Фаина Раневская
Faina Ranevskaya
Биография
Фаина Георгиевна Раневская (при рождении Фанни Гиршевна Фельдман) — актриса театра и кино, народная артистка СССР.
Содержание:
- Ранние годы
- Работа в театре
- Работа в кино
- Крылатые выражения
- Личная жизнь
- Обстоятельства смерти, память
- Роли в театре
- Избранная фильмография
- Награды и звания
Ранние годы
Будущая актриса родилась 27 августа (по старому стилю — 15 августа) 1896 года в Таганроге в состоятельной еврейской семье Гирша Хаимовича Фельдмана и Милки Рафаиловны Заговайловой. Ее отец был купцом, мать вела домашнее хозяйство. В семье было пятеро детей: две дочери и трое сыновей.
Раневская получала образование в таганрогской Мариинской женской гимназии, позже перешла на домашнее обучение. Увлекалась музыкой, занималась вокалом и учила иностранные языки.
В 1913 году будущая актриса впервые побывала на спектакле «Вишневый сад» по пьесе Антона Чехова в Московском художественном театре. Позже она взяла фамилию главной героини в качестве своего псевдонима.
С 14 лет Раневская занималась сценическим искусством, посещала в Таганроге частную театральную студию А. Ягелло. Отец не одобрял увлечения дочери, но она твердо решила стать актрисой. Разорвав отношения с родственниками, в 1915 году Раневская переехала в Москву.
В столице жила в маленькой комнатке на Большой Никитской. В эти годы она познакомилась с Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Владимиром Маяковским и Василием Качаловым.
Раневская не смогла поступить в театральное училище, но посещала все спектакли Московского художественного театра. Позже актриса говорила, что этот театр был ее первым учителем.
Театральная деятельность
Впервые Раневская вышла на сцену в 1915 году. Она присоединилась к массовке подмосковного Малаховского летнего театра, где отыграла один сезон.
В 1915–1931 годах Фаина Раневская служила в театрах в Керчи, Феодосии, Симферополе, Кисловодске, Ростове-на-Дону, Баку, Архангельске, Гомеле, Смоленске и Сталинграде (в настоящее время — Волгоград). Исполняла роли в постановках пьес Антона Чехова («Вишневый сад», «Три сестры», «Чайка» и др.), Александра Островского («Волки и овцы», «Без вины виноватые», «Гроза» и др.), Максима Горького («На дне»), Николая Гоголя («Ревизор», «Женитьба»).
В 1931–1935 годах работала в Камерном театре (Москва, 1914–1949 годы).
В 1935–1939 годах служила в Центральном театре Красной армии (ныне Центральный академический театр Российской армии). На его сцене исполняла роли в спектаклях «Чужой ребенок» по пьесе Василия Шкваркина, «Гибель эскадры» по произведению Александра Корнейчука, «Последняя жертва» по пьесе Александра Островского, «Васса Железнова» по произведению Максима Горького и других.
В 1943–1949 годах служила в Московском театре драмы (в настоящее время — Московский академический театр имени Владимира Маяковского). Играла в спектаклях «Молодая гвардия» по произведению Александра Фадеева, «Лисички» по пьесе Лилиан Хеллман, «Капитан Костров» по книге Алексея Файко и «Закон чести» по пьесе Александра Штейна.
В 1949–1955, а также в 1963–1983 годах Раневская служила в Государственном академическом театре имени Моссовета. Появилась в постановках «Рассвет над Москвой» по пьесе Анатолия Сурова, «Рассказ о Турции» по произведению Назыма Хикмета, «Сомов и другие» по пьесе Максима Горького, «Дядюшкин сон» по повести Федора Достоевского, «Странная миссис Сэвидж» по пьесе Джона Патрика, «Дальше — тишина…» по произведению Виньи Дельмар «Уступите место завтрашнему дню», «Правда хорошо, а счастье лучше» по пьесе Александра Островского.
