Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Пандемия ускорила темпы роста российской онлайн-торговли Бизнес, 10:00 Собянин описал загрузку дорог после самоизоляции словами «будь здоров» Общество, 09:56 Жители Хабаровска второй день подряд вышли на улицы в поддержку Фургала Политика, 09:21 На застройку 1 млн кв. м у «Лосиного Острова» нашелся девелопер Бизнес, 09:01 В Москве девушка умерла на собственной свадьбе Общество, 08:59 На Урале умер первым нашедший палатку группы Дятлова турист Общество, 08:39 Ричард Ньютон — РБК Pro: «Нельзя стать цифровым, просто запустив сайт» Pro, 08:00 В Польше стартовал второй тур выборов президента Политика, 08:00 Синоптики предупредили о прохождении холодного фронта через Москву Общество, 07:57 Ученые завершили испытания российской вакцины от COVID-19 Общество, 07:21 Петр Ян стал вторым российским чемпионом UFC после Нурмагомедова Спорт, 07:06 СМИ узнали о бежавшем из Китая для разоблачения правды о COVID вирусологе Общество, 06:52 В Иркутске загорелась крыша многоэтажного жилого дома Общество, 06:51 Запуск «Союза» с космодрома Куру перенесли на октябрь Технологии и медиа, 06:24
Политика ,  
0 

Bellingcat опубликовала новые данные о Хмуром и «сбившем MH17 «Буке»

Экспертно-журналистская группа Bellingcat заявила об однозначной идентификации офицера разведки ДНР Хмурого, которого назвали ключевым организатором перевозки ЗРК «Бук» в Донбассе в день гибели Boeing рейса MH17
Фото: Michael Kooren / Reuters
Фото: Michael Kooren / Reuters

Международная экспертно-журналистская группа Bellingcat, которая занимается поиском данных по открытым источникам, представила продолжение опубликованного 15 февраля доклада ​«Кто такой Хмурый: отставной генерал-майор, связанный с падением MH17».

В документе говорится, что после публикации первой части появились «однозначные подтверждения» личности офицера разведки ДНР Хмурого, который, как считают авторы доклада, «был ключевым организатором транспортировки «Бука-332» из Донецка в поле к югу от Снежного» 17 июля 2014 года, в день, когда был сбит ​Boeing рейса MH17, следовавший из Амстердама в Куала-Лумпур.

Годовщина падения «Боинга»: какие последствия имела трагедия на Украине
Фотогалерея 
<p><strong>Новые санкции против России и ухудшение отношений с Западом</strong></p>

<p>Пассажирский Boeing 777 Malaysian Airlines, летевший из Амстердама в Куала-Лумпур, упал недалеко от Донецка 17 июля 2014 года. Первая реакция международных лидеров на крушение была достаточно сдержанной. Но по мере того, как публиковались подробности катастрофы, главенствующей на Западе стала точка зрения, согласно которой лайнер был сбит ополченцами Донбасса из зенитного ракетного комплекса &laquo;Бук&raquo;, поставленного Россией.</p>

<p>В конце июля прошлого года Евросоюз и США ввели секторальные санкции против российской экономики, в частности в отношении концерна ПВО &laquo;Алмаз-Антей&raquo;&nbsp;&mdash; производителя &laquo;Буков&raquo;. Госбанкам, включая ВТБ и Сбербанк, был ограничен доступ к долгосрочному финансированию, иностранцы заморозили совместные проекты с российскими нефтяными компаниями и&nbsp;т.д. Перечень мер был составлен еще в марте Вашингтоном (президент США Барак Обама подписал указ, из которого следовало, что под санкциями могут оказаться не&nbsp;только отдельные люди, ответственные за события в Крыму, но и целые отрасли), но именно происшествие с Boeing ускорило их принятие.</p>

<p>В конце июня 2015-го ЕС продлил действие санкций до 31 января 2016 года, ограничения со стороны Штатов являются бессрочными.</p>

<p>Западная пресса сообщала, что лидеры отдельных стран начали избегать общения с российским президентом. В&nbsp;частности, это происходило на саммите &laquo;Большой двадцатки&raquo; в Брисбене в ноябре 2014 года. Путин покинул саммит раньше срока, в Кремле это объяснили рабочим графиком</p>

В качестве одного из главных доказательств, что речь идет о Сергее Николаевиче Дубинском, 1962 года рождения, Bellingcat приводит свидетельства российского актера Ивана Охлобыстина, опубликованные в колонке для сайта RT 16 февраля.

«Сергей Дубинский с позывным Хмурый — уважаемый русский военный, честно посвятивший всю свою жизнь служению Отечеству, даже когда Отечество в период общественного разлада середины 90-х, бывало, поручало ему бессмысленные и губительные задания. Он уже вышел в отставку, но ему очередной раз не повезло: на родной Украине произошел госпереворот — и, как солдат, он не смог не встать на защиту конституции и присоединился к ополчению Славянска, под флагом Стрелкова», — написал тогда Охлобыстин.

