Плисецкая Майя Михайловна
Maya Plisetskaya
Биография
Майя Плисецкая — прима-балерина Большого театра, выступавшая на его сцене с 1943 по 1990 год, соавтор ряда хореографических постановок, в том числе с участием зарубежных балетных трупп.
20 ноября 2025 года Майе Плисецкой исполнилось бы 100 лет.
Содержание:
- Детство, семья, образование
- Карьера в Большом театре
- Свободная творческая деятельность
- Личная жизнь Майи Плисецкой
- Обстоятельства смерти
- Награды и почести
- Избранная фильмография
Детство, семья, образование
Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1995 года в Москве. Ее отец Михаил Эммануилович Плисецкий — советский дипломат, занимавший различные должности в Народном комиссариате иностранных дел СССР. Мать, Рахиль Михайловна Мессерер-Плисецкая, была профессиональной актрисой и в молодости снималась в немом кино.
По материнской линии Майя Плисецкая происходила из артистической династии Мессерер. Ее тетя и дядя, Суламифь Мессерер и Асаф Мессерер, были солистами балетной труппы Большого театра, балетмейстерами и педагогами. Другой дядя Плисецкой, Азарий Азарин-Мессерер, играл на сценах московских драматических театров, был художественным руководителем театра им. Ермоловой.
В 1932 году Майя Плисецкая вместе с родителями и младшим братом Александром переехала на Шпицберген, куда ее отец получил назначение на пост генерального консула СССР и управляющего трестом «Арктикуголь». В поселке Баренцбург состоялся первый выход будущей звезды мирового балета на театральные подмостки: в самодеятельной постановке оперы «Русалка» девочке досталась роль Русалочки.
«На роль Русалочки, произносившей знаменитый пушкинский текст «а что такое деньги, я не знаю», определили меня. То ли из нашего махрового советского подхалимажа — отец, как-никак, консул, то ли я и впрямь была артистична. Нескромно скажу, была. Если и подхалимничали, то не промахнулись. Я с шиком сыграла свою крошечную роль», — рассказывала Майя Плисецкая в мемуарах «Я, Майя Плисецкая».
Летом 1934 года семья Плисецких-Мессерер приехала в длительный отпуск со Шпицбергена в Москву. Майя Плисецкая поступила в Московское хореографическое училище в класс солистки Большого театра Евгении Долинской, позже руководство классом приняла балерина Елизавета Гердт. На первом курсе Плисецкая исполнила партию китайского политического деятеля Чан Кайши в хореографической постановке «Конференция по вооружению» балетмейстера Леонида Якобсона.
В апреле 1937 года Михаила Плисецкого арестовали по обвинению в шпионаже, в январе 1938 года он был расстрелян (реабилитирован 3 марта 1956 года). Позднее Плисецкая писала, что возможной причиной случившегося стало то, что у ее отца был брат, проживавший в США. Ее младший брат считал, что обвинения в адрес их отца были связаны с тем, что на Шпицбергене Михаил Плисецкий взял на работу бывшего секретаря Григория Зиновьева, Ричарда Пикеля, позднее приговоренного к высшей мере наказания по делу о так называемом «антисоветском объединенном троцкистско-зиновьевском центре».
В марте 1938 года как член семьи изменника Родины была арестована Рахиль Мессерер-Плисецкая. Вместе с младшим сыном Азарием, которому не исполнилось и года, ее этапировали из Бутырской тюрьмы в Акмолинский лагерь жен изменников Родины. Постановление о мере наказания удалось пересмотреть в следующем году: после вмешательства Асафа и Суламифи Мессерер Рахиль перевели на вольное поселение в Чимкент (ныне — Шымкент). Весной 1941 года она была досрочно освобождена. Во время ссылки матери Майя Плисецкая находилась под опекой Суламифи Мессерер.
Навещая мать в Чимкенте, где та преподавала танцы в клубе, Плисецкая на одном из концертов самодеятельности впервые исполнила хореографическую миниатюру «Умирающего лебедя».