С 1955 по 1963 год работала в Московском драматическом театре имени А.С. Пушкина. Играла в постановках «Игрок» по роману Федора Достоевского, «Деревья умирают стоя» по пьесе Алехандро Касоны и «Мракобесы» по произведению Алексея Толстого.
По воспоминаниям коллег Раневской, работать с ней было непросто, она не стеснялась выражать свое мнение, если что-то в постановке ей не нравилось. Так, однажды в перепалке с ней режиссер театра имени Моссовета выкрикнул ей «Вон из театра!». На это Раневская ответила ему: «Вон из искусства!». Режиссер Анатолий Эфрос так вспоминал свой опыт работы с актрисой:
«Я приходил на репетицию, как, вероятно, не очень опытный дрессировщик приходит к львице... Она меня почему-то терпела, но каждый раз это терпение снова проходило серьезное испытание. Она была то предельно доверчива, то вовсе не доверчива — злые шутки в мой адрес, казалось, были на кончике ее языка, но пока что она басила нечто сверхделикатное. Так вот, на этой тоненькой проволочке мы и балансировали», — писал он в книге «Профессия: режиссер».
В постановке Эфроса «Дальше-тишина...» Раневская сыграла свою последнюю роль в театре 24 октября 1982 года.
Кинематограф
Кинодебют Раневской состоялся в 1934 году. Начинающий режиссер Михаил Ромм, заметив ее на театральной сцене, позвал на роль госпожи Луазо в картине «Пышка» по повести Ги де Мопассана.
Во время Великой Отечественной войны, с осени 1941 по весну 1943 года, Фаина Раневская была в эвакуации в Ташкенте, где принимала участие в съемках фильмов на местной киностудии.
В 1943 году вышел еще один фильм Ромма с Раневской — «Мечта». Актриса сыграла в нем хозяйку меблированных комнат Розу Скороход. Как писал в своей книге о Раневской Матвей Гейзер, ленту благодаря советскому послу видели и в США. Посмотрев «Мечту», президент США Франклин Рузвельт охарактеризовал Раневскую как «блестящую трагическую актрису».
В 1947 году Раневская появилась на киноэкранах в роли экономки Маргариты Львовны в комедии «Весна». Сразу две главные роли в картине достались Любови Орловой: она сыграла похожих друг на друга ученую Ирину Никитину и актрису Веру Шатрову. Сходство научной сотрудницы и артистки по сюжету порождает череду путаниц и забавных ситуаций. В одной из сцен, увидев обеих героинь вместе, экономка Маргарита Львовна решает, что у нее галлюцинации. В этом же фильме Раневская произносит знаменитую фразу «Красота — это страшная сила», когда примеряет шляпку главной героини.
В том же году актриса воплотила образ мачехи в «Золушке». Сценаристом ленты стал Евгений Шварц. В съемках также приняли участие Янина Жеймо (Золушка), Алексей Консовский (Принц) и Эраст Гарин (Король). В 2009 году исходную черно-белую версию фильма отреставрировали и колоризировали по заказу «Первого канала». Как писала «Российская газета», обновление ленты стоило около $1 млн.
В 1964 году Раневская сыграла в сатирической картине «Легкая жизнь» Вениамина Дормана. Ее партнером по съемочной площадке стал Юрий Яковлев. Раневская сыграла спекулянтку Маргариту Ивановну, которую называли «Королева Марго». Фильм занял 17-е место в списке самых кассовых лент того года.
«Муля, не нервируй меня!»
Широкую известность получили высказывания и афоризмы героинь Раневской, в особенности, «Муля, не нервируй меня!» (героиня фильма «Подкидыш» Ляля). Многие считали, что фразу для фильма придумала сама Раневская, но на самом деле она была «изобретением» Рины Зеленой, которая вместе с Агнией Барто написала сценарий к фильму.