Кроме того, после публикации доклада, утверждают в Bellingcat, пользователи Сети обнаружили посты Дубинского на форумах Glav.su, где он якобы писал под ником Нехороший. В одном из постов, отмечают исследователи, автор подтвердил дату рождения, совпадающую с датой рождения Дубинского, а также подлинность своего голоса на записи, опубликованной СБУ. «Чтобы подтвердить личность Дубинского, один из пользователей спросил его, на каком автомобиле тот ездил в Славянске в 2014 году. Дубинский ответил 12 июля 2015 года, что ездил на черном Peugeot 3008. Машина этой модели попала на видео колонны с «Буком-332» в Макеевке 17 июля 2014 года. Это не значит, что Дубинский находился в этой машине, однако, по всей вероятности, она использовалась разведкой ДНР», — говорится в докладе.

Далее в докладе анализируется содержание нескольких телефонных переговоров, опубликованных СБУ и международной следственной группой.

Авторы доклада заявили, что после анализа новых свидетельств, а также опубликованных СБУ и международной следственной группой перехватов телефонных переговоров личность Дубинского-Хмурого «установлена однозначно», как и то, что именно этот человек «был ключевым организатором» транспортировки зенитно-ракетной установки «Бук» по территории Донбасса в день, когда был сбит Boeing.

На месте крушения Boeing 777 рейса MH17
На месте крушения Boeing 777 рейса MH17 (Фото: Maxim Zmeyev / Reuters)

После публикации первой части доклада Би-би-си связалась с человеком, который предположительно является Сергеем Дубинским. Издание не смогло однозначно подтвердить его личность, однако собеседник категорически отверг свою причастность к трагедии под Донецком. Он заявил, что расследование о перевозке «Бука» является «попыткой натянуть сову на глобус» и «смесью отобранных фактов и лжи».

По его словам, «подобные статьи ничего, кроме гомерического хохота, вызвать не могут». Как считает собеседник Би-би-си, расследование Bellingcat — попытка увести следствие от факта, что «стрельба велась из украинского «Бука».

Boeing 777 рейса MH17 авиакомпании Malaysia Airlines рухнул на землю в Донбассе 17 июля 2014 года. На борту находились 298 человек, большинство из которых были гражданами Нидерландов, все они погибли. В сентябре 2016-го международная следственная группа обнародовала первые результаты расследования катастрофы: из них следовало, что самолет был сбит ЗРК «Бук», доставленного на территорию ДНР из России.

Российская сторона неоднократно опровергала выводы следствия. В сентябре 2016-го Минобороны России предоставило данные радиолокационного комплекса «Утес-Т», расположенного в Ростовской области. Согласно докладу он не зафиксировал запуска ракеты «земля — воздух» на территории, подконтрольной самопровозглашенным республикам.

Bellingcat — международная экспертно-журналистская группа, основанная 15 июля 2014 года британским журналистом Элиотом Хиггинсом. Задача команды — объединить гражданских журналистов в расследовании текущих событий. Сейчас основной проект Bellingcat — расследование обстоятельств крушения малайзийского Boeing. Команда также следит за военной кампанией в Сирии, в том числе за действиями российских военнослужащих.​ В своих докладах Bellingcat опирается на открытые источники: видео- и фотоматериалы, размещенные в социальных сетях, спутниковые снимки. Bellingcat существует на частные пожертвования, собранные с помощью краудфандингового сервиса Kickstarter. В команде работают более двух десятков человек и множество волонтеров, которые помогают проекту безвозмездно.

Достоверность сведений Bellingcat иногда подвергали сомнениям зарубежные СМИ. В июне немецкий журнал Spiegel взял интервью у эксперта по анализу судебной фотографии Йенса Крайзе. Поводом стало исследование Bellingcat, в котором, по утверждению группы, было доказано манипулирование со стороны Минобороны России фотографиями сбитого самолета рейса МН17. Крайзе заявил, что метод, примененный Bellingcat, с точки зрения экспертизы не выдерживает никакой критики. «В своей основе он опирается на так называемый ELA-анализ. Данный метод ненаучен и субъективен. Соответственно, нет ни одной научной статьи, посвященной этому методу», — сказал он (цитата по «ИноСМИ.ру»). Главный редактор Spiegel Online Флориан Хармс в июне приносил официальные извинения читателям за то, что редакция на основе информации от Bellingcat давала утвердительные заголовки о том, что Россия манипулировала снимками. По словам Хармса, новости со ссылкой на исследования Bellingcat следовало давать в сослагательном наклонении, так как утверждения исследователей не были должным образом проверены редакцией.