Перейти к основному контенту

Стругацкий Аркадий Натанович

Arkady Strugatsky

Род деятельности
Дата рождения
28 августа 1925 года
Возраст
66 лет
Дата смерти
12 октября 1991 года
Стругацкий Аркадий Натанович фото

Биография

Аркадий Стругацкий — писатель-фантаст, переводчик и редактор, старший брат Бориса Стругацкого, в соавторстве с которым создал произведения, ставшие классикой российской фантастики XX века.

Содержание:

Ранние годы, семья, образование

Аркадий Стругацкий родился 28 августа 1925 года в Батуми, Грузинская ССР. Его отец Натан Залманович Стругацкий происходил из еврейской интеллигентной семьи, с марта 1917 года состоял в РСДРП(б), занимался партийной работой, во время рождения сына был главным редактором ежедневной газеты «Трудовой Аджаристан» в Батуми. Позднее окончил высшие государственные курсы искусствоведов, работал научным сотрудником Русского музея, затем — библиотекарем и заведующим отделом эстампов Ленинградской публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Мать, Александра Ивановна Стругацкая (урожденная Литвинчева), дочь украинского зажиточного крестьянина, получила педагогическое образование и преподавала русский язык и литературу в школе. В апреле 1933 года в семье родился второй сын, Борис.

Аркадий и Борис Стругацкие с матерью, 28 августа 1948 года
Аркадий и Борис Стругацкие с матерью, 28 августа 1948 года

С началом Великой Отечественной войны Натан и Аркадий Стругацкие вступили в народное ополчение, участвовали в строительстве укреплений под Кингисеппом и в боях на Пулковских высотах. В январе 1942 года они были эвакуированы по «Дороге жизни» вместе с последней партией сотрудников и фондов публичной библиотеки. Борис вместе с матерью оставались в осажденном Ленинграде. В феврале того же года Натан Стругацкий скончался в эвакуации в Вологде.

Аркадий Стругацкий с пневмонией и поражением желудочно-кишечного тракта до апреля 1942 года находился в вологодской больнице, затем уехал в Чкалов (ныне Оренбург), где получил распределение в совхоз имени Калинина в селе Ташла. Там он окончил девятый класс и работал заведующим молокоприемным пунктом. Позднее к нему присоединились мать и брат, сумевшие эвакуироваться из Ленинграда.

В январе 1943 года Стругацкий был призван в Красную армию и направлен во 2-е Бердичевское пехотное училище, находившееся в эвакуации в Актюбинске. В конце первого курса он успешно прошел вступительные испытания в Военный институт иностранных языков Красной армии (ВИИЯ КА), где начал изучать японский язык. Осенью 1943 года институт был переведен из Ставрополя-на-Волге (ныне Тольятти) в Москву.

В начале 1946 года органы государственной безопасности, проверявшие документы курсантов, направляемых на практику, обнаружили ошибку в паспорте и учетно-послужной карточке Аркадия Стругацкого: его отчество значилось как «Николаевич» вместо «Натанович», что ставило под сомнение достоверность его анкетных данных.

Стругацкий имел репутацию одного из самых способных студентов факультета, однако, по мнению биографов, именно скандал с документами мог повлиять на его дальнейшую судьбу. Вместо практики в Японии он был направлен в Казань для работы переводчиком во внутренней тюрьме Министерства государственной безопасности СССР, где участвовал в допросах японских военнопленных в ходе подготовки к Токийскому процессу над военными преступниками.

После окончания ВИИЯ КА осенью 1949 года Аркадий Стругацкий по распределению уехал в Канск (Красноярский край) для работы младшим преподавателем кафедры японского языка Школы военных переводчиков. В 1952 году его перевели переводчиком в 255-ю стрелковую дивизию в Петропавловск-Камчатский, а в 1954 году — в 172-й отдельный радиопеленгаторный центр особого назначения в Хабаровске. В мае 1955 года Стругацкий был уволен в запас в звании старшего лейтенанта.

Работа в издательствах

После отъезда из Хабаровска Аркадий Стругацкий недолго работал переводчиком-референтом в Институте целлюлозно-бумажной промышленности в Ленинграде, а затем вернулся в Москву.

В январе 1956 года Стругацкий был принят в редакцию «Реферативного журнала» Всесоюзного института научной и технической информации (ВИНИТИ). В феврале 1957 года он устроился в редакцию восточной литературы Государственного издательства художественной литературы (Гослитиздат), с весны 1958 года начал внештатную редакторскую работу в издательстве «Детская литература» (Детгиз).

