Профильный комитет Думы определит скорость принятия закона сразу после возобновления работы Думы в сентябре, сказал Емельянов.
Аксаков подтверждает, что законопроект, в том числе и вопрос об институте СРО, будет обсуждаться комитетом в сентябре.
Контраргументы из правительства
Возражая против саморегулирования на совещании у Голодец, представитель Минэкономразвития — директор департамента государственного регулирования в экономике Алексей Херсонцев воспроизвел аргументацию части туриндустрии, считающей, что турагент не должен нести ответственности перед туристом, потому что не оказывает ему никаких услуг, рассказал Емельянов. Депутат считает этот аргумент лоббистов смехотворным: «То есть деньги отдаются турагенту и путевку турист получает в конечном счете от турагента — как же тогда агент может не нести ответственности перед клиентом?»
Минэк последовательно выступает против введения института СРО для турагентов: из-за его возражений законопроект был внесен в Думу правительством без этого положения, поясняет собеседник РБК в финансово-экономическом блоке правительства. Позже эта тема с Минэком не обсуждалась, поэтому, когда в самом конце весенней сессии Думы в правительство поступил доработанный вариант с этим положением, министерство вновь выступило против — в том числе на совещании у Голодец, добавляет источник.
Введение обязательного членства в СРО турагентов не сможет решить ни одной заявленной разработчиками проблемы рынка, при этом предполагает дополнительные расходы рынка и бюджета на его администрирование, поясняет собеседник РБК. «Ответственность перед потребителем не может обеспечиваться СРО турагентов, потому что в большинстве случаев находится на стороне туроператора, механизмы ее обеспечения также имеются, говорит источник. Мошеннические же действия, когда деньги у потребителя принимают, а туроператору не передают, к теме СРО отношения не имеют; проблема решается выстраиванием более четких отношений «турагент — туроператор», добавил источник.
Повысить прозрачность финансовых транзакций и доведения принятых от потребителя средств до туроператора позволит система электронных путевок, заявил РБК официальный представитель Минэкономики. Та же система позволит проверять, были ли у турагента полномочия продавать туры конкретного туроператора, добавил он.
Туроператоры и агенты
На туристическом рынке работают два типа компаний: туроператоры и турагенты. Первые формируют туристическую услугу — выкупают номера в отелях, заказывают у авиакомпаний чартерные рейсы или покупают блоки мест на регулярных, договариваются с принимающими компаниями на курортах, организовывают экскурсии и т.п. Вторые — розничные продавцы продукта, который сформировал туроператор. Агенты работают за комиссию, которая составляет примерно 10–15% от стоимости тура.
Деятельность туроператоров строго регламентирована. Сведения о такой компании должны быть внесены федеральный реестр туроператоров, который ведет Ростуризм. Непременным условием для попадания в реестр является наличие финансовой гарантии. Все операторы выездного туризма обязаны также быть членами отраслевой ассоциации «Турпомощь», которая распоряжается компенсационным фондом. На его средства в случае финансовой несостоятельности туроператора или его зарубежных партнеров возвращаются находящиеся за границей туристы. В реестре, по данным на 6 августа, числится 4015 компаний, из них отправлять клиентов за границу вправе только 850.
Деятельность же агентств никак не регулируется. Точное их количество неизвестно. Заключить договор с туроператором и продавать его туры по идее может любой желающий. При этом разориться может не только туроператор, но и агентство. За последние годы с рынка, к примеру, ушли такие агентские сети, как «Мир без границ» и Kuda.ru. Агентство может и просто исчезнуть с деньгами клиентов, не перечислив их туроператору.
Первые попытки отрегулировать туристическую розницу были предприняты еще в 2011 году. Тогда депутаты предложили обязать агентства работать только от имени и по поручению туроператора. В этом случае, если оказанная услуга оказалась некачественной по вине агентства (к примеру, оно пообещало туристу, что тот будет жить в 5-звездном отеле в номере с видом на море, а в действительности его поселили в 3-звездную гостиницу рядом со стройкой), отвечать перед потребителем будет уже туроператор. Поэтому туроператоры резко выступали против этой инициативы, и пока им удавалось отстоять свою позицию.
Позиция отрасли
В законе «Об основах туристской деятельности в РФ» необходимо четкое разграничение ответственности между туроператорами и турагентами, каждый из них не должен отвечать за непрофессионализм и несостоятельность другого, излагает позицию Ассоциации туроператоров России ее исполнительный директор Майя Ломидзе. По ее мнению, СРО для турагентов при таком раскладе — меньшее из зол по сравнению с предложением обязать турагентов работать исключительно от имени и по поручению туроператоров. Хотя к тем формулировкам про СРО, которые содержались в законопроекте, тоже было много вопросов, добавляет Ломидзе.