«Мама настояла, чтобы я явилась на публику. Ты выходишь из формы, будешь бояться зала. Не забывай, ты должна стать хорошей танцовщицей. У тебя есть талант. Какой-то понурый ссыльный играл мне на аккордеоне попурри из балетов Чайковского. Я импровизировала, вставала на пальцы, ломала торс, чередовала арабески. Туманное предвосхищение будущего «Умирающего лебедя», но в ссыльном чимкентском варианте, под аккордеон. Успех сорвала», — вспоминала балерина.
21 июня 1941 года Плисецкая на выпускном вечере старшего курса училища танцевала «Экспромт» Чайковского в постановке Леонида Якобсона. Номер был принят московской публикой восторженно, а, по признанию самой артистки балета, предвоенный вечер имел для нее особое значение: она «впервые полно вкусила и расположенность публики, и радость успеха, пьянящий рокот аплодирующих ладоней, и азарт первопрочтения, но и вняла в некоторых глазах недобрые прищуры зависти».
После начала Великой Отечественной войны Майя Плисецкая с матерью и братьями были эвакуированы в Свердловск. На год в ее занятиях балетом наступил перерыв. Узнав из газетной заметки, что часть труппы Большого театра и часть хореографического училища по-прежнему остаются в Москве, Плисецкая, несмотря на отсутствие специального пропуска, вернулась в столицу и возобновила репетиции. В марте 1943 года на выпускном экзамене она получила «отлично» за исполнение вариации повелительницы дриад из «Дон Кихота».
Карьера в Большом театре
После возвращения Большого театра из эвакуации в 1943 году Майю Плисецкую приняли в штат балетной труппы. К этому моменту она уже получила опыт исполнения сольных партий: из-за нехватки артистов основного состава она еще ученицей последнего курса Московского хореографического училища выходила в па-де-труа невест в «Лебедином озере», танцевала фрески в «Коньке-Горбунке» и партии подруг Китри в «Дон Кихоте».
С официальным зачислением в труппу ситуация изменилась. Дядя Плисецкой, Асаф Мессерер, в военные годы исполнявший обязанности художественного руководителя балета, считал недостойным продвигать племянницу и определил ее в кордебалет. Первое появление фамилии Плисецкой в расписании уже как артистки Большого театра связано с участием в опере «Иван Сусанин», где она танцевала одну из восьми нимф.
В отсутствие значимых ролей в театре Майя Плисецкая активно выступала на концертных и клубных сценах Москвы, танцевала «Умирающего лебедя» Камиля Сен-Санса, «Мелодию» Кристофа Глюка, «Элегию» Сергея Рахманинова. По словам балерины, публика принимала ее тепло, а приглашений от устроителей концертов было «великое множество».
Одним из первых заметных эпизодов в карьере Плисецкой стало ее исполнение прыжковой мазурки в ноябре 1943 года в «Шопениане» — возможность, которую театр предоставил балерине в период всесоюзной кампании «по выдвижению молодежи», развернутой к юбилею комсомола. Партию Плисецкая выучила за две репетиции и выступила, по собственному выражению, «с громовым успехом».
«Прыжком меня природа не обделила, и я перелетала сцену за три жете. Так поставлено у Фокина, и это делают все балерины. Но я намеренно старалась в пике каждого прыжка на мгновение задержаться в воздухе, что вызывало у аудитории энтузиазм. Каждый прыжок сопровождался крещендо аплодисментов. Я и сама не предполагала, что этот маленький трюк придется так по душе зрительному залу. Успех был взаправду большой. На следующие «Шопенианы» кое-кто из балетоманов уже шел на «Плисецкую». Можно было и нос задрать», — рассказывала танцовщица.
До конца 1940-х годов в репертуаре Майи Плисецкой появились партии Маши в «Щелкунчике», Феи Сирени и Феи Виолант в «Спящей красавице», Вилиссы и Мирты в «Жизели», Раймонды в «Раймонде», Феи Осени в «Золушке», Заремы в «Бахчисарайском фонтане», Царь-девицы в «Коньке-Горбунке» и другие. В 1947 году она впервые исполнила партию Одетты-Одилии в «Лебедином озере» и с тех пор, по ее собственным подсчетам, успела выйти на сцену в образе девушки-лебедя 800 раз.
