Перейти к основному контенту
Свое дело⁠,
0

Попросить добавки: как двое студентов создали свою марку спортивных БАДов

Борис Цацулин создал видеоблог о спортивном питании, а когда число подписчиков превысило 170 тыс. человек, запустил с приятелем производство БАДов. За год оно принесло партнерам 7 млн руб. дохода
Максим Иванников и Борис Цацулин (слева направо)
Максим Иванников и Борис Цацулин (слева направо) (Фото: Митя Ганопольский для РБК)

​«Производители БАДов очень любят заявлять, что их добавки лечат от всех болезней, поднимают людей на ноги и даже позволяют немного левитировать. Мы пошли другим, научным, путем», — говорит 23-летний Борис Цацулин, вместе с Максимом Иванниковым придумавший бренд CMTech.

Обычно производители БАДов и продуктов питания сначала создают новую марку, а затем пытаются ее продвигать. Партнеры все сделали ровно наоборот: сначала раскритиковали в своем видеоблоге продукцию конкурентов, а затем вывели на рынок новый товар — аудитория к нему уже была готова.

Научный подход

Цацулин с детства мечтал связать жизнь с наукой и после школы поступил на биофак СПбГУ. Однако в университете проучился всего год. «Я понял, что гонять крыс по лабиринту — это не то, чему я хочу посвятить жизнь. Хотелось быть ближе к людям», — вспоминает Цацулин. Он поступил в педиатрический институт, но с врачебным делом тоже не задалось: после первых экзаменов и работы на скорой он решил уйти и оттуда. Третья попытка привела его на экономический факультет СПГЭУ, где Борис познакомился с будущим партнером, 22-летним Максимом Иванниковым.

Зарабатывать на блогерстве друзья не планировали. Цацулин увлекался силовыми тренировками и читал много специальной литературы — из-за проблем с позвоночником многие упражнения приходилось адаптировать. Свой канал на YouTube он завел как дневник, в котором рассказывал о ходе тренировок и своих спортивных результатах. Иванников помогал с продвижением.

Когда они стали затрагивать тему спортивного питания и биодобавок, количество подписчиков резко поползло вверх. Друзья поняли, что этот интерес можно монетизировать. «Специальное питание — обязательное условие прогресса в любом спорте как для профессионалов, так и для новичков. Поэтому тема была благодатной», — уверяет Цацулин. По его словам, в 2013 году подобного канала на русском языке в YouTube еще не было: обычно БАДы рекламировали профессиональные бодибилдеры, а независимого анализа добавок никто не проводил.

Настоящая известность пришла к друзьям после ролика о протеинах — самом популярном среди спортсменов виде добавок. Цацулин и Иванников выбрали семь отечественных марок протеина и отнесли образцы в независимую лабораторию. Деньги на исследование — около 60 тыс. руб. — собрали среди подписчиков YouTube-канала. Результаты анализа показали, что в протеине одной из самых популярных на рынке марок Pureprotein вместо заявленного животного белка содержится растительный — глютен, что заметно снижает эффективность добавки.

«Мы не согласны с результатами «расследования» видеоблогера Бориса Цацулина. В видеосюжете непонятно, что именно блогер сдает на исследование, нет понимания, что за протеин в безымянных баночках. Борис не предоставил ни одного протокола с лабораторными испытаниями, где бы говорилось о том, что это протокол с исследованиями именно нашей продукции», — говорит учредитель ГК Pure Екатерина Веселова.

Тем не менее расследование наделало много шума, а количество подписчиков канала «CMTech — Научный подход» за несколько дней выросло на 20 тыс. человек, достигнув 170 тыс. Друзья задумались над запуском собственного производства спортивных биодобавок.

Рынок парафармацевтики

Продажи БАДов растут из года в год: по данным аналитической компании DSM Group, за 2016 год объем одного только аптечного рынка биологически активных добавок увеличился на 30,3% по сравнению с 2015 годом и составил 27,9 млн упаковок. Одной из самых быстрорастущих отраслей на рынке парафармацевтики оказалась сфера спортивного питания — объем этой ниши в денежном выражении составил 3,2 млрд руб., подсчитали в «РБК.Исследования». Большая часть спортивных БАДов, которые можно встретить на полках специализированных магазинов, — серая, то есть продается без необходимой сертификации, утверждают эксперты.

Недостатки регулирования дают свободу недобросовестным производителям, приписывающим добавкам фантастические свойства, которыми те на самом деле не обладают. Например, в интернете очень распространена реклама БАДов, которые якобы чистят организм от шлаков и токсинов. «Вообще-то никаких шлаков в нашем организме нет, но после курса этих добавок из человека действительно выходят «камни», «черви» и прочая нечисть, — рассказывает Борис Цацулин. — Объяснить это чудо очень просто: из-за химической реакции, в которую вступают активные вещества этого БАДа и кислотная среда желудка, в нем появляются новые образования. По сути, человек варит внутри себя мыло, фрагменты которого выводятся потом естественным путем».

