Перейти к основному контенту

Фаина Раневская

Faina Ranevskaya

Род деятельности
Дата рождения
27 августа 1896 года
Возраст
87 лет
Дата смерти
19 июля 1984 года
Фаина Раневская фото

Биография

Фаина Георгиевна Раневская (при рождении Фанни Гиршевна Фельдман) — актриса театра и кино, народная артистка СССР.

Содержание:

Ранние годы

Фаина Раневская (слева) с гувернанткой, сестрой Изабеллой и братом Яковом, 1900 год
Фаина Раневская (слева) с гувернанткой, сестрой Изабеллой и братом Яковом, 1900 год

Будущая актриса родилась 27 августа (по старому стилю — 15 августа) 1896 года в Таганроге в состоятельной еврейской семье Гирша Хаимовича Фельдмана и Милки Рафаиловны Заговайловой. Ее отец был купцом, мать вела домашнее хозяйство. В семье было пятеро детей: две дочери и трое сыновей.

Раневская получала образование в таганрогской Мариинской женской гимназии, позже перешла на домашнее обучение. Увлекалась музыкой, занималась вокалом и учила иностранные языки.

В 1913 году будущая актриса впервые побывала на спектакле «Вишневый сад» по пьесе Антона Чехова в Московском художественном театре. Позже она взяла фамилию главной героини в качестве своего псевдонима.

С 14 лет Раневская занималась сценическим искусством, посещала в Таганроге частную театральную студию А. Ягелло. Отец не одобрял увлечения дочери, но она твердо решила стать актрисой. Разорвав отношения с родственниками, в 1915 году Раневская переехала в Москву.

В столице жила в маленькой комнатке на Большой Никитской. В эти годы она познакомилась с Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Владимиром Маяковским и Василием Качаловым.

Раневская не смогла поступить в театральное училище, но посещала все спектакли Московского художественного театра. Позже актриса говорила, что этот театр был ее первым учителем.

Театральная деятельность

Фаина Раневская в спектакле «Странная миссис Сэвидж», 1966 год
Фаина Раневская в спектакле «Странная миссис Сэвидж», 1966 год

Впервые Раневская вышла на сцену в 1915 году. Она присоединилась к массовке подмосковного Малаховского летнего театра, где отыграла один сезон.

В 1915–1931 годах Фаина Раневская служила в театрах в Керчи, Феодосии, Симферополе, Кисловодске, Ростове-на-Дону, Баку, Архангельске, Гомеле, Смоленске и Сталинграде (в настоящее время — Волгоград). Исполняла роли в постановках пьес Антона Чехова («Вишневый сад», «Три сестры», «Чайка» и др.), Александра Островского («Волки и овцы», «Без вины виноватые», «Гроза» и др.), Максима Горького («На дне»), Николая Гоголя («Ревизор», «Женитьба»).

В 1931–1935 годах работала в Камерном театре (Москва, 1914–1949 годы).

В 1935–1939 годах служила в Центральном театре Красной армии (ныне Центральный академический театр Российской армии). На его сцене исполняла роли в спектаклях «Чужой ребенок» по пьесе Василия Шкваркина, «Гибель эскадры» по произведению Александра Корнейчука, «Последняя жертва» по пьесе Александра Островского, «Васса Железнова» по произведению Максима Горького и других.

В 1943–1949 годах служила в Московском театре драмы (в настоящее время — Московский академический театр имени Владимира Маяковского). Играла в спектаклях «Молодая гвардия» по произведению Александра Фадеева, «Лисички» по пьесе Лилиан Хеллман, «Капитан Костров» по книге Алексея Файко и «Закон чести» по пьесе Александра Штейна.

В 1949–1955, а также в 1963–1983 годах Раневская служила в Государственном академическом театре имени Моссовета. Появилась в постановках «Рассвет над Москвой» по пьесе Анатолия Сурова, «Рассказ о Турции» по произведению Назыма Хикмета, «Сомов и другие» по пьесе Максима Горького, «Дядюшкин сон» по повести Федора Достоевского, «Странная миссис Сэвидж» по пьесе Джона Патрика, «Дальше — тишина…» по произведению Виньи Дельмар «Уступите место завтрашнему дню», «Правда хорошо, а счастье лучше» по пьесе Александра Островского.

Фаина Раневская (в центре) в спектакле «Дядюшкин сон», 1965 год
Фаина Раневская (в центре) в спектакле «Дядюшкин сон», 1965 год

С 1955 по 1963 год работала в Московском драматическом театре имени А.С. Пушкина. Играла в постановках «Игрок» по роману Федора Достоевского, «Деревья умирают стоя» по пьесе Алехандро Касоны и «Мракобесы» по произведению Алексея Толстого.