В 1950 году Плисецкая впервые исполнила на сцене Большого театра партию Китри в «Дон Кихоте». За кулисами к ней подошла балерина Галина Уланова, поздравила с выступлением и подарила книгу об артистке балета XIX века Марии Тальони с пожеланием «большой жизни в искусстве». Спустя годы Плисецкая узнала, что в тот вечер в зале находился и юный Рудольф Нуриев, случайно оказавшийся в Москве проездом: по рассказам знакомых, он заплакал после первого акта, а при личной встрече уже взрослый Нуриев поправил это воспоминание, сказав, что не просто плакал, а «рыдал от счастья» и что балерина «устроила пожар на сцене». Весной 1951 года Майя Плисецкая получила звание «Заслуженная артистка РСФСР».
Несмотря на то, что Майя Плисецкая уже считалась одной из ведущих балерин труппы и блистала в новых партиях балетов «Спящая красавица», «Сказ о каменном цветке», «Шурале», «Спартак» и «Лауренсия», для нее начался длительный период «невыездной» жизни: после гастролей Большого театра в Индии в 1953 году ее перестали включать в составы труппы для гастролей в западных странах.
По воспоминаниям самой балерины, формальных решений о запрете выезда руководство театра не объявляло, но каждый раз под разными предлогами ей отказывали в загранкомандировках, ограничивая выступлениями внутри страны и в пределах стран соцлагеря. Обращения к первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву, председателю Совета министров Николаю Булганину и министру иностранных дел Дмитрию Шепилову оставались без ответа. Позже Плисецкая узнала, что Комитет государственной безопасности подозревал ее в связях с разведкой Великобритании.
Ситуация изменилась в конце 1950-х. Плисецкая написала «покаянное» письмо Хрущеву, в котором говорила, что последние несколько лет вела себя «из рук вон неправильно, не понимая ответственности, которая была возложена на нее как на артистку Большого театра: безудержно «болтала языком» и нетактично вела себя на приемах, беседуя главным образом с иностранцами». После такого выражения раскаяния Плисецкой был разрешен выезд на гастроли в США. Рецензия The New York Times на первый спектакль в «Метрополитен-опера» заканчивалась словами «Spasibo Nikita Sergeevich!». На тех гастролях балерина танцевала «Лебединое озеро», «Каменный цветок», «Вальпургиеву ночь».
В 1960-х, помимо новых партий Джульетты в «Ромео и Джульетте», Фригии в «Спартаке», Жар-птицы в балете «Жар-птица», в списке хореографических работ Майи Плисецкой появились партии в балете «Конек-Горбунок» (1960) и опере «Не только любовь» (1961), партитуры которых были написаны ее мужем Родионом Щедриным.
В апреле 1967 года состоялась премьера одноактного балета «Кармен-сюита» Жоржа Бизе в оркестровке Щедрина; постановщиком выступил кубинский балетмейстер Альберто Алонсо.
«На премьере мы ах как старались! Из кожи лезли. Но зал Большого был холоднее обычного. Не только министр Фурцева и ее клевреты, а и добрейшая ко мне московская публика ждали второго «Дон Кихота», милых вариаций на привычную им тему. Бездумного развлечения. А тут все серьезно, внове, странно. Аплодировали больше из вежливости, из уважения, из любви к предыдущему. А где пируэты? Где шене? Где фуэте? Где туры по кругу? Где красавица-пачка проказливой Китри? Я чувствовала, как зал, словно тонущий флагман, погружался в недоумение…» — писала Плисецкая.
Министр культуры СССР Екатерина Фурцева, присутствовавшая на спектакле, высказалась о нем негативно: «Это большая неудача, товарищи. Спектакль сырой. Сплошная эротика. Музыка оперы изуродована… У меня большие сомнения, можно ли балет доработать».
После того как балерина пообещала сократить любовное адажио, балет все же был разрешен к показу, однако на ближайших гастролях в Канаде публика его не увидела. Впоследствии Майя Плисецкая танцевала «Кармен-сюиту» около 350 раз, из них 132 — на подмостках Большого театра.
В июне 1972 года Плисецкая совместно с балетмейстером Натальей Рыженко и режиссером Виктором Смирновым-Головановым поставила балет «Анна Каренина» на музыку Родиона Щедрина. Костюмы для постановки шил французский кутюрье Пьер Карден. Позже он создал сценические наряды прима-балерины для ее спектаклей «Чайка» (1980) и «Дама с собачкой», а также разрабатывал для Плисецкой модели одежды, которые она носила в повседневной жизни и на официальных выходах вне сцены.