Когда Леонид Брежнев вручал Раневской в 1976 году орден Ленина, то произнес знаменитое «Муля, не нервируй меня!». Раневская ответила следующее: «Леонид Ильич, так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы». Генсек смутился: «Простите, но я вас очень люблю».
Последняя роль Раневской в кино — картина «Сегодня — новый аттракцион», вышедшая в 1966 году. Актриса воплотила образ директора цирка.
Раневская участвовала в озвучивании мультипликационных картин «Сказка о царе Салтане» по произведению Александра Пушкина (1943, режиссеры Валентина и Зинаида Брумберг) и «Карлсон вернулся» по сказке Астрид Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (1970, Борис Степанцев).
В «Карлсоне» Раневская озвучила фрекен Бок. В мультфильме есть отсылка к ранней роли Раневской в фильме «Весна»: в конце фрекен Бок, говоря о Карлсоне, называет его «милый, милый...». Те же слова произносит экономка Маргарита Львовна в «Весне», глядя на фотографию своего возлюбленного. По рассказам коллег актрисы, Раневская отказалась повторять реплику в мультфильме и ее произносила редактор картины.
В послужном списке Фаины Раневской около 30 кинокартин, ни в одной из них она не играла главную роль.
Крылатые выражения
Фаина Раневская — автор множества известных фраз, которые стали крылатыми выражениями. Дмитрий Щеглов использовал заметки и дневники актрисы для создания книги ее афоризмов. В частности, актрисе принадлежат следующие изречения:
-
«Как бы разъяснить… Мата я не стесняюсь, свободно им пользуясь при всех. Лучше ругаться матом и быть хорошим человеком, чем тихой, воспитанной тварью».
-
«Оптимизм — это недостаток информации».
-
«У меня не плохой характер, он просто есть».
-
«Одиночество — это когда дома есть телефон, а звонит только будильник».
-
«Сказка — это когда женился на лягушке, а она оказалась царевной. А быль — это когда наоборот».
-
«Настоящий мужчина — это мужчина, который помнит день рождения женщины и не знает, сколько ей лет. Мужчина, который не помнит дня рождения женщины, но знает, сколько ей лет, — это ее муж».
-
«Отпускайте идиотов и клоунов из своей жизни. Цирк должен гастролировать».
-
«Сняться в плохом фильме — все равно что плюнуть в вечность».
-
«Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи».
Личная жизнь
Раневская ни разу не была замужем. «Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: все или семья», — говорила актриса.
Ее связывала многолетняя дружба с актрисой Павлой Вульф, которая была ее первым театральным педагогом. Много лет Раневская прожила в одной квартире вместе с Вульф и ее семьей — дочерью Ириной и внуком Алексеем. Позже семья Вульф переехала в отдаленный район Москвы, а Раневская какое-то время жила в коммуналке.
В начале 1950-х Раневская получила двухкомнатную квартиру в высотке на Котельнической набережной. В 1960-х там с ней жила ее вернувшаяся из эмиграции сестра Изабелла. Ближе к 1970-м Раневская переехала в Большой Палашевский переулок. В квартире было развешано много фотографий ее известных друзей, таких как Марина Цветаева, Борис Пастернак, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Дмитрий Шостакович, с их подписями Фаине Раневской. Актриса называла эти портреты своим «самым большим богатством».
В поздние годы жизни Раневская приютила бездомного пса, которого назвала Мальчиком. По воспоминаниям ее знакомых, любимцу она уделяла все свое время, баловала и переживала, чтобы пес не оставался один. Актриса Марина Неелова, рассказывала в интервью ВГТРК, что Раневская в шутку говорила ей: «Моя собака живет как Сара Бернар, а я живу как сенбернар».
Обстоятельства смерти, память
Фаина Раневская умерла 19 июля 1984 года в Москве на 88-м году жизни. Причиной смерти стал инфаркт и пневмония.
Похоронена на Новом Донском кладбище Москвы (4-й участок). Перед кончиной актриса завещала написать на монументе: «Умерла от отвращения», но делать этого не стали. Актриса похоронена рядом с ее сестрой Изабеллой.
