Иванов Алексей Викторович
Alexey Ivanov
Биография
Алексей Иванов — российский писатель, работающий в жанрах фантастики, современной городской прозы, исторического романа, триллера, нон-фикшн.
Содержание:
- Ранние годы, родители, образование
- Творческая деятельность
- Конфликт с властями Пермского края
- Работы в качестве сценариста
- Личная жизнь
- Книги Алексея Иванова
- Экранизации
- Награды
Ранние годы, родители, образование
Алексей Иванов родился 23 ноября 1969 года в Горьком (сейчас Нижний Новгород) в семье судостроителей Виктора и Татьяны Ивановой. Родители писателя познакомились в годы своей учебы в Горьковском институте инженеров водного транспорта. Виктор Иванов пригласил однокурсников, среди которых была и Татьяна, в лыжный поход, так и завязалась их дружба, со временем переросшая в любовь и брак. Пара всерьез увлеклась горным и водным туризмом и, чтобы посетить Кунгурскую ледяную пещеру, вместе с друзьями напросилась на практику в Пермский край. Поездка произвела на них сильное впечатление, и, когда в 1971 году в их вуз пришел запрос на двух работников для пермского судоремонтного завода, Татьяна и Виктор Ивановы решили откликнуться на это приглашение.
«Меня приняли на работу инженером-конструктором, мужа — производственным мастером в корпусный цех. Дали комнату в коммуналке (общая кухня на пять комнат) и садик для Алешки, который родился, когда мы учились на третьем курсе. Имя сыну, кстати, выбирали всей группой. А в группе было четыре Алексея. Они перекричали всех, сказали, пусть будет Алешка», — рассказывала мать писателя в интервью «АиФ».
В Перми родился их младший сын Вадим. Сейчас он работает в продюсерском центре Алексея Иванова «Июль».
В детстве братья часто ходили с родителями в походы. При этом, как рассказывала Татьяна Иванова, ее старший сын «не отличался спортивным характером».
«В школе был освобожден от физкультуры из-за слабого зрения. Впрочем, чтобы получить хорошую оценку, а не прочерк в аттестате, он проявил волю — всю зиму ежедневно ходил на лыжах. Как поставили четверку, так на лыжи больше не вставал. Работая в моей турфирме, ходил на сплавы с туристскими группами. Надо же было зарабатывать деньги, кормить семью», — вспоминала она.
Уже в детстве у Иванова появилась мечта стать писателем. «В детстве я читал преимущественно фантастику и надеялся стать писателем-фантастом. Лидерами жанра были братья Стругацкие. Я пытался узнать, как они живут и чем занимаются, помимо сочинительства», — рассказывал Иванов журналу «Сноб».
По словам матери писателя, в школе его сочинения высоко оценивались учителями, кроме того, он какое-то время редактировал классную литературную стенгазету. «Может, поэтому он решил сначала выучиться на журналиста», — рассказывала она.
Свой первый гонорар Иванов получил в 1986 году за публикацию в газете «Советская Россия». Сумма вознаграждения составила 3,5 руб.
После окончания школы в 1987 году Алексей Иванов поступил на факультет журналистики в Уральский государственный университет в Свердловске (сейчас Екатеринбург). Через год он бросил учебу, решив, что журналистского образования недостаточно для развития навыков автора художественных произведений. В 1990 году он поступил на факультет истории искусств того же университета. Кроме успешной сдачи экзаменов для зачисления требовалось предоставить справку о работе в музее. Иванов в то время был гидом в турфирме и благодаря этому смог получить фиктивное подтверждение сотрудничества с культурным учреждением. По мнению Иванова, «для писателя широкая эрудиция важнее узкой специализации», а диплом искусствоведа мог помочь ему овладеть необходимым для творчества языком детального описания различных фактур. В качестве своей специализации он выбрал книжную графику, написал диплом по творчеству художника-иллюстратора Геннадия Калиновского.