В период работы в Большом театре Майя Плисецкая активно выступала и на других сценах. В 1973 году она стала первой исполнительницей партии Розы в балете «Гибель розы», поставленном Роланом Пети на сцене Марсельского национального балета. Следующими стали спектакли Мориса Бежара «Айседора», «Болеро», «Леда», а также «Федра» Сержа Лифаря.
В 1980-х Майя Плисецкая возглавляла балетную труппу Римского оперного театра, где поставила для летней сцены в Термах Каракаллы классический балет «Раймонда». Также она была художественным руководителем балета мадридского Teatro Lírico Nacional: при ней труппа обратилась к полному классическому спектаклю «Тщетная предосторожность», в репертуар были введены «Кармен-сюита» и «Мария Стюарт».
Из-за желания ставить собственные спектакли и сотрудничества с другими театрами со временем у Майи Плисецкой осложнились отношения с главным балетмейстером Большого Юрием Григоровичем, который уволил ее в 1990 году в возрасте 64 лет. 4 января 1990 года Плисецкая в последний раз выступила на сцене Большого театра в балете «Дама с собачкой».
Свободная творческая деятельность
После ухода из Большого театра Майя Плисецкая большую часть времени жила вместе с мужем в Мюнхене и продолжала активно выступать. В 1990 году она танцевала на сцене театра Colón в Буэнос-Айресе в спектакле «Арена для петушиного боя» Хулио Лопеса, а также участвовала в постановке By Django с балетной труппой Чикаго. В 1992 году был создан балет Родиона Щедрина «Безумная из Шайо» с хореографом Джиджи Качуляну и труппой Хореографического центра Ренна: премьера прошла в парижском театре Espace Pierre Cardin. В середине 1990-х Морис Бежар поставил для Плисецкой балет «Куразука» и миниатюру Ave Maya!, которая была показана на сцене Большого. В 2000 году балерина выступила в Токио в спектакле «Крылья кимоно», где классический танец был соединен с традициями японского театра Но.
В 1994 году Плисецкая стала председателем жюри международного балетного конкурса «Майя», проводившегося в Санкт-Петербурге.
В то же время Майя Плисецкая снималась в кино и выпустила три автобиографические книги: «Я, Майя Плисецкая» (1994), «Тридцать лет спустя: Сердитые заметки в тринадцати главах» (2007), «Читая жизнь свою…» (2010).
Личная жизнь Майи Плисецкой
Майя Плисецкая была замужем дважды. В 1956 году она стала женой солиста балета Мариса Лиепы, но этот союз вскоре был расторгнут.
Во второй раз балерина вышла замуж за композитора Родиона Щедрина. Их знакомство состоялось в середине 1950-х, брак был зарегистрирован в 1958 году.
Отношения со Щедриным носили не только личный, но и профессиональный характер. Одной из первых крупных работ композитора для Большого театра стал балет «Конек-Горбунок» (1960). Во время подготовки спектакля он впервые увидел Плисецкую на репетиции и впоследствии посвятил ей эту партитуру. В дальнейшем Щедрин уже сознательно создавал балеты под ее исполнительскую манеру: одноактную «Кармен-сюиту» (1967), «Анну Каренину», «Чайку» (1980) и «Даму с собачкой» (1985).
Детей у Плисецкой и Щедрина не было. В мемуарах балерина вспоминала, что опасалась потерять форму и позиции в театре.
В 1999 году обсуждение личной жизни балерины стало предметом ее конфликта с газетой «Московский комсомолец»: издание опубликовало материал под заголовком «Здравствуйте, я дочь Майи Плисецкой», где утверждалось, что балерина якобы тайно родила ребенка в 1976 году. Плисецкая оспорила эти сведения в суде. В 2001 году Пресненский суд Москвы признал опубликованную информацию не соответствующей действительности, обязал газету и автора статьи опубликовать опровержение и выплатить Плисецкой компенсацию морального вреда.
Обстоятельства смерти
Майя Плисецкая скончалась от сердечного приступа 2 мая 2015 года в Германии.