В августе 1958 года Аркадий Стругацкий стал членом Союза советских журналистов (с 1959 года — Союз журналистов СССР). В ноябре 1959 года зачислен в штат «Детгиза», откуда уволился в апреле 1964 года, чтобы стать профессиональным писателем.
 

Аркадий Стругацкий, 1964 год
Аркадий Стругацкий, 1964 год

Карьера писателя

С ранних лет Аркадий и Борис Стругацкие росли в семье, где книги были частью жизни. Этому способствовала профессиональная среда, в которой вращался их отец Натан Стругацкий. По воспоминаниям самого Аркадия, к литературе он приобщился именно благодаря отцу, который рассказывал сыну «бесконечный роман, созданный по сюжетам книг Майна Рида, Жюля Верна, Фенимора Купера». «Это дало сильный толчок развитию моего воображения», — вспоминалл писатель.

Первые опыты сочинений Стругацкого относятся к школьным годам: он придумывал истории, которые сначала рассказывал брату, а затем обсуждал с друзьями. В восьмом классе юноша записал в тетради рассказ «Находка майора Ковалева», текст которого не сохранился.

В 1946 году, во время практики в Казани, курсант-переводчик Стругацкий написал свой первый завершенный фантастический рассказ «Как погиб Канг», который впервые был издан лишь в 2001 году.

С 1950-х годов Стругацкий занимался художественным переводом, в первую очередь прозы и стихов японских авторов, таких как Акутагава Рюноскэ, Кобо Абэ, Нацумэ Сосэки и Нома Хироси. Под псевдонимом С. Бережков в разные годы он сделал переводы с английского произведений Айзека Азимова, Хола Клемента, Джона Уиндема, Эндрю Нортона и других фантастов.

В 1956–1957 годах в журналах «Дальний Восток» и «Юность» была опубликована документальная повесть Аркадия Стругацкого «Пепел Бикини», написанная при участии военного журналиста Льва Петрова. Книга, годом позже вышедшая в «Детгизе», была основана на материалах из открытых источников и рассказывала о трагической судьбе экипажа японской рыболовной шхуны «Фукурю-мару». Название повести отсылало к американскому ядерному испытанию на атолле в Тихом океане весной 1954 года.

Литературовед Войцех Кайтох в монографии о Стругацких характеризовал «Пепел Бикини» как типичный для того времени пример «антиимпериалистической прозы». Однако, по мнению исследователя, книга свидетельствовала «об очень раннем проявлении, по крайней мере у Аркадия Натановича, социологической жилки и общественных амбиций, столь характерных для того, что братья писали позже».

В конце 1950-х годов Аркадий Стругацкий начал создавать тексты в соавторстве с Борисом Стругацким, проживавшим в Ленинграде: в январе 1958 года в журнале «Техника — молодежи» был опубликован их первый рассказ «Извне» о прибытии на Землю пришельцев, позднее трансформировавшийся в одноименную повесть. В августе того же года журнал «Знание — сила» напечатал рассказ братьев «Спонтанный рефлекс».

Первым крупным произведением Аркадия и Бориса Стругацких стала повесть «Страна багровых туч», изданная «Детгизом» в серии «Библиотека приключений и научной фантастики» в августе 1959 года. За повесть авторы получили третью премию конкурса лучшей книги о науке и технике для детей школьного возраста Министерства просвещения РСФСР.

Аркадий Стругацкий отмечал, что их с братом тексты возникли как ответ на состояние советской фантастики конца 1950-х годов. Свою дебютную повесть братья Стругацкие позже оценивали невысоко. 

В начале 1960-х годов Стругацкие выпустили повести «Извне» (1960), «Путь на Амальтею» (1960), «Полдень, XXII век» (1961) и «Стажеры» (1962). 

В 1964 году Аркадий и Борис Стругацкие были приняты в Союз писателей СССР. Это обеспечило им статус профессиональных литераторов, доступ к Домам творчества и возможность официально жить литературным трудом.

В эти годы писательский тандем сложился окончательно. В интервью 1981 года браться рассказывали, что за первые пять или шесть лет «перепробовали все мыслимые варианты работы вдвоем» и к середине 1960-х сумели выработать эффективную схему соавторства.

Обычно они работали в Ленинграде, Москве или в Домах творчества: один садился за пишущую машинку, другой — рядом, работа шла по заранее подготовленному подробному плану, обсуждался каждый абзац и диалог. Черновик после отлежки превращался в чистовой текст, а споры о вариантах порой решались жребием.

Постепенно в своем творчестве братья Стругацкие отходили от оптимистической утопии. Уже в повести «Попытка к бегству» (1962) они поставили вопрос о столкновении утопической реальности будущего с жестоким прошлым, а в «Далекой Радуге» (1963) обозначили темы нравственного выбора в безвыходной ситуации и об опасности научного прогресса, лишенного этических ограничений.