С 1987 года Иванов сотрудничал с литературным журналом «Уральский следопыт»: проверял викторины и рецензировал поступающие рукописи. В то же время он писал собственные произведения в жанре фантастики, но в течение нескольких лет не решался показать их главному редактору «Следопыта».
Писательская карьера
В конце 1980-х журнал «Простор» (Алма-Ата) заинтересовался повестью Иванова «Краюхин бор», но редакция хотела убедиться, что произведение прежде не публиковалось. Тогда Иванову пришлось обратиться к главреду «Следопыта» Виталию Бугрову за справкой, что в издании не выходили его работы. Несмотря на предоставленный документ, повесть в «Просторе» так и не вышла. Однако благодаря этой ситуации Бугров узнал о писательских амбициях Иванова и попросил начинающего автора показать свои рукописи. В 1990 году в «Следопыте» было впервые опубликовано произведение Алексея Иванова — им стала повесть «Охота на «Большую Медведицу».
В дальнейшем в течение многих лет писателю не удавалось добиться издания своих книг. После университета он работал учителем и сторожем, продолжая писать романы «в стол».
Первой изданной книгой Иванова стало «Сердце пармы» (второе слово именно со строчной буквы. — РБК), выпущенное в 2003 году издательством «Пальмира». Привлечь внимание редакторов к его творчеству помогла рекомендация писателя Леонида Юзефовича. В основе сюжета — исторические события второй половины XV века. По словам писателя, его вдохновила природа Северного Урала, в которой он увидел атмосферу древнерусской сказки, а также история края, где в смешении культур рождались фольклорные персонажи.
«И если написать роман о том времени, он, с одной стороны, выйдет совершенно реалистическим, а с другой — абсолютно сказочным. И то, и другое восприятие этой истории будет совершенно справедливо и оправданно. И я создал такой роман — о последнем древнерусском княжестве. Главным героем, разумеется, выбрал его князя», — рассказывал Иванов на творческом вечере.
Название книги было предложено издателем. «Сердце пармы» не мое название. Оно мне не нравится. Я говорил, что такое название — помесь «Пармской обители» и «Сердца Бонивура». Мне вообще не нравятся «анатомические» названия. <...> Но меня в издательстве «Пальмира» не послушали — и оказались правы. Название «прижилось», — говорил Иванов.
В 2022 году вышла одноименная экранизация романа «Сердце пармы», в которой снялись Александр Кузнецов, Елена Ербакова, Сергей Пускепалис, Евгений Миронов и Федор Бондарчук.
«Это действительно умный и глубокий фильм, он очень неоднозначный. Пусть это прозвучит нескромно, но его можно сравнить с «Тихим Доном». Когда вышел «Тихий Дон», красные сказали: «Да, это про нас», и белые сказали: «Да, это про нас». Сейчас вышел «Сердце пармы», про который и патриотический, и либеральный лагеря могут говорить: да, это вклад в нашу копилку», — говорил о картине Иванов.
После «Сердца пармы» в 2003 году в издательстве «Вагриус» вышла книга «Географ глобус пропил». Роман был написан еще в 1995 году, и работа над ним была непростой: Иванов дважды терял рукопись и восстанавливал текст заново. Первый раз — когда уборщица выбросила тетрадку с его записями, которую он оставил на работе после ночной смены сторожем. Во второй раз у него просто украли сумку, в которой была рукопись. Иванов подчеркивал в различных интервью и беседах с читателями, что, хотя роман создан на основе его опыта работы школьным учителем, он не автобиографичен.
«У меня уже есть такая дежурная шутка, что если бы этот роман был автобиографичным, то я сейчас либо бутылки собирал на помойке, либо на зоне сидел. Не совсем уж я переложил один в один себя самого», — говорил автор в интервью «Накануне.ру».