По воспоминаниям коллег Раневской, работать с ней было непросто, она не стеснялась выражать свое мнение, если что-то в постановке ей не нравилось. Так, однажды в перепалке с ней режиссер театра имени Моссовета выкрикнул ей «Вон из театра!». На это Раневская ответила ему: «Вон из искусства!». Режиссер Анатолий Эфрос так вспоминал свой опыт работы с актрисой:

«Я приходил на репетицию, как, вероятно, не очень опытный дрессировщик приходит к львице... Она меня почему-то терпела, но каждый раз это терпение снова проходило серьезное испытание. Она была то предельно доверчива, то вовсе не доверчива — злые шутки в мой адрес, казалось, были на кончике ее языка, но пока что она басила нечто сверхделикатное. Так вот, на этой тоненькой проволочке мы и балансировали», — писал он в книге «Профессия: режиссер».

В постановке Эфроса «Дальше-тишина...» Раневская сыграла свою последнюю роль в театре 24 октября 1982 года.

Кинематограф

Кинодебют Раневской состоялся в 1934 году. Начинающий режиссер Михаил Ромм, заметив ее на театральной сцене, позвал на роль госпожи Луазо в картине «Пышка» по повести Ги де Мопассана.

Во время Великой Отечественной войны, с осени 1941 по весну 1943 года, Фаина Раневская была в эвакуации в Ташкенте, где принимала участие в съемках фильмов на местной киностудии.

В 1943 году вышел еще один фильм Ромма с Раневской — «Мечта». Актриса сыграла в нем хозяйку меблированных комнат Розу Скороход. Как писал в своей книге о Раневской Матвей Гейзер, ленту благодаря советскому послу видели и в США. Посмотрев «Мечту», президент США Франклин Рузвельт охарактеризовал Раневскую как «блестящую трагическую актрису».

В 1947 году Раневская появилась на киноэкранах в роли экономки Маргариты Львовны в комедии «Весна». Сразу две главные роли в картине достались Любови Орловой: она сыграла похожих друг на друга ученую Ирину Никитину и актрису Веру Шатрову. Сходство научной сотрудницы и артистки по сюжету порождает череду путаниц и забавных ситуаций. В одной из сцен, увидев обеих героинь вместе, экономка Маргарита Львовна решает, что у нее галлюцинации. В этом же фильме Раневская произносит знаменитую фразу «Красота — это страшная сила», когда примеряет шляпку главной героини.

Фаина Раневская (справа) в фильме «Весна», 1947 год
Фаина Раневская (справа) в фильме «Весна», 1947 год

В том же году актриса воплотила образ мачехи в «Золушке». Сценаристом ленты стал Евгений Шварц. В съемках также приняли участие Янина Жеймо (Золушка), Алексей Консовский (Принц) и Эраст Гарин (Король). В 2009 году исходную черно-белую версию фильма отреставрировали и колоризировали по заказу «Первого канала». Как писала «Российская газета», обновление ленты стоило около $1 млн.

Фаина Раневская в фильме «Золушка», 1947 год
Фаина Раневская в фильме «Золушка», 1947 год

В 1964 году Раневская сыграла в сатирической картине «Легкая жизнь» Вениамина Дормана. Ее партнером по съемочной площадке стал Юрий Яковлев. Раневская сыграла спекулянтку Маргариту Ивановну, которую называли «Королева Марго». Фильм занял 17-е место в списке самых кассовых лент того года.

«Муля, не нервируй меня!»

Широкую известность получили высказывания и афоризмы героинь Раневской, в особенности, «Муля, не нервируй меня!» (героиня фильма «Подкидыш» Ляля). Многие считали, что фразу для фильма придумала сама Раневская, но на самом деле она была «изобретением» Рины Зеленой, которая вместе с Агнией Барто написала сценарий к фильму.

Когда Леонид Брежнев вручал Раневской в 1976 году орден Ленина, то произнес знаменитое «Муля, не нервируй меня!». Раневская ответила следующее: «Леонид Ильич, так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы». Генсек смутился: «Простите, но я вас очень люблю».

Фаина Раневская в фильме «Подкидыш», 1940 год
Фаина Раневская в фильме «Подкидыш», 1940 год

Последняя роль Раневской в кино — картина «Сегодня — новый аттракцион», вышедшая в 1966 году. Актриса воплотила образ директора цирка.

Раневская участвовала в озвучивании мультипликационных картин «Сказка о царе Салтане» по произведению Александра Пушкина (1943, режиссеры Валентина и Зинаида Брумберг) и «Карлсон вернулся» по сказке Астрид Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (1970, Борис Степанцев).

