НАТО ведет активные поиски новой стратегической концепции
Пытаясь доказать значимость альянса, члены НАТО выдвигают множество новых задач, решением которых, по их мнению, мог бы заняться блок. В списке такого рода задач числятся и проблема глобального потепления, и незаконная миграция, и борьба с радикальным исламизмом, и даже обеспечение энергетической безопасности в мире.
Однако некоторые политологи предупреждают, что поиск новых угроз может оказаться контрпродуктивным.
Помня о том, что чрезмерные амбиции НАТО уже и так порядком истощили ресурсы организации (о чем, кстати, свидетельствует война в Афганистане), можно предположить, что обновление списка задач в будущем может лишь подмочить его репутацию. Более того, участие военного блока в решении политических и экономических проблем чревато тем, что НАТО попытается преодолевать их в привычном для него ключе, рассматривая как угрозу безопасности.
С этим трудно не согласиться: в годы холодной войны перед альянсом стояла четкая задача. Краеугольным камнем деятельности НАТО была пятая статья Североатлантического договора, согласно которой агрессия против одного из членов блока рассматривается как агрессия против всего блока. Однако по мере приближения 60-й годовщины основания альянса его ряды пополняют новые страны, а однозначных противников становится все меньше. Самое интересное, что каждое входящее в НАТО государство имеет свое представление о целях, которые в будущем предстоит решать блоку.
В рамках проекта НАТО "Многочисленные угрозы в будущем" происходит отбор предложений всех 26 членов альянса для определения будущих угроз, которые будут отражены в новой стратегической концепции. Ее разработка начнется после проведения на этой неделе саммита НАТО в Страсбурге и может занять около полутора лет.
"Планирование обороны начинается с планирования политики", - отмечает руководитель проекта Хосе Фернандес Демария.
По его словам, некоторые члены альянса хотят, чтобы в качестве главной угрозы был назван исламский фундаментализм, другие считают таковой нелегальную миграцию или рост кибератак. "НАТО готово отразить угрозы, которые кажутся менее опасными. К примеру, обычный военный конфликт. Хуже дела обстоят с угрозами нашей безопасности, которые кажутся более вероятными: теракты, кибератаки, сбои в поставках энергоресурсов, политические кризисы и распространение оружия массового поражения", - сообщил на условиях анонимности высокопоставленный представитель США.
Восточноевропейские члены НАТО, к примеру, Польша, в числе приоритетов видят задачу обеспечения энергетической безопасности, постоянно напоминая о российско-грузинском конфликте в августе прошлого года и о газовом споре между Россией и Украиной в начале нынешнего. "Обсуждается возможность участия НАТО в борьбе с глобальным потеплением, но никак не существующие проблемы, которые действительно требуют решения", - отмечает замглавы польского Бюро по национальной безопасности Витольд Ващиковски.
Однако это мнение разделяют далеко не все члены альянса. Например, многие европейские члены организации считают, что НАТО смогло бы сыграть важную роль в ядерном разоружении. "НАТО должно активно пропагандировать разоружение. Мы считаем, что при новой американской администрации и российском президенте Дмитрии Медведеве в этой сфере может быть достигнут прогресс", - отмечает немецкий дипломат.