В 2013 году вышел фильм «Географ глобус пропил» режиссера Александра Велединского с Константином Хабенским в главной роли. Актер получил за исполнение Виктора Служкина приз «Кинотавра», премии «Ника» и «Золотой орел».
Оценил игру Хабенского и автор романа: «Играет блистательно, бесконечно обаятельно. Он играет человека, который знает, как жить, но не пойдет к своей цели по головам. Хабенский играет живого человека, которому хочется любви, дружбы, земных радостей, приключений, драйва, который может ошибаться, попадать впросак, но не теряет доброты, а достоинствами своими не превозносится над окружающими, потому что гордыня — смертный грех».
«Сердце пармы» и «Географ...» не снискали успеха на популярных российских литературных премиях. По словам Иванова, заявку на включение «Сердца пармы» в список претендентов на награду отклоняли с формулировкой «за отсутствие признаков романа». После этого он в течение 10 лет не подавался на премии «Национальный бестселлер», «Русский Букер» и «Большая книга». «Я решил, что, видимо, не пришелся ко двору, и мне больше нет смысла в это дело ввязываться. Я же участвовал искренне, переживал, а зачем мне напрасная нервотрепка?» — объяснял он.
В 2004 году АСТ опубликовал сборник фантастических повестей Иванова «Корабли и галактика».
В 2005 году у Алексея Иванова появился первый литературный агент, а также договоренность о постоянном сотрудничестве с издательством «Азбука». Первой книгой, написанной и опубликованной им уже в статусе профессионального писателя стал роман «Золото бунта».
В 2006 году вышла написанная Ивановым еще в студенческие годы «Общага-на-Крови». Сюжет повествует о жителях студенческого общежития, их взаимоотношениях и драмах. По мнению Иванова, несмотря на ужасные поступки, которые совершают герои, они не перестают быть хорошими людьми, так как страдают, сожалеют, и «божья искра в них сохранилась». Роман был экранизирован в 2021 году режиссером-дебютантом Романом Васьяновым. В картине некоторые сюжетные линии были изменены, и финал отличается. Автор книги остался доволен киноверсией. «Мне кажется, что фильм соответствует роману, хотя он иной. Фильм адекватен роману, и роман в нем жив. Я первый раз фильм посмотрел полтора года назад, и на меня он произвел шоковое впечатление — это мощное, тяжелое, серьезное произведение, не развлекательное», — сказал он.
В 2011 году Иванов решил выпустить свой новый роман «Псоглавцы» под псевдонимом Алексей Маврин.
«Я хотел издать новаторский роман «Псоглавцы» под псевдонимом, чтобы публика оценивала роман без клише «писатель-краевед» и «предыдущая вещь была лучше». <...> Но вскоре я понял, что попал из огня да в полымя. От клише я не отвязался, только поменял одни клише на другие. Стали говорить «начинающий автор» и «деревенский триллер», — вспоминал писатель, добавив, что в дальнейшем он решил псевдонимы не использовать.
С 2013 года Алексей Иванов начал сотрудничество с «Редакцией Елены Шубиной» издательства АСТ.
В 2014 году Иванову доверили писать текст для «Тотального диктанта». Для акции он подготовил рассказ «Поезд Чусовская — Тагил». Текст Иванова во время диктанта записывали 63,8 тыс. человек. «Тотальный диктант» — это пример суперуспешного мероприятия, которое помогает превратить проблемы русской речи в некие интерактивные явления», — поделился мнением об акции писатель.
В 2015 году Алексей Иванов был удостоен премии правительства России в области культуры за роман «Ненастье». Как объяснял писатель, эта книга о времени, в котором он жил, и о людях, которые его окружали, но при этом не автобиографическая.
«Главный образ в нем [романе] — прапорщик Серега Лихолетов. Социальный тип, которого сейчас уже нет и быть не может. <...> Cюжеты я брал из реальных историй, но образ Лихолетова списал с одного политика, воплотившего дух того времени: бескорыстного борца с несправедливостью, но полного эгоцентрика с зависимостью от восхищения народа», — рассказывал Алексей Иванов.