В 1992 году редакционный совет английской энциклопедии Who is who («Кто есть кто») включил Раневскую в топ-10 самых выдающихся актрис ХХ века.
На доме, где родилась Фаина Раневская (город Таганрог, улица Фрунзе, дом 10), летом 1986 года появилась мемориальная доска в честь актрисы.
В мае 2008 года в Таганроге установили памятник актрисе (скульптор Давид Бегалов). Бронзовая скульптура изображает Раневскую в роли Ляли из фильма «Подкидыш».
В мае 2008 года в Таганроге впервые прошел первый международный театральный фестиваль имени Фаины Раневской «Великая провинция».
В 2019 году в петербургском сквере была установлена скульптура, изображающая Раневскую, отдыхающую на скамейке. На постаменте приведена цитата актрисы: «Все сбудется, стоит только расхотеть…»
В 2024 году вышла драма-байопик «Раневская» на онлайн-кинотеатре Kion. Роль актрисы в сериале исполнила Мариэтта Цигаль-Полищук, дочь актрисы Любови Полищук и художника Сергея Цигаля. Действие разворачивается в 1915 году в Таганроге. В центре событий — девушка из еврейской семьи по имени Фанни Фельдман, которая, несмотря на заикание и необычную внешность, мечтает играть в театре. Работу над этой ролью Мариэтта Цигаль-Полищук назвала сложной. В первую очередь из-за ответственности, поскольку ей предстояло воплотить на экране образ легендарной актрисы.
В 2028 году в Таганроге планируют открыть для посещения музей имени Фаины Раневской.
Роли в театре
«Летний театр», Малаховка
- 1915 — «Тот, кто получает пощечину» Л. Андреева, постановка И. Певцова — роль без слов
«1-й Советский театр» в Крыму (1918–1924)
- «Вишневый сад» А. Чехова — Шарлотта Ивановна, гувернантка
- «Три сестры» А. Чехова — Ольга, Наташа
- «Чайка» А. Чехова — Маша
- «Дядя Ваня» А. Чехова — Войницкая
- «Иванов» А. Чехова — Зюзюшка
- «Последняя жертва» А. Островского — Глафира Фирсовна
- «Волки и овцы» А. Островского — Анфуса Тихоновна
- «Без вины виноватые» А. Островского — Галчиха
- «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского — Манефа
- «Гроза» А. Островского — Сумасшедшая барыня
- «Живой труп» Л. Толстого — Маша
- «На дне» М. Горького — Настя
- «Ревизор» Н. Гоголя — Пошлепкина, унтер-офицерская вдова
- «Женитьба» Н. Гоголя — Сваха
- «Роман» Э. Шелтон — Кавалини
Смоленск, Архангельск, Сталинград, Баку (1925–1931)
- «Коварство и любовь» Ф. Шиллера — Леди Мильфорд
- «Бесприданница» А. Островского — тетка Карандышева
- «Дворянское гнездо» (И. Тургенева) — Лаврецкая
- «Свадьба» А. Чехова — Змеюкина
- «Юбилей» А. Чехова — Мерчуткина
- «Гамлет» У. Шекспира — Королева
- «Ярость» Е. Яновского — Председатель колхоза
- «Чудак» А. Афиногенова — Трощина
- «Любовь Яровая» К. Тренева — Дунька
- «Чудеса в решете» А. Толстого — Марго
- «Мандат» Н. Эрдмана — Гулячкина
Камерный театр Таирова
- 1931 — «Патетическая соната» Н. Кулиша; постановка А. Таирова — Зинка, проститутка
- «Жирофле-Жирофля» Ш. Лекока— Аврора
Центральный театр Красной Армии (1935–1939)
- 1935 — «Чужой ребенок» В. Шкваркина — мать
- 1935 — «Гибель эскадры» А. Корнейчука — Оксана
- 1935 — «Последняя жертва» А. Островского — Глафира Фирсовна