В «Карлсоне» Раневская озвучила фрекен Бок. В мультфильме есть отсылка к ранней роли Раневской в фильме «Весна»: в конце фрекен Бок, говоря о Карлсоне, называет его «милый, милый...». Те же слова произносит экономка Маргарита Львовна в «Весне», глядя на фотографию своего возлюбленного. По рассказам коллег актрисы, Раневская отказалась повторять реплику в мультфильме и ее произносила редактор картины.

В послужном списке Фаины Раневской около 30 кинокартин, ни в одной из них она не играла главную роль.

Крылатые выражения

Фаина Раневская — автор множества известных фраз, которые стали крылатыми выражениями. Дмитрий Щеглов использовал заметки и дневники актрисы для создания книги ее афоризмов. В частности, актрисе принадлежат следующие изречения:
 

  • «Как бы разъяснить… Мата я не стесняюсь, свободно им пользуясь при всех. Лучше ругаться матом и быть хорошим человеком, чем тихой, воспитанной тварью».

  • «Оптимизм — это недостаток информации».

  • «У меня не плохой характер, он просто есть».

  • «Одиночество — это когда дома есть телефон, а звонит только будильник».

  • «Сказка — это когда женился на лягушке, а она оказалась царевной. А быль — это когда наоборот».

  • «Настоящий мужчина — это мужчина, который помнит день рождения женщины и не знает, сколько ей лет. Мужчина, который не помнит дня рождения женщины, но знает, сколько ей лет, — это ее муж».

  • «Отпускайте идиотов и клоунов из своей жизни. Цирк должен гастролировать».

  • «Сняться в плохом фильме — все равно что плюнуть в вечность».

  • «Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи».

Личная жизнь

Фаина Раневская на приеме, устроенном Всероссийским театральным обществом в московском Доме актера в честь артистов английской драматической труппы во время ее гастролей в Москве, 1955 год
Фаина Раневская на приеме, устроенном Всероссийским театральным обществом в московском Доме актера в честь артистов английской драматической труппы во время ее гастролей в Москве, 1955 год

Раневская ни разу не была замужем. «Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: все или семья», — говорила актриса.

Ее связывала многолетняя дружба с актрисой Павлой Вульф, которая была ее первым театральным педагогом. Много лет Раневская прожила в одной квартире вместе с Вульф и ее семьей — дочерью Ириной и внуком Алексеем. Позже семья Вульф переехала в отдаленный район Москвы, а Раневская какое-то время жила в коммуналке.

В начале 1950-х Раневская получила двухкомнатную квартиру в высотке на Котельнической набережной. В 1960-х там с ней жила ее вернувшаяся из эмиграции сестра Изабелла. Ближе к 1970-м Раневская переехала в Большой Палашевский переулок. В квартире было развешано много фотографий ее известных друзей, таких как Марина Цветаева, Борис Пастернак, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Дмитрий Шостакович, с их подписями Фаине Раневской. Актриса называла эти портреты своим «самым большим богатством».

В поздние годы жизни Раневская приютила бездомного пса, которого назвала Мальчиком. По воспоминаниям ее знакомых, любимцу она уделяла все свое время, баловала и переживала, чтобы пес не оставался один. Актриса Марина Неелова, рассказывала в интервью ВГТРК, что Раневская в шутку говорила ей: «Моя собака живет как Сара Бернар, а я живу как сенбернар».

Обстоятельства смерти, память

Могила актрисы Фаины Раневской 
Могила актрисы Фаины Раневской 

Фаина Раневская умерла 19 июля 1984 года в Москве на 88-м году жизни. Причиной смерти стал инфаркт и пневмония.

Похоронена на Новом Донском кладбище Москвы (4-й участок). Перед кончиной актриса завещала написать на монументе: «Умерла от отвращения», но делать этого не стали. Актриса похоронена рядом с ее сестрой Изабеллой.

В 1992 году редакционный совет английской энциклопедии Who is who («Кто есть кто») включил Раневскую в топ-10 самых выдающихся актрис ХХ века.

На доме, где родилась Фаина Раневская (город Таганрог, улица Фрунзе, дом 10), летом 1986 года появилась мемориальная доска в честь актрисы.

В мае 2008 года в Таганроге установили памятник актрисе (скульптор Давид Бегалов). Бронзовая скульптура изображает Раневскую в роли Ляли из фильма «Подкидыш».