По словам писателя, ему поступило шесть предложений об экранизации этой книги, и он считает, что «выбрал лучшее». Премьера сериала «Ненастье» состоялась на телеканале «Россия» в 2018 году.
«Для нормального писателя мейнстрима экранизация — вещь не из категории «хочу», а из категории «надо». Ну, как для конструктора корабля — ходовые испытания. Для писателя, который прежде всего думает о литературе, экранизация — вопрос не тщеславия и даже не расширения аудитории, а профессиональной проверки», — говорил Иванов «Российской газете».
В 2018 году Иванов выпустил роман «Пищеблок» о вампирах в пионерском лагере. Писатель называл эту историю «метафорой искаженной советской реальности, когда мертвые ритуалы пытаются отформатировать живое детство». Сериал «Пищеблок» вышел на «Кинопоиске» в 2021 году. В нем снялись Петр Натаров, Даниил Вершинин, Ангелина Стречина, Ксения Трейстер, Равшана Куркова, Никита Кологривый. Иванов, по его словам, в процесс работы над сериалом не вмешивался. «Пищеблок» показал лучший старт среди проектов «Кинопоиска» на момент премьеры: за первые сутки сериал посмотрели около 100 тыс. подписчиков сервиса.
В 2024 году в издательстве «Альпина. Проза» вышел научно-фантастический роман Иванова «Вегетация». В центре сюжета — бригада лесорубов, пробирающаяся на вездеходе по непролазным чащобам Южного Урала к таинственной горе Ямантау. «Вегетация» вошел в топ-10 самых продаваемых книг 2024 года, который собрал Forbes. В начале декабря 2025 года завершились съемки сериала по этому роману. Главные роли сыграли Алексей Серебряков, Денис Косиков и Ксения Трейстер.
В ноябре 2025 года Иванов представил очередную новинку — исторический роман «Невьянская башня». В издательстве «Альпина. Проза» роман описали как «историческое полотно о становлении заводской России и о человеке, который обретает власть и платит за нее свою цену».
Алексей Иванов является автором более чем 20 книг. Его произведения переведены на сербский, голландский, французский и китайский языки. По словам писателя, за годы работы у него сформировалась своя схема создания романа.
«Сначала я набираю материал. Потом структурирую его сам по себе. Потом разрабатываю в общем плане сюжет. Потом распределяю материал по сюжету. Потом начинаю придумывать подробности, опираясь на материал. Параллельно определяюсь с героями, их характерами, мотивами и взаимоотношениями. Составляю план романа. Это если в общих чертах. Потом сажусь писать. Пишу этапами, в конце каждого — корректировка плана», — рассказывал он читателям на своем сайте.
Конфликт с властями Пермского края
В 2009 году Алексей Иванов раскритиковал власти Пермского края за назначение галериста Марата Гельмана (позже Минюст признал его иностранным агентом, Росфинмониторинг внес Гельмана в реестр террористов и экстремистов) директором нового Музея современного искусства в Перми и выделили на этот проект из бюджета 150 млн руб. По мнению писателя, местные власти должны были больше поддерживать пермских деятелей культуры и сохранение наследия региона.
«В каком убожестве находятся памятники Чердыни, Соликамска, Усолья да и многие другие. И сейчас выделяются гигантские деньги, которые летят ни на что. Которые не принесут нашему краю никакой пользы. Чисто по-человечески обидно: потратьте вы эти деньги с пользой!» — возмущался писатель.
Когда Гельману присудили Строгановскую премию (учрежденную пермским землячеством в Москве и ежегодно присуждаемую пермякам за разные культурные достижения), Иванов пригрозил отказаться от своего звания лауреата этой премии, но позже скорректировал свой способ выразить протест.
«Я не снимаю свои претензии к культурной политике, которая имеется в крае, но считаю, что для погашения конфликта мне следует поступить следующим образом. Памятный знак Строгановской премии я с большим удовольствием оставляю себе, а денежную часть премии я перечисляю в музей Строгановых в Усолье», — заявил литератор.
В апреле 2010 года Алексей Иванов опубликовал открытое письмо, в котором упрекнул региональные власти в неисполнении обязательств по проекту «Пермь как текст», в рамках которого должны были быть изданы 12 книг с произведениями местных авторов. По словам Иванова, долги краевого министерства культуры перед авторами проекта на тот момент составляли 1 млн руб., а из 12 книг серии вышли только девять. Чиновники в ответ заявляли, что с их стороны обязательства частично были выполнены, и если подрядчик не перечислил выплаты, то писателям стоит обратиться в суд.
К тому времени под следствием из-за этого проекта уже оказался замминистра культуры и массовых коммуникаций Прикамья Александр Протасевич. Его подозревали в халатности с причинением ущерба краевому бюджету на сумму 481 тыс. руб. при издании серии «Пермь как текст». В конце 2010 года дело было прекращено в связи с истечением сроков давности.
С 2006 по 2009 год в окрестностях города Чердынь по инициативе писателя проходил историко-литературный фестиваль «Сердце пармы». После конфликта с местными властями Иванов заявил о прекращении проекта. В 2010 году там же стал проводиться фестиваль «Зов пармы», организатором которого выступает уже администрация Чердынского муниципального округа при поддержке министерства культуры Пермского края.
В 2011 году Иванов прекратил публичную деятельность в Перми. В частности, он отказался давать интервью пермским СМИ, встречаться с читателями в Перми, содействовать продвижению региона на федеральном уровне. Тогда же Иванов переехал в Екатеринбург. Этот «бойкот» продлился до 2024 года. На первой за 13 лет встрече с пермскими читателями писатель, отвечая на вопрос о причинах его возвращения, сказал: «А почему бы и нет? Просто так обернулись обстоятельства, так складывается моя жизнь».
Работы в качестве сценариста
В 2007 году Иванов и его продюсерский центр запустили проект «Хребет России», включавший в себя четырехсерийный документальный фильм об Урале в формате роуд-муви и документальную иллюстрированную книгу с авторским путеводителем. Сценарий к фильму он писал сам. Ведущими проекта стали Леонид Парфенов, Алексей Иванов и продюсер Юлия Зайцева. На сайте писателя указано, что бюджет фильма составил $2 млн. В рамках проекта съемочная группа организовала 10 экспедиций по Уралу, объехала больше сотни городов и поселков. Права на показ фильма приобрел Первый канал.
Книга «Хребет России» стала одной из первых работ Иванова в жанре нон-фикшн. Среди других его документальных книг: «Горнозаводская цивилизация», «Ёбург», «Вилы», «Дебри», «Речфлот».
Алексей Иванов писал сценарий к фильму Павла Лунгина «Царь» с Петром Момоновым и Олегом Янковским. В 2009 году картина была представлена на Каннском фестивале. Режиссер сильно переработал историю писателя, и получившийся результат не понравился Иванову. В том же году он выпустил книгу «Летоисчисление от Иоанна», основанную на первой версии сценария к «Царю».
Писатель готовил сценарий для фильма-фэнтези про Ермака «Идущие по Югре», но картина так и не была снята. По словам Иванова, после этого он договаривался с продюсерами о праве параллельно выпускать книги по тем же сюжетам, чтобы придуманные им истории не пропадали.
В 2015 году Иванов подготовил сценарий для сериала и фильма «Тобол». К тому времени одноименный роман автора еще не вышел. Процесс подготовки текстов шел одновременно и для книги, и для фильма. Первая часть романа была опубликована в 2016 году, вторая — в 2018-м. Премьера картины состоялась в 2019 году. Роли в ней исполнили Илья Маланин, Евгений Дятлов, Дмитрий Назаров, Павел Табаков и Дмитрий Дюжев. Писатель заявлял, что его замысел был сильно искажен режиссером, и потребовал убрать его имя из титров.
«Моя задача была грамотно сократить собственную сериальную историю под ограниченный хронометраж фильма. Нужно было выделить главную линию и довести ее до конца, безжалостно отсекая ненужных персонажей, что я и сделал. Однако режиссеру и продюсеру захотелось добавить в фильм собственного креатива. <...> Чтобы освободить место под самопрезентацию, ненужный креатив и путаные приключения, из фильма начали вырубать ключевые для логики эпизоды, и сюжет утратил смысл», — говорил Иванов Ura.ru.
Несмотря на негативный опыт, писатель продолжил участвовать в кинопроектах по своим книгам. В частности, он принял предложение написать сценарий мини-сериала по книге «Вилы», который пока не вышел на экраны. По словам Иванова, сценарии приносят ему намного меньше прибыли, чем гонорары за книги и продажа прав на экранизацию, но он надеется, что проект выйдет стоящим.
Личная жизнь Алексея Иванова
Татьяна Иванова в интервью «АиФ» рассказывала, что ее сын женат уже во второй раз. Его дочь от первого брака зовут Екатерина, и она юрист. «С папой у Кати хорошие отношения», — говорила мать писателя. У писателя также есть внук. Сам Алексей Иванов предпочитает не рассказывать о своей личной жизни в прессе.
«Предпочитаю в публичности, в медийном пространстве присутствовать как писатель Иванов, а не как Леша Иванов, не как собутыльник или чей-то приятель. Я готов рассказать прессе о своем писательстве, но про личную жизнь буду рассказывать только своим друзьям», — говорил он в интервью «КП».
Книги Алексея Иванова
Романы
- 2003 — «Географ глобус пропил»
- 2003 — «Сердце пармы»
- 2005 — «Золото бунта»
- 2006 — «Общага-на-Крови»
- 2007 — «Блуда и МУДО»
- 2009 — «Летоисчисление от Иоанна»
- 2011 — «Псоглавцы» (под псевдонимом Алексей Маврин)
- 2012 — «Комьюнити»
- 2015 — «Ненастье»
- 2016 — «Вилы»
- 2016 — «Тобол»
- 2018 — «Пищеблок»
- 2021 — «Тени тевтонов»
- 2023 — «Бронепароходы»
- 2024 — «Вегетация»
- 2025 — «Невьянская башня»
Нон-фикшн
- 2010 — «Хребет России»
- 2013 — «Горнозаводская цивилизация»
- 2014 — «Ёбург»
- 2014 — «Екатеринбург: умножая на миллион»
- 2016 — «Вилы»
- 2017 — «Дебри» (в соавторстве с Юлией Зайцевой)
- 2024 — «Речфлот»
Экранизации по мотивам книг Алексея Иванова
- 2013 — «Географ глобус пропил»
- 2019 — «Тобол»
- 2018 — «Ненастье»
- 2021 — «Общага»
- 2021 — «Пищеблок»
- 2022 — «Сердце пармы»
Награды
- Литературная премии имени Д.Н. Мамина-Сибиряка (2003)
- Премия «Эврика!» (2004)
- Премия «Старт» (2004)
- Премия имени П.П. Бажова (2004)
- Строгановская премия (2006)
- Премия «Ясная поляна» (2006)
- Премия «Странник» (2006)
- Премия «Большая книга» (2006)
- Премия «Книга года» (2006)
- Премия «Портал» (2006)
- Премия «Мраморный фавн» (2006)
- Премия «Книга года» в номинации «Проза года» за роман «Ненастье» (2016)
- Премия правительства России в области культуры (2017)
- Платоновская премия в области литературы и искусства (Воронежская область, 2017)
- Звание Почетного работника культуры и искусств Тюменской области (2019)