- 1936 — «Васса Железнова» М. Горького; реж. Е. Телешева — Васса
- 1936 — «Слава» В. Гусева — мать
Московский театр драмы (1943–1949)
- 1944 — «Беззащитное существо» по А. Чехову — Щукина
- 1945 — «Лисички» Л. Хелман — Берди
- 1946 — «Капитан Костров» А. Файко — свояченица
- 1947 — «Молодая гвардия» по A. Фадееву; реж. Н. Охлопков — бабушка Олега Кошевого
- 1949 — «Закон чести» А. Штейна; реж. Н. Охлопков — жена Лосева
Театр имени Моссовета (1949–1955, 1963–1984)
- 1949 — «Модная лавка» И. Крылова — Сумбурова
- 1950 — «Рассвет над Москвой» A. Сурова — Агриппина Солнцева
- 1951 — «Шторм» В. Билль-Белоцерковского — Манька-спекулянтка
- 1953 — «Рассказы о Турции» Н. Хикмета — старуха Фатьма Нурхан
- 1954 — «Сомов и другие» М. Горького — Анна Сомова
- 1964 — «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского — Марья Александровна
- 1966 — «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика; постановка Л. Варпаховского — миссис Этель Сэвидж
- 1969 — «Дальше — тишина» В. Дельмар; постановка А. Эфроса — Люси Купер
- 1973 — «Последняя жертва» А.Н. Островского — Глафира Фирсовна
- 1980 — «Правда — хорошо, а счастье лучше» А.Н. Островского; постановка С. Юрского — Филицата
Московский драматический театр имени А.С. Пушкина (1955–1963)
- 1956 — «Игрок» Ф. Достоевского — Антонида Васильевна
- 1958 — «Деревья умирают стоя» А. Касоны — бабушка
- 1960 — «Мракобесы» А. Толстого — Прасковья Алексеевна
Избранная фильмография
- 1934 — «Пышка» — госпожа Луазо
- 1939 — «Ошибка инженера Кочина» — Ида Гуревич, жена портного
- 1939 — «Подкидыш» — Ляля
- 1943 — «Мечта» — Роза Скороход
- 1944 — «Свадьба» — Настасья Тимофеевна Жигалова, мать невесты
- 1945 — «Слон и веревочка» — бабушка
- 1945 — «Небесный тихоход» — профессор медицины
- 1947 — «Весна» — Маргарита Львовна, экономка
- 1947 — «Золушка» — мачеха Золушки
- 1949 — «Встреча на Эльбе» — миссис Мак-Дермот
- 1949 — «У них есть Родина» — фрау Вурст
- 1960 — «Осторожно, бабушка!» — Елена Тимофеевна, бабушка Лены
- 1964 — «Легкая жизнь» — спекулянтка Маргарита Ивановна, она же «королева Марго»
- 1966 — «Сегодня новый аттракцион» — Ада Константиновна Брандт, директор цирка
- 1978 — «Дальше — тишина…» (фильм-спектакль) — Люси Купер
Награды и звания
- Заслуженная артистка РСФСР (1937)
- Народная артистка РСФСР (1947)
- Народная артистка СССР (1961)
- Сталинская премия второй степени (1949) — за исполнение роли жены Лосева в спектакле «Закон чести» А. Штейна
- Сталинская премия второй степени (1951) — за исполнение роли Агриппины Солнцевой в спектакле «Рассвет над Москвой» А. Сурова
- Сталинская премия третьей степени (1951) — за исполнение роли фрау Вурст в фильме «У них есть Родина»
- Орден Ленина (1976)
- Два Ордена Трудового Красного Знамени (1950, 1967)
- Орден «Знак Почета» (1947)
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1946)
- Медаль «В память 800-летия Москвы» (1948)
- Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
- Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
- Медаль «Ветеран труда»