После «Трудно быть богом» (1964), где писатели исследовали пределы вмешательства развитой цивилизации в отсталое общество, интерес писателей сместился к внутренним противоречиям современного мира. Уже в «Хищных вещах века» (1965) речь шла не о далеких мирах, а о скрытых угрозах общества — зависимости и духовной деградации. Литературовед Войцех Кайтох определил эту повесть как первую советскую «антиутопию в утопии».

В повести «Понедельник начинается в субботу» (1965) Стругацкие обратились к сатирической форме, совместив фантастику с гротеском и критикой бюрократического подхода к науке.

В «Улитке на склоне» (1965) авторы впервые применили философскую многослойность и экспериментальную форму «роман в романе».

Аркадий Стругацкий и художник-фантаст Андрей Соколов, 1967 год
Аркадий Стругацкий и художник-фантаст Андрей Соколов, 1967 год

В этой и последующих повестях Стругацкие исследовали пределы познания и его смысл, все чаще ставя под сомнение утопические надежды XX века. Пессимистическую интонацию закрепили «Гадкие лебеди» (1967) и «Обитаемый остров» (1969), которым была открыта трилогия о Максиме Каммерере (также «Жук в муравейнике» и «Волны гасят ветер»).

«Пикник на обочине» (1971) стал ключевым произведением Стругацких начала 1970-х. В нем визит инопланетян показан не как контакт цивилизаций, а как случайный эпизод, оставивший после себя лишь «отбросы» внеземного разума. 

Параллельно братья экспериментировали с жанрами. В «Отеле «У погибшего альпиниста» (1970) они соединили фантастику с детективом, а в повести «Малыш» (1971) затронули тему воспитания человека иной цивилизацией.

В середине 1970-х Стругацкие выпустили роман «Град обреченный», который литературный критик Марк Амусин назвал попыткой «построить динамическую модель идеологизированного сознания», проследив его путь от фанатичной веры в коммунизм до состояния идеологического вакуума.

В повести «За миллиард лет до конца света» (1976) центральной стала идея противостояния человека не обстоятельствам, а самой Вселенной, которая словно препятствует любым попыткам научного прорыва. В 1982 году была завершена работа над романом «Хромая судьба», в котором отчетливо прослеживались автобиографические мотивы Аркадия Стругацкого.

Заключительным крупным произведением братьев стал роман «Отягощенные злом, или Сорок лет спустя» (1988), в котором переплелись библейские сюжеты с проблемами современности, а центральными стали темы учительства и искажения исторической правды.

Аркадий Стругацкий выпустил три самостоятельные книги, подписанные псевдонимом «С. Ярославцев». Это сатирическая сказка «Экспедиция в преисподнюю» (первые две части опубликованы в 1974 году, третья — в 1984-м), рассказ «Подробности жизни Никиты Воронцова» (1984) и повесть «Дьявол среди людей», завершенная в 1991-м и изданная уже посмертно, в 1993 году.

Многие произведения Стругацких сталкивались с жесткими барьерами. «Гадкие лебеди», «Улитка на склоне», «Сказка о Тройке», «Град обреченный» десятилетиями не могли выйти в СССР и распространялись в самиздате и за рубежом.

В марте 2022 года на официальном сайте братьев Стругацких появились в свободном доступе все произведения писателей, включая ранее неопубликованные.
 

Братья Стругацкие на балконе московской квартиры Аркадия, 1980-е


 
Братья Стругацкие на балконе московской квартиры Аркадия, 1980-е  

Личная жизнь

Аркадий Стругацкий был женат дважды. В августе 1949 года его супругой стала Инна Сергеевна Шершова, в то время студентка Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина. В 1952 году брак был расторгнут.

Второй брак Стругацкий заключил в декабре 1955 года с Еленой Ильиничной Воскресенской (в девичестве Ошаниной), с которой был знаком со времен учебы в ВИИЯ КА. Их отношения начались еще в период, когда Елена была замужем за китаеведом Дмитрием Воскресенским, от которого у нее была дочь Наталья. К моменту регистрации брака у Аркадия Стругацкого и Елены Воскресенской уже родилась дочь Мария. Стругацкий воспитывал обеих девочек как родных.

Мария Стругацкая состояла в браке с политиком Егором Гайдаром.

Смерть

До конца 1980-х Аркадий Стругацкий сохранял творческую и общественную активность, однако с весны 1990 года в его дневниковых записях все чаще появлялись упоминания о нарастающей усталости и приступах печеночной колики.