Систематически спортивное питание потребляют в России около 250 тыс. человек, изредка — еще около 750 тыс., говорится в исследовании РБК. Если темпы роста рынка сохранятся на уровне 20–30% в год, к 2020 году объем рынка может достичь 4,5 млрд руб.

Рыбий жир для качков

Вследствие огромного предложения протеинов в специализированных магазинах и аптеках возможность высокой маржи на эти продукты близка к нулю. Поэтому партнеры решили начать с другой спортивной добавки — омеги-3, одной из полиненасыщенных жирных кислот. По сути, омега-3 — это рыбий жир в капсулах, который помогает спортсменам быстрее добиваться поставленных целей, улучшает общее физическое состояние и борется с симптомами депрессии, свойственными многим на диете.

Запуск собственного завода обошелся бы в десятки миллионов рублей — фантастическую сумму для двух студентов. Намного проще и дешевле работать по модели контрактного производства, оплачивая уже действующему заводу изготовление и фасовку добавок под нужным брендом. В России омегу-3 делают всего на двух производствах — в Мурманске и Москве. Московский «РеалКапс» оказался более открытым для сотрудничества, и весной 2016 года Цацулин и Иванников заказали заводу производство первых 350 банок омеги-3 под собственной торговой маркой CMTech.

На старт ушло около 110 тыс руб., заработанных на рекламе в блоге. «Многие думают, что запуск производства собственной линейки товаров стоит бешеных денег. Но при правильной организации дела можно обойтись малой кровью», — уверяет Максим Иванников. Особенных сложностей при запуске не было — предприниматели доставляли на завод готовые банки и этикетки, а сырье — рыбий жир из Исландии в бочках по 180 л — закупало само производство. Заказчики оплачивали стоимость только необходимого для одной партии объема сырья. После должной обработки рыбий жир фасовался в капсулы, которые засыпались в брендированные банки CMTech. За сборку такого конструктора предприниматели платят заводу фиксированную сумму — 60–80 руб. за банку.

Сам запуск производства занял не больше двух недель, а вот с бумагами пришлось попотеть. «Процедура несложная, но вот в госорганах съели много наших нервов и времени», — вспоминает Иванников. Чтобы вывести на рынок БАД, не нужно проходить процедуру клинических исследований, как в случае с лекарственными препаратами, но необходимо получить свидетельство о государственной регистрации или декларацию о соответствии в Роспотребнадзоре. Документ гарантирует, что в добавке нет вредных примесей, но никак не доказывает его эффективность. «Можно сделать добавку на основе мятного чая и утверждать, что она лечит от рака. Экспертиза покажет, что в основе БАДа действительно 100-процентный мятный чай, и выпустит этот продукт на рынок, — поясняет Цацулин. — А покупатель в итоге решит, что все БАДы — сплошное надувательство».

Максим Иванников и Борис Цацулин (слева направо)
Максим Иванников и Борис Цацулин (слева направо)

«Борис продался»

Чтобы показать, что не все БАДы одинаково бесполезны, партнеры публиковали на сайте результаты исследований американского Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов, Министерства сельского хозяйства США и других авторитетных организаций, которые подтверждали эффективность омеги-3. Каждую новую партию своего товара они относили в независимую лабораторию, которая проверяла, достаточно ли действующего вещества в составе и соответствует ли он заявленному на упаковке. Все это Борис публиковал в блоге на YouTube.

Далеко не все подписчики оценили эти старания. «Было очень много негатива. Постоянно появлялись комментарии в духе «Борис продался», нас обвиняли в ангажированности, — рассказывает Цацулин. — Это распространенная проблема в сфере популяризации науки: люди считают, что если ты что-то продаешь, ты барыга, а не ученый».

Основных каналов для сбыта БАДов три: добавки продаются в аптеках, магазинах спортивного питания или с помощью сетевого маркетинга. Последний вариант отмели сразу же. «Сетевики чаще всего представляют БАДы как панацею, чем формируют негативное отношение ко всей отрасли, — говорит Никита Скрипник, персональный тренер сети фитнес-клубов Fitness Family. — Агрессивные и неумелые продажи ряда российских сетевых компаний подорвали доверие покупателей к добавкам отечественного производства». Договариваться с аптеками было долго и сложно, да и средний чек там оказался небольшим. В итоге первую партию решили продавать через паблик «ВКонтакте» и партнерские магазины.

Желающих разместить на своих полках продукт CMTech долго искать не пришлось: на рынке Цацулина помнили еще по скандальному ролику о протеине. Первый договор партнеры заключили с сетью магазинов Do4a Market. Из-за небольшого объема производства и дорогого сырья цена на омегу-3 от CMTech была на 30% выше среднерыночной. «Нам все говорили, что ничего не получится, мол, мы не умеем продавать, слишком дорого, — вспоминает Борис. — Но когда за ночь в Do4a Market раскупили весь товар, мы поняли, что дело пошло».

Экономика добавки

Несмотря на шквал негатива в Сети, большую часть покупателей составили именно подписчики канала CMTech — люди целенаправленно приходили за «Омегой от Бориса». «Не скажу, что СМТech — лидер на рынке БАДов в спортивном сегменте, но ребята правильно используют свой медиаресурс и работают над расширением линейки, которое позволит им упрочить положение на рынке», — считает генеральный директор сети магазинов спортивного питания «Витахит» Андрей Борисов. По его словам, в «Витахит» ежемесячно продается 300–400 банок каждого продукта СМТech.

Первая партия разошлась за месяц, и предприниматели задумались над расширением ассортимента. На тех же контрактных условиях запустили производство креатина (способствует росту энергоемкости мышечной ткани) и коллагена (увеличивает выносливость суставов) на петербургском заводе Profit. На этот раз вложения составили 300 тыс. руб.

За неполный год работы Цацулин и Иванников продали 25 тыс. упаковок омеги-3 (по 90 капсул в каждой), 650 кг креатина и 400 кг коллагена, выручив около 7 млн руб. Чистая прибыль, по расчетам РБК, составила порядка 2,4 млн руб., большая часть из которых была реинвестирована в производство.

Бизнес очень сезонный, признают основатели. «Люди чаще всего качаются к пляжному сезону. А когда наступает лето, они либо достигают желаемых результатов, либо понимают, что все равно уже не успеют ничего исправить, и со спокойной душой уезжают отдыхать», — поясняет Максим. Пик продаж приходится на раннюю весну — так называемый сезон подснежников, когда новички бодибилдинга за два-три месяца надеются привести себя в порядок и лихорадочно скупают спортивные добавки.

Сейчас продукты CMTech продаются в более чем 30 магазинах в России, Белоруссии и СНГ. Этот канал обеспечивает компании 70% продаж, 30% заказов приходят с собственного сайта компании. Средний чек одной покупки составляет 1,3–2,5 тыс. руб. Наценка на один продукт достигает 150–200%, больше половины из которых уходит в виде комиссии дистрибьюторам и магазинам.

Недостатка в покупателях у CMTech нет, уверяют основатели. Наоборот, товар расходится быстрее, чем подоспевает новая партия. «Не хватает оборотных средств», — поясняют предприниматели и в ближайший год надеются увеличить объемы производства до 5 тыс. единиц в месяц, чтобы иметь трехмесячный запас.

Самой острой проблемой компании остаются отношения с партнерами. «Часто магазины спортивного питания открывают бывшие бодибилдеры. Они очень любят учить, как жить и продавать, да и вообще выстроить с ними диалог бывает проблематично», — рассказывает Иванников. Не обходится и без разногласий с производственниками: не так давно, например, московский завод прекратил выпуск жевательных капсул омеги-3 с фруктовым вкусом. «Такие «мишки Гамми» пользовались большой популярностью, но производство вдруг решило сохранить технологию при себе, — недоволен Борис. — Хотя мы могли бы полностью загрузить их мощности этими мягкими капсулами».

Фото: Митя Ганопольский для РБК

В ближайших планах предпринимателей — расширять линейку товаров, запуская производство новых спортивных добавок. «Будущее рынка спортивного питания и БАДов — за едиными площадками, онлайн-гипермаркетами, в которых представлены товары разных производителей и ценовых категорий», — считает Максим Иванников. Сегодня бесспорным лидером среди таких многопрофильных онлайн-магазинов остается американский iHerb. «Интересно, что больше 18% трафика на этом сайте — из России. Спрос есть, а удовлетворить его пока некому», — рассуждают основатели и в течение ближайших нескольких лет надеются занять эту нишу.

Взгляд со стороны

«Продукт не уникален и существует только благодаря информационной составляющей»

Дмитрий Шиманов, генеральный директор исследовательской компании MAR CONSULT

«Ассортимент CMTech более чем стандартный и произведен там же, где и продукция десятков конкурентов. Выбранный способ производства — собственная торговая марка — тоже говорит о том, что основатели не разрабатывают свою рецептуру и не гонятся за уникальностью продукта. К тому же компания работает только в сфере спортивного питания — наиболее узком сегменте рынка пищевых добавок.

Проект привлекает к себе внимание только за счет блога с консультациями по потреблению, популярному среди целевой аудитории. Именно на эту информационную составляющую основателям и стоит сделать упор».

«У продукта есть доказательная база»

Андрей Макаров, владелец сети магазинов спортивного питания my-sport.by (Минск)

«У Бориса Цацулина есть четкая миссия — производить только те добавки, которые имеют доказательную базу. Объем информации о спортивных добавках в последнее время очень сильно вырос, и в этом потоке сложно выделить рациональное зерно.

Консультационная деятельность очень хорошо влияет на бизнес Бориса: более 90% клиентов, которые берут продукцию CMTech, очень лояльны к этому бренду. Гарантом качества в их случае выступает сам основатель, а для покупателя такое личное участие очень ценно. У компании CMTech небольшой ассортимент и не самые низкие цены, но есть весомое преимущество — навыки и ресурсы для хорошей аналитики».

«Проекту стоит обратить внимание на партнерские программы»

Никита Скрипник, персