ситуация, когда темпы роста некоторых стран Африки становятся устойчиво выше, чем у Китая. Поэтому китайские инвесторы начинают смотреть на Африку не только как на поле для реализации сырьевых и инфраструктурных проектов, но и с точки зрения размещения производств, как на растущие рынки сбыта, что дает возможности для перехода к более долгосрочным и стабильным отношениям».

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Персоны
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 5 декабря
EUR ЦБ: 89,9 (-0,69)
Инвестиции, 08:11
Курс доллара на 5 декабря
USD ЦБ: 76,97 (-0,99)
Инвестиции, 08:11
Моди встретил Путина перед переговорами. Трансляция Политика, 09:03
4 отрасли, где применяются большие языковые модели РБК и GigaChat, 09:00
Как убедить клиента купить IT-решение — 6 приемов и готовые фразыПодписка на РБК, 08:56
В США компанию оштрафовали на $7 млн из-за санкций против Дерипаски Политика, 08:53
Умер актер из Mortal Combat и сериала «Человек в высоком замке» Общество, 08:52
Чешский миллиардер отказался от главного актива ради поста премьера Политика, 08:43
Что такое IPO и зачем компании выходить на Московскую биржу #всенабиржу!, 08:30
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Над регионами России за ночь перехватили 41 дрон Политика, 08:26
Два тренда в спорах по корпоративным опционам. КейсыПодписка на РБК, 08:25
Аэропорт Махачкалы приостановил полеты после объявления опасности БПЛА Политика, 08:04
Когда массовый адрес контрагента привлечет внимание ФНСПодписка на РБК, 08:03
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 08:00
Как выглядит дом в Москве, где мелодию для домофона придумал композитор РБК и TATE, 08:00
Китайская головоломка: почему ВВП растет, а деловая активность падаетПодписка на РБК, 08:00