12 октября 1991 года Аркадий Стругацкий скончался в своей московской квартире. Вскрытие показало, что причиной смерти стал рак печени. Прощание с писателем прошло 16 октября в крематории Донского кладбища, а 6 декабря того же года, согласно завещанию, его прах развеяли с вертолета в Подмосковье.

Борис Стругацкий пережил брата на 11 лет. Он скончался 19 ноября 2012 года. Спустя год не стало и его жены. В апреле 2014 года прах Бориса Стругацкого и его супруги Аделаиды Карпелюк был развеян рядом с Пулковской обсерваторией в Санкт-Петербурге.

Библиография

Совместные произведения братьев Стругацких

  • 1959 — «Страна багровых туч», повесть
  • 1960 — «Извне», повесть, повесть
  • 1960 — «Путь на Амальтею», повесть
  • 1961 — «Полдень, XXII век», роман
  • 1962 — «Стажеры», повесть
  • 1962 — «Попытка к бегству», повесть
  • 1963 — «Далёкая Радуга», повесть
  • 1964 — «Трудно быть богом», повесть
  • 1965 — «Понедельник начинается в субботу», повесть
  • 1965 — «Хищные вещи века», повесть
  • 1965 — «Улитка на склоне», повесть
  • 1967 — «Гадкие лебеди», повесть
  • 1968 — «Второе нашествие марсиан», повесть
  • 1968 — «Сказка о Тройке», повесть
  • 1969 — «Обитаемый остров», повесть
  • 1970 — «Отель «У Погибшего Альпиниста», повесть
  • 1971 — «Малыш», повесть
  • 1972 — «Пикник на обочине», повесть
  • 1974 — «Парень из преисподней», повесть
  • 1975 — «Град обреченный», роман
  • 1976 — «За миллиард лет до конца света», повесть
  • 1980 — «Повесть о дружбе и недружбе», повесть
  • 1987 — «Пять ложек эликсира», киносценарий
  • 1979 — «Жук в муравейнике», повесть
  • 1982 — «Хромая судьба», роман
  • 1985 — «Волны гасят ветер», повесть
  • 1988 — «Отягощенные злом, или Сорок лет спустя», роман
  • 1989 — «Без оружия», пьеса
  • 1990 — «Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах», пьеса.

    Фото: Михаил Фомичев / РИА Новости

Самостоятельные произведения Аркадия Стругацкого

  • 1946 — «Как погиб Канг», рассказ
  • 1956 — «Пепел Бикини», повесть
  • 1974 — «Экспедиция в преисподнюю», повесть-сказка (как С. Ярославцев)
  • 1984 — «Подробности жизни Никиты Воронцова», рассказ (как С. Ярославцев)
  • 1991 — «Дьявол среди людей» (как С. Ярославцев)

Киноадаптации произведений братьев Стругацких

  • 1965 — «Понедельник начинается в субботу» (телеспектакль, режиссер Александр Белинский)
  • 1979 — «Отель «У погибшего альпиниста» (фильм, режиссер Григорий Кроманов)
  • 1979 — «Сталкер» (фильм, режиссер Андрей Тарковский)
  • 1982 — «Чародеи» (фильм, режиссер Константин Бромберг)
  • 1986 — «Письма мертвого человека» (фильм, режиссер Константин Лопушанский)
  • 1987 — «Малыш» (телефильм, режиссер Алексей Бородин)
  • 1988 — «Дни затмения» (фильм, режиссер Александр Сокуров)
  • 1989 — «Трудно быть богом» (фильм, режиссер Петр Фляйшман)
  • 1990 — «Искушение Б.» (фильм, режиссер Аркадий Сиренко)
  • 1992 — «О дружбе и недружбе» (фильм, режиссер Андрей Федянин)
  • 1993 — «Обитаемый остров» (фильм, режиссер Александр Клименко)
  • 2006 — «Гадкие лебеди» (фильм, режиссер Константин Лопушанский)
  • 2009 — «Обитаемый остров» (фильм, режиссер Федор Бондарчук)
  • 2012 — «6» (фильм, режиссер Тимур Шин)
  • 2013 — «Трудно быть богом» (режиссер Алексей Герман-старший).

    Александр Кайдановский в фильме «Сталкер» Андрея Тарковского по мотивам произведений братьев Стругацких
    Александр Кайдановский в фильме «Сталкер» Андрея Тарковского по мотивам произведений братьев Стругацких

В 2022 году началась работа над сериалом «Трудно быть богом» режиссера Дмитрия Тюрина. В актерский состав вошли Федор Лавров, Никита Кологривый, Сергей Безруков и Федор Бондарчук. Съемки стартовали в 2025 году: они проходили в Иране, но были прерваны из-за боевых действий в регионе и продолжились в московском кинопарке «Москино». Восьмисерийный проект должен выйти не ранее 2026 года, сначала на платформе Wink, а затем на телеканале НТВ.

