Улетел за «Туполёнком». Как закончилась история полетов Ту-154 в России
Самолет разработало конструкторское бюро Туполева в 1960-х, процессом руководил лично Андрей Туполев
«Ничего другого в тот момент не было. В Советском Союзе к середине 1960-х было три самолета средней дальности — Ту-104, Ан-10 и Ил-18. Но они все разные: у них разные дальность, скорость, взлетно-посадочная масса, пассажирская вместимость. «Аэрофлоту» это было неудобно. И поэтому было принято решение провести конкурс на новую машину, которая может все эти самолеты заменить», — говорил позже в интервью главный конструктор самолета Александр Шенгардт
1969 год. Слева — командир корабля Ту-154 Эдуард Елян, в центре — конструктор Алексей Туполев (сын Андрея Туполева, позже возглавивший конструкторское бюро, занимался вопросами внедрения в эксплуатацию Ту-154)
Регулярные пассажирские перевозки этим самолетом осуществлялись с начала 1970-х годов.
Вместимость самолета — от 164 до 175 человек
Серийное производство Ту-154 с 1970 по 2013 год. Всего было построено более 900 самолетов разной модификации
1979 год. Командир экипажа Ту-154 перед выполнением рейса Красноярск — Москва. Ираида Вертипрахова была первой летчицей советского «Аэрофлота»
Ту-154 стал самым массовым среднемагистральным пассажирским самолетом в Советском Союзе и активно эксплуатировался вплоть до конца 2000-х годов
1993 год. Глава российского правительства Виктор Черномырдин у штурвала самолета Ту-154 на пути в Германию с рабочим визитом
В 2009-м, за четыре года до окончания производства самолетов этой модели, на авиасалоне МАКС были представлены варианты VIP-салонов для Ту-154
На счету Ту-154 было не менее 70 катастроф. Крупнейшие за последние десять лет — крушение самолета в Смоленской области в 2010 году, где погибли 96 человек, включая президента Польши Леха Качиньского и его жену, а также падение самолета Минобороны в море после вылета из Сочи в 2016 году. Погибли 92 человека, в том числе сотрудники Ансамбля имени Александрова, съемочные группы нескольких телеканалов и глава фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка (Доктор Лиза)
Последний гражданский пассажирский рейс Ту-154 выполнил 28 октября 2020 года. Последней эксплуатировавшей такие самолеты компанией оставалась «Алроса». Эксплуатацию завершили в связи с истечением срока сертификата летной годности. Самолет, выполнивший рейс из Мирного в Якутии в Новосибирск, был собран в 1992 году.
Самолеты Ту-154 еще есть у Минобороны, а также у КНДР. Год назад последний коммерческий рейс совершил его предшественник — самолет Ту-134. Пилоты, когда говорили об этих самолетах, часто называли Ту-154 «Туполем», а Ту-134 — «Туполёнком»