Памятник актрисе Фаине Раневской в Таганроге
Памятник актрисе Фаине Раневской в Таганроге

В мае 2008 года в Таганроге впервые прошел первый международный театральный фестиваль имени Фаины Раневской «Великая провинция».

В 2019 году в петербургском сквере была установлена скульптура, изображающая Раневскую, отдыхающую на скамейке. На постаменте приведена цитата актрисы: «Все сбудется, стоит только расхотеть…»

Памятник актрисе Фаине Раневской в Санкт-Петербурге
Памятник актрисе Фаине Раневской в Санкт-Петербурге

В 2024 году вышла драма-байопик «Раневская» на онлайн-кинотеатре Kion. Роль актрисы в сериале исполнила Мариэтта Цигаль-Полищук, дочь актрисы Любови Полищук и художника Сергея Цигаля. Действие разворачивается в 1915 году в Таганроге. В центре событий — девушка из еврейской семьи по имени Фанни Фельдман, которая, несмотря на заикание и необычную внешность, мечтает играть в театре. Работу над этой ролью Мариэтта Цигаль-Полищук назвала сложной. В первую очередь из-за ответственности, поскольку ей предстояло воплотить на экране образ легендарной актрисы.

В 2028 году в Таганроге планируют открыть для посещения музей имени Фаины Раневской.

Роли в театре

«Летний театр», Малаховка

  • 1915 — «Тот, кто получает пощечину» Л. Андреева, постановка И. Певцова — роль без слов

«1-й Советский театр» в Крыму (1918–1924)

  • «Вишневый сад» А. Чехова — Шарлотта Ивановна, гувернантка
  • «Три сестры» А. Чехова — Ольга, Наташа
  • «Чайка» А. Чехова — Маша
  • «Дядя Ваня» А. Чехова — Войницкая
  • «Иванов» А. Чехова — Зюзюшка
  • «Последняя жертва» А. Островского — Глафира Фирсовна
  • «Волки и овцы» А. Островского — Анфуса Тихоновна
  • «Без вины виноватые» А. Островского — Галчиха
  • «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского — Манефа
  • «Гроза» А. Островского — Сумасшедшая барыня
  • «Живой труп» Л. Толстого — Маша
  • «На дне» М. Горького — Настя
  • «Ревизор» Н. Гоголя — Пошлепкина, унтер-офицерская вдова
  • «Женитьба» Н. Гоголя — Сваха
  • «Роман» Э. Шелтон — Кавалини

Смоленск, Архангельск, Сталинград, Баку (1925–1931)

  • «Коварство и любовь» Ф. Шиллера — Леди Мильфорд
  • «Бесприданница» А. Островского — тетка Карандышева
  • «Дворянское гнездо» (И. Тургенева) — Лаврецкая
  • «Свадьба» А. Чехова — Змеюкина
  • «Юбилей» А. Чехова — Мерчуткина
  • «Гамлет» У. Шекспира — Королева
  • «Ярость» Е. Яновского — Председатель колхоза
  • «Чудак» А. Афиногенова — Трощина
  • «Любовь Яровая» К. Тренева — Дунька
  • «Чудеса в решете» А. Толстого — Марго
  • «Мандат» Н. Эрдмана — Гулячкина

Камерный театр Таирова

  • 1931 — «Патетическая соната» Н. Кулиша; постановка А. Таирова — Зинка, проститутка
  • «Жирофле-Жирофля» Ш. Лекока— Аврора

Центральный театр Красной Армии (1935–1939)

  • 1935 — «Чужой ребенок» В. Шкваркина — мать
  • 1935 — «Гибель эскадры» А. Корнейчука — Оксана
  • 1935 — «Последняя жертва» А. Островского — Глафира Фирсовна
  • 1936 — «Васса Железнова» М. Горького; реж. Е. Телешева — Васса
  • 1936 — «Слава» В. Гусева — мать

Московский театр драмы (1943–1949)

  • 1944 — «Беззащитное существо» по А. Чехову — Щукина
  • 1945 — «Лисички» Л. Хелман — Берди
  • 1946 — «Капитан Костров» А. Файко — свояченица
  • 1947 — «Молодая гвардия» по A. Фадееву; реж. Н. Охлопков — бабушка Олега Кошевого
  • 1949 — «Закон чести» А. Штейна; реж. Н. Охлопков — жена Лосева

Театр имени Моссовета (1949–1955, 1963–1984)

