Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Как сибиряки осваивают финансовую грамоту Партнерский материал, 11:23 Пандемия коронавируса. Самое актуальное на 27 октября Общество, 11:21 Размещение акций «дочки» Alibaba поможет Китаю установить еще один рекорд Инвестиции, 11:17 Бизнес на костях: как тело превращается в товар и насколько это законно Футурология, 11:10  Госдума приняла меняющий порядок формирования правительства закон Политика, 11:07 Ольга Барская — о качественном времени и медитации на дороге РБК и Mercedes-Benz, 11:05 Новые правила: какие законы изменят ретейл и рестораны в 2021 году Pro, 11:00 Гонщик Виталий Петров впервые прокомментировал убийство отца Спорт, 10:59 Лавров назвал незаконными санкции Евросоюза из-за Навального Политика, 10:57 Муфтий Чечни назвал Макрона «террористом № 1» и «врагом мусульман» Общество, 10:53 В России за сутки от COVID-19 умерло рекордное число человек Общество, 10:48 В Москве за сутки выявили более 4,3 тыс. случаев заражения COVID-19 Общество, 10:48 В России за сутки выявили 16,5 тыс. зараженных коронавирусом Общество, 10:45 Степашин назвал «Динамо» 2023 года топ-клубом Европы и рассказал анекдот Спорт, 10:40
Крушение Boeing в Донбассе ,  
0 

Bellingcat выяснила имя организатора перевозки «сбившего MH17 Бука»

Перевозку «Бука», по версии следствия, сбившего рейс MH17 в Донбассе, контролировал отставной российский офицер Сергей Дубинский, фигурировавший в СМИ как командир разведки ДНР под псевдонимом Хмурый
Ополченцы на месте падения пассажирского самолета «Малайзийских авиалиний» Boeing 777. 2014 год
Ополченцы на месте падения пассажирского самолета «Малайзийских авиалиний» Boeing 777. 2014 год (Фото: Зураб Джавахадзе / ТАСС)

Международная экспертно-журналистская группа Bellingcat, которая занимается поиском данных по открытым источникам, 15 февраля представила доклад «Кто такой Хмурый: отставной генерал-майор, связанный с падением MH17». Авторы расследования идентифицировали бойца вооруженных сил самопровозглашенной Донецкой народной республики (ДНР) Хмурого, ответственного за транспортировку пусковой установки ракетного комплекса «Бук». Им, согласно расследованию Bellingcat, оказался отставной российский офицер Сергей Дубинский.

В апреле 2015 года JIT опубликовала телефонные разговоры сепаратистов, обсуждавших детали авиакатастрофы и транспортировку огневой установки комплекса «Бук». На записи слышны голоса двух сторонников ДНР — Хмурого (СБУ ранее идентифицировало его как заместителя министра обороны ДНР Петровского) и Бурята. Сепаратисты обсуждали передачу Хмурому установки «Бук» и методы транспортировки орудия.

Расследователи определили настоящую фамилию Петровского с помощью архива электронной почты Игоря Стрелкова, опубликованного хакерами группы «Шалтай-Болтай». Им также удалось обнаружить профиль Дубинского в социальной сети «Одноклассники». Осенью 2014 года Дубинский опубликовал на своей странице фотографии с актером Михаилом Пореченковым, который посещал Донецк в октябре, и актером Иваном Охлобыстиным. Позже Охлобыстин опубликовал в своем профиле фотографию часов, которые ему подарил Хмурый. На фотографии также видно удостоверение генерала-майора Сергея Петровского, подписанное премьер-министром ДНР Александром Захарченко.

Согласно постановлению Аксайского районного суда Ростовской области, в апреле 2015 года Дубинскому была назначена военная пенсия за выслугу лет. В постановлении указано, что офицер проходил службу в войсковых частях №61019, №11659 (22-я отдельная бригада спецназа ГРУ) и №51019 (отдельный радиоузел особого назначения). Последняя войсковая часть находится в городе Степной Ростовской области.

Bellingcat передал полученные данные сводной группе следователей (JIT, Joint Investigation Team), которая ведет уголовное расследование гибели Boeing MH17, сбитого в Донбассе в июле 2014 года. В состав этой группы входят представители следственных органов Австралии, Бельгии, Нидерландов, Малайзии и Украины.

Эксперты Bellingcat также направили JIT данные​ о деятельности 69-й отдельной бригады материально-технического обеспечения Вооруженных сил России (войсковая часть №11385). Как указывают расследователи, военнослужащие подразделения участвовали в перевозке пусковой установки «Бук» к российско-украинской границе в июне и июле 2014 года. Bellingcat изучила страницы военных в социальных сетях и обнаружила большое количество фотографий, сделанных в Ростовской области во время транспортировки установки. На снимках запечатлена военная техника, зафиксированная очевидцами.

РБК направил официальный запрос в Минобороны России о результатах расследования Bellingcat. Ранее оборонное ведомство критиковало исследования группы, касающиеся крушения лайнера. По мнению российских военных, доклады группы построены на «псевдогипотезах» и фальсификации данных о крушении MH17.​

Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines, летевший из Амстердама в Куала-Лумпур, потерпел крушение в небе над Донбассом 17 июля 2014 года. На борту рейса MH17 находились 298 человек, большинство из которых были гражданами Нидерландов. Все они погибли.

В сентябре 2016-го JIT обнародовало первые результаты расследования катастрофы. В ходе презентации глава центрального департамента уголовных расследований Национальной полиции Нидерландов Уилберт Паулиссен и генпрокурор Нидерландов Фред Вестербек заявили, что «Бук», из которого был сбит MH17, был доставлен на территорию ДНР из России.

Российская сторона неоднократно опровергала выводы JIT. В сентябре 2016-го Минобороны России предоставило данные радиолокационного комплекса «Утес-Т», расположенного в Ростовской области. Согласно докладу начальника радиотехнических войск российских Воздушно-космических сил генерал-майора Андрея Кобана, «Утес-Т» не зафиксировал запуска ракеты «земля — воздух» на территории, подконтрольной самопровозглашенным республикам.

Официальная российская версия — MH17 был сбит пусковой установкой системы «Бук», но с территории, находящейся под контролем украинских военных. В качестве доказательства этой версии в 2014 году начальник главного оперативного управления Генштаба Андрей Картаполов представил спутниковые снимки. На них военные зафиксировали перемещения пусковой установки «Бук» украинской армии. Также данную версию подтверждают расчеты производителя комплексов «Бук» концерна «Алмаз-Антей». Как указывают специалисты концерна, ракета была запущена в районе села Зарощенское, которое, по данным Минобороны России, находилось в тот момент под контролем украинской армии.

Bellingcat — международная экспертно-журналистская группа, основанная 15 июля 2014 года британским журналистом Элиотом Хиггинсом. Задача команды — объединить гражданских журналистов в расследовании текущих событий. Сейчас основной проект Bellingcat — расследование обстоятельств крушения малайзийского Boeing. Команда также следит за военной кампанией в Сирии, в том числе за действиями российских военнослужащих.​ В своих докладах Bellingcat опирается на открытые источники: видео- и фотоматериалы, размещенные в социальных сетях, спутниковые снимки. Bellingcat существует на частные пожертвования, собранные с помощью краудфандингового сервиса Kickstarter. В команде работают более двух десятков человек и большое количество волонтеров, которые помогают проекту безвозмездно.

Достоверность сведений Bellingcat иногда подвергали сомнениям зарубежные СМИ. В июне немецкий журнал Spiegel взял интервью у эксперта по анализу судебной фотографии Йенса Крайзе. Поводом стало исследование Bellingcat, в котором, по утверждению группы, было доказано манипулирование со стороны Минобороны России фотографиями сбитого самолета рейса МН17. Крайзе заявил, что метод, примененный Bellingcat, с точки зрения экспертизы не выдерживает никакой критики. «В своей основе он опирается на так называемый ELA-анализ. Данный метод ненаучен и субъективен. Соответственно, нет ни одной научной статьи, посвященной этому методу», — сказал он (цитата по «ИноСМИ.ру»). Главный редактор Spiegel Online Флориан Хармс в июне приносил официальные извинения читателям за то, что редакция на основе информации от Bellingcat давала утвердительные заголовки о том, что Россия манипулировала снимками. По словам Хармса, новости со ссылкой на исследования Bellingcat следовало давать в сослагательном наклонении, так как утверждения исследователей не были должным образом проверены редакцией.

Годовщина падения «Боинга»: какие последствия имела трагедия на Украине
Фотогалерея 
<p><strong>Новые санкции против России и ухудшение отношений с Западом</strong></p>

<p>Пассажирский Boeing 777 Malaysian Airlines, летевший из Амстердама в Куала-Лумпур, упал недалеко от Донецка 17 июля 2014 года. Первая реакция международных лидеров на крушение была достаточно сдержанной. Но по мере того, как публиковались подробности катастрофы, главенствующей на Западе стала точка зрения, согласно которой лайнер был сбит ополченцами Донбасса из зенитного ракетного комплекса &laquo;Бук&raquo;, поставленного Россией.</p>

<p>В конце июля прошлого года Евросоюз и США ввели секторальные санкции против российской экономики, в частности в отношении концерна ПВО &laquo;Алмаз-Антей&raquo;&nbsp;&mdash; производителя &laquo;Буков&raquo;. Госбанкам, включая ВТБ и Сбербанк, был ограничен доступ к долгосрочному финансированию, иностранцы заморозили совместные проекты с российскими нефтяными компаниями и&nbsp;т.д. Перечень мер был составлен еще в марте Вашингтоном (президент США Барак Обама подписал указ, из которого следовало, что под санкциями могут оказаться не&nbsp;только отдельные люди, ответственные за события в Крыму, но и целые отрасли), но именно происшествие с Boeing ускорило их принятие.</p>

<p>В конце июня 2015-го ЕС продлил действие санкций до 31 января 2016 года, ограничения со стороны Штатов являются бессрочными.</p>

<p>Западная пресса сообщала, что лидеры отдельных стран начали избегать общения с российским президентом. В&nbsp;частности, это происходило на саммите &laquo;Большой двадцатки&raquo; в Брисбене в ноябре 2014 года. Путин покинул саммит раньше срока, в Кремле это объяснили рабочим графиком</p>