«Буквально чуть больше недели назад мы встречались с Майей Михайловной и обсуждали ее юбилейный вечер, посвященный ее 90-летию, который должен был состояться в ноябре в Большом театре. Она была в полном здравии, шутила, но вот так случилось, что сердце великой балерины остановилось», — заявил журналистам гендиректор Большого театра Владимир Урин в связи с известием о смерти балерины, добавив, что «Майя Плисецкая — это символ русского балета XX века».
Прощание с балериной прошло в Германии в кругу родных и близких. Согласно совместному завещанию Майи Плисецкой и Родиона Щедрина, прах супругов должен был быть объединен и развеян над Россией. Родион Щедрин умер 29 августа 2025 года в Германии. Как рассказал ТАСС артист балета, режиссер и продюсер Андрис Лиепа, прах Щедрина и Плисецкой был развеян над Окой.
Награды и почести
Государственные награды:
- Заслуженная артистка РСФСР (1951);
- Народная артистка РСФСР (1956);
- Народная артистка СССР (1959);
- Ленинская премия (1964);
- Орден Ленина (1967, 1976, 1985);
- орден Трудового Красного Знамени (1981);
- Герой Социалистического Труда (1985);
- Медаль «В память 850-летия Москвы»;
- Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством»: IV степень (2010), III степень (1995), II степень (2000), I степень (2005).
Другие награды и премии:
- I премия конкурса артистов балета II Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Будапеште (1949);
- Премия имени Анны Павловой Парижской академии танца (1962);
- Золотая медаль Парижа (1977);
- Орден Франции «За заслуги в литературе и искусстве» (1984);
- Звание «Почетный доктор Сорбонны» (1985, Франция);
- Орден Почетного легиона (ранг кавалера; 1986, Франция);
- Премия «Виа Кондотти» (1989, Италия);
- Золотая медаль Испании за заслуги в области изящных искусств (1990);
- Орден Изабеллы Католической (1991, Испания);
- Звание «Почетный профессор Московского государственного университета» (1993);
- Премия «Триумф» (2000);
- Премия «Российский Национальный Олимп» (2000);
- Орден «За заслуги перед Литвой» II степени (2003);
- Орден Барборы Радвилайте (2005, Литва);
- Премия Фонда принца Астурийского (2005, Испания);
- Международная Императорская премия Японии «Премиум империале» (2006);
- Член армянского филиала Международной академии естественных и общественных наук (2008);
- Золотая медаль «За заслуги в культуре Gloria Artis» (2008, Польша);
- Звание «Почетный доктор Венгерской академии танца» (2008);
- Премия Витторио де Сика «за беспрецедентную карьеру и выдающиеся заслуги в области танца» (2009, Италия);
- Орден Восходящего солнца (2011, Япония);
- Орден Почетного легиона (звание офицер; 2011, Франция);
- Международная премия за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона «Балтийская звезда» (2013);
- Национальная театральная премия «Золотая маска» за выдающийся вклад в развитие театрального искусства (2015).
Избранная фильмография
Художественные фильмы:
- 1967 — «Анна Каренина» — княгиня Бетси Тверская
- 1970 — «Чайковский» — певица Дезире Арто
- 1985 — «Зодиак» — Муза
Фильмы-балеты, фильмы-спектакли:
- 1953 — «Большой концерт» — фрагменты «Лебединого озера» (Одетта)
- 1953 — «Мастера русского балета» — сцены из «Бахчисарайского фонтана» (Зарема)
- 1957 — «Лебединое озеро» (фильм-балет) — Одетта-Одиллия
- 1961 — «Сказка о Коньке-Горбунке» (фильм-балет) — Царь-девица
- 1975 — «Анна Каренина» (фильм-балет) — Анна Каренина
- 1976 — «Фантазия» (фильм-балет) — Полозова
- 1977 — «Поэзия танца» (фильм-балет)
- 1978 — «Кармен-сюита» (фильм-балет)
- 1980 — «Большой балет» (фильм-концерт)
- 1982 — «Чайка» (фильм-спектакль) — Нина Заречная
- 1986 — «Дама с собачкой» (фильм-спектакль) — Анна Сергеевна