  • 1949 — «Модная лавка» И. Крылова — Сумбурова
  • 1950 — «Рассвет над Москвой» A. Сурова — Агриппина Солнцева
  • 1951 — «Шторм» В. Билль-Белоцерковского — Манька-спекулянтка
  • 1953 — «Рассказы о Турции» Н. Хикмета — старуха Фатьма Нурхан
  • 1954 — «Сомов и другие» М. Горького — Анна Сомова
  • 1964 — «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского — Марья Александровна
  • 1966 — «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика; постановка Л. Варпаховского — миссис Этель Сэвидж
  • 1969 — «Дальше — тишина» В. Дельмар; постановка А. Эфроса — Люси Купер
  • 1973 — «Последняя жертва» А.Н. Островского — Глафира Фирсовна
  • 1980 — «Правда — хорошо, а счастье лучше» А.Н. Островского; постановка С. Юрского — Филицата

Московский драматический театр имени А.С. Пушкина (1955–1963)

  • 1956 — «Игрок» Ф. Достоевского — Антонида Васильевна
  • 1958 — «Деревья умирают стоя» А. Касоны — бабушка
  • 1960 — «Мракобесы» А. Толстого — Прасковья Алексеевна

Избранная фильмография

  • 1934 — «Пышка» — госпожа Луазо
  • 1939 — «Ошибка инженера Кочина» — Ида Гуревич, жена портного
  • 1939 — «Подкидыш» — Ляля
  • 1943 — «Мечта» — Роза Скороход
  • 1944 — «Свадьба» — Настасья Тимофеевна Жигалова, мать невесты
  • 1945 — «Слон и веревочка» — бабушка
  • 1945 — «Небесный тихоход» — профессор медицины
  • 1947 — «Весна» — Маргарита Львовна, экономка
  • 1947 — «Золушка» — мачеха Золушки
  • 1949 — «Встреча на Эльбе» — миссис Мак-Дермот
  • 1949 — «У них есть Родина» — фрау Вурст
  • 1960 — «Осторожно, бабушка!» — Елена Тимофеевна, бабушка Лены
  • 1964 — «Легкая жизнь» — спекулянтка Маргарита Ивановна, она же «королева Марго»
  • 1966 — «Сегодня новый аттракцион» — Ада Константиновна Брандт, директор цирка
  • 1978 — «Дальше — тишина…» (фильм-спектакль) — Люси Купер

Награды и звания

  • Заслуженная артистка РСФСР (1937)
  • Народная артистка РСФСР (1947)
  • Народная артистка СССР (1961)
  • Сталинская премия второй степени (1949) — за исполнение роли жены Лосева в спектакле «Закон чести» А. Штейна
  • Сталинская премия второй степени (1951) — за исполнение роли Агриппины Солнцевой в спектакле «Рассвет над Москвой» А. Сурова
  • Сталинская премия третьей степени (1951) — за исполнение роли фрау Вурст в фильме «У них есть Родина»
  • Орден Ленина (1976)
  • Два Ордена Трудового Красного Знамени (1950, 1967)
  • Орден «Знак Почета» (1947)
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1946)
  • Медаль «В память 800-летия Москвы» (1948)
  • Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
  • Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
  • Медаль «Ветеран труда»

Раневская Фаина Георгиевна - последние новости

Последние
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 10 декабря
EUR ЦБ: 89,43 (-0,28)
Инвестиции, 11:38
Курс доллара на 10 декабря
USD ЦБ: 76,81 (-0,47)
Инвестиции, 11:38
Вексельберг назвал три перспективных направления для инвестиций Бизнес, 11:43
Перспективные направления развития ИТ-сектора на ближайшие 5 лет РБК х Ростелеком, 11:42
Глава «Сбера» дал прогноз по росту экономики на следующий год Экономика, 11:41
Politico узнало о нарушении «золотого правила» ради активов России в ЕС Политика, 11:38
Петр Ян рассказал о запрете UFC выходить на бои с флагом России Спорт, 11:37
Интернет вещей и умные устройства ждет технологический прорыв в 2026 годуПодписка на РБК, 11:37
Руководство декларирует одно, а делает другое. Что такое «тень команды» Образование, 11:36
Праздники без последствий
Узнайте, как пить красиво
Пройти интенсив
Как получить максимальный доход от инвестиций в квартиру РБК и ПИК, 11:30
Сборная Египта выступила против акции в поддержку ЛГБТ на ЧМ-26 Спорт, 11:29
Биткоин обновил максимум с середины ноября. Что с другими криптовалютами Крипто, 11:29
Как обрести спокойствие в шумном мегаполисе Стиль, 11:28
Какие новогодние елки выбирали для Кремля последние 10 лет. Инфографика Общество, 11:28
Лавров заявил, что Россия не собирается воевать с Европой Политика, 11:24
Упавший в водохранилище под Иваново «Антей» нашли на глубине пяти метров Общество, 11:20