Идея СРО для агентов нежизнеспособна, настаивает Юрий Барзыкин, вице-президент Российского союза туриндустрии (объединяет как туроператоров, так и турагентов). Компенсационного фонда такой СРО не хватит, чтобы компенсировать потери при крахе крупной агентской сети, считает Барзыкин.
Среди самих турагентств нет единства по поводу регулирования их деятельности. За введение СРО для турагентов выступает созданный в 2013 году Альянс туристических агентств. «Главная наша задача — защитить потребителя. Он должен быть защищен от недобросовестных или непрофессиональных турагентов», — утверждает член правления альянса, гендиректор сети турагентств «Розовый слон» Алексан Мкртчян.
По его мнению, в интересах потребителя было правильно также обязать турагентов работать только от имени и по поручению туроператора. Сегодня клиент подает иск к агенту, с которым у него заключен договор, хотя услугу ему оказывает туроператор, объясняет Мкртчян. Если же, по его словам, в заблуждение туриста ввел агент, то это также просчет оператора — он доверил продажи непрофессиональному посреднику.
Лопнувшие турагентства
Август 2015
«Трайв-тур» (Санкт-Петербург)
О прекращении работы агентства сообщила 5 августа Ассоциация туроператоров России. По оценкам нескольких пострадавших, связавшихся с АТОР, проблемы начались в январе, когда из-за действий агентства у одной из туристок сорвалась поездка на 720 тыс. руб. Позднее в соцсетях появились сообщения туристов о неоплаченных или частично оплаченных компанией турах в Болгарию (170 тыс. рублей), Италию (500 тыс. рублей), Париж (270 тыс. рублей), Грецию (400 тыс. рублей). В начале августа сотрудники агентства перестали выходить на связь. Всего собеседники АТОР насчитали 30 пострадавших, но, по их словам, эта цифра не окончательная. Действия «Трайв-тур» проверит прокуратура.
«Сансет трэвел» (Санкт-Петербург)
Агентство работало на рынке более семи лет, из них шесть — под названием «Медеятур». С 10 августа его сотрудники не выходят на связь, офис закрыт, а сайт заблокирован за неуплату. Официального сообщения о приостановке работы пока нет. К делу подключилась прокуратура. Точное количество пострадавших неизвестно.
Сентябрь 2014
«Море солнца» (Санкт-Петербург)
Петербургская сеть турагентств приостановила работу в связи с невозможностью выполнения обязательств перед туристами. «Море солнца» работало на рынке девять лет и ежегодно обслуживало десятки тысяч туристов. В октябре в отношении сети возбудили уголовное дело о мошенничестве. Как утверждает СК, «Море солнца» знало о проблемах еще в августе, но продолжало продавать туры. Вместе с ним под следствие попал крупный петербургский туроператор «Верса», признавший свою финансовую несостоятельность. По оценкам ведомства, обе фирмы нанесли ущерб десяткам тысяч туристов на сотни миллионов рублей.
Июль 2009
«Куда.ру»
Сеть туристических агентств работала на рынке с 2001 года, в 2006 году считалась самым дорогостоящим проектом в туристической рознице (ее оценивали в $54,4 млн), а к 2009 году занимала в России второе место по числу собственных офисов (в ее управлении находились 150 точек продаж). Но к концу 2008 года из-за проблем с платежами от сотрудничества с ней отказались почти все крупные туроператоры, к апрелю 2009-го все точки «Куда.ru» были закрыты, а к июлю ее общий долг достиг $20 млн. На тот момент в арбитражном суде Москвы насчитывалось более 40 исков к компаниям «Академ Альянс-М» и «Берлит Трэвел», работающим под брендом «Куда.ру», от поставщиков и арендодателей в общей сложности на 21,6 млн руб.
Против СРО выступает другое отраслевое объединение розничных продавцов — Союз туристических агентств, в который входят, в частности, «Сеть магазинов горящих путевок» и «Горячие туры». Эта отраслевая ассоциация была создана минувшей весной, ее поддержал Ростуризм, а его руководитель Олег Сафонов стал членом правления союза.
Институт СРО убьет агентский рынок, считает гендиректор «Сети магазинов горящих путевок» Сергей Агафонов. Чтобы отвечать перед потребителями туруслуг, членам агентских СРО придется создавать компенсационные фонды. Размер ежегодных отчислений для каждого члена СРО будет на уровне 120–150 тыс. руб., что окажется непосильной ношей для малого бизнеса, уверены в Союзе туристических агентств.
Союз предлагает альтернативный вариант — создание добровольного реестра агентств, к примеру, на базе ассоциации операторов выездного туризма «Турпомощь». В результате большая часть туррозницы уйдет в тень, прогнозирует Мкртчян. Он объясняет: если регулирование будет необязательным, то его просто проигнорируют.
Деятельность турагентств необходимо как-то регулировать, как — это предмет дальнейших обсуждений, дипломатична пресс-секретарь Ростуризма Ирина Щеголькова.