В июле 2025 года режиссер Клим Козинский приступил к съемкам мини-сериала «Полдень» по повести братьев Стругацких «Жук в муравейнике». В фильме заняты Максим Матвеев, Юрий Колокольников, Леонид Ярмольник и Юлия Снигирь. Премьера проекта в онлайн-кинотеатрах Окко и KION запланирована на 2026 год.

Награды и почести

Индивидуальные награды:

  • 1945 — медаль «За победу над Германией»
  • 1948 — медаль «30 лет Советской Армии и флота»
  • 1954 — медаль «За боевые заслуги»
  • 1955 — орден Красной звезды

Награды, полученные совместно с Борисом Стругацким:

  • 1959 — третья премия на конкурсе лучшей книги о науке и технике для школьников Министерства просвещения РСФСР за повесть «Страна багровых туч»
  • 1977 — Кэмпбелловская мемориальная премия специального жюри Ассоциации «Научные фантасты США» за лучшее произведение года, опубликованное на английском языке (повесть «Пикник на обочине»)
  • 1978 — почетные члены общества Марка Твена (США) за выдающийся вклад в мировую литературу
  • 1979 — премия имени Жюля Верна Скандинавского конгресса научной фантастики за лучшее научно-фантастическое произведение года, вышедшее в Швеции
  • 1980 — приз «Фант-80» (Хабаровск) за повесть «Жук в муравейнике»
  • 1981 — премия «Аэлита» редакции журнала «Уральский следопыт» и Совета по приключенческой и научно-фантастической литературе Союза писателей РСФСР за повесть «Жук в муравейнике»
  • 1981 — приз за лучшую иностранную книгу года «Золотой Демон» Шестого фестиваля французской фантастики в Метце за повесть «Пикник на обочине»
  • 1982, 1992 — премия «Зал славы. Лучший писатель» Европейского общества научной фантастики
  • 1986 — Государственная премия РСФСР им. А.М. Горького
  • 1987 — премия «Литературное достижение длиною в жизнь» Европейского общества научной фантастики
  • 1987 — специальный приз «За независимость мысли» 45-го Конвента научной фантастики в Брайтоне;
  • 1990 — Литературная премия имени Александра Беляева (Беляевская премия) за роман «Град обреченный»;
  • 1994 — премия «Интерпресскон» за повесть С. Ярославцева «Дьявол среди людей».

    Свидетельство АН СССР о наименовании астероида «(3054) Стругацкия»
    Свидетельство АН СССР о наименовании астероида «(3054) Стругацкия»


    В 1985 году именем Стругацких назван астероид главного пояса № 3054.

В 2004 году в честь Аркадия и Бориса Стругацких названа улица в Волгограде. В 2014 году площадь Стругацких появилась в Санкт-Петербурге.

Стругацкий Аркадий Натанович - последние новости

Последние
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 5 декабря
EUR ЦБ: 89,9 (-0,69)
Инвестиции, 09:21
Курс доллара на 5 декабря
USD ЦБ: 76,97 (-0,99)
Инвестиции, 09:21
Что известно о мемориале «отца нации» Ганди в Дели, который посетил Путин Политика, 09:59
Путина в Индии встретили с конным эскортом. Видео Политика, 09:56
Моди назвал важным событием встречу с Путиным Политика, 09:54
Ушаков раскрыл, сколько часов Путин и Моди говорили тет-а-тет Политика, 09:54
Если вы устали, дауншифтинг — не выход. Как сохранить карьеру Образование, 09:48
В Нью-Дели начались переговоры Путина и Моди Политика, 09:46
Правовая профилактика за 30 минут: как защитить бизнес без юристовПодписка на РБК, 09:45
Как располагать к себе людей
Интенсив о харизме
Узнать больше
Сколько Узбекистан зарабатывает на экспорте лимонов РБК и РЭЦ, 09:33
Что такое новый идеальный портфель инвестора и как его собратьПодписка на РБК, 09:23
Почему не все компании зарабатывают на больших массивах данных РБК и PostgresPro, 09:21
Путин возложил венок к мемориалу Махатмы Ганди Политика, 09:20
В Кремле рассказали об ожидании реакции США на встречу Путина и Уиткоффа Политика, 09:14
Путин и Моди начали переговоры в Нью-Дели. Трансляция Политика, 09:03
4 отрасли, где применяются большие языковые модели РБК и GigaChat, 09:00