Как советская пропаганда привела к появлению билбордов
Недавно была опубликована подшивка из 467 выпусков легендарного журнала «Советское фото». В одном из номеров РБК отыскал прародителя современных билбордов. Как благодаря пропаганде СССР был совершен прорыв в печати сверхгигантских форматов — в галерее РБК.
К 1 мая 1932 года на площади Свердлова вв Москве (сегодня Театральная площадь) были установлены гигантские (9 м в ширину и 25 в высоту) портреты Ленина и Сталина. Газета «Пролетарское фото» писала об этом, как о «мировом достижении», которое открывает «грандиозные перспективы для монументальной фотографии». Фактически «фотогиганты» стали прообразом наружной рекламы большого формата — спустя некоторое время гигантскими изображениями стали украшать здания ГУМа, Центрального телеграфа и так далее.
Разрабатывал проект художник Густав Клуцис: он одним из первых в мире начал развивать искусство фотомонтажа. В январе 1938 года Клуцис был арестован по сфабрикованному обвинению в участии в «фашистском заговоре латышских националистов». Его расстреляли через пять недель.
Как писала газета «Пролетарское фото», при подготовке плакатов «впервые был применен метод коллективной работы, метод социалистического соревнования и ударничества». В работе участвовали 200 человек.
«Проделанная работа является для нас крупнейшим достижением, — говорил Клуцис, — но уже пройденным этапом. В дальнейшем мы должны добиться еще более внушительных результатов». Художник указывал, что следующим шагом к усовершенствованию фотопечати должно стать распространение монументальной фотографии. В местах массового скопления людей должны появляться изображения, «рассказывающие о конкретных победах и людях, строящих социализм», а монументальная фотография в системе наглядной агитации «должна занять одно из видных мест».
Гигантские фотопортреты Ленина и Сталина действительно стали рекордсменами. До этого в этой области лидировали Германия (максимальный размер фотоснимков — 14 м) и Италия (22 м).
Изначально портреты планировалось установить на Красной площади, но «план ее художественного оформления в последний момент был изменен».
Опыт размещения фотогигантов в Москве был закреплен в том же 1932 году, к 15-й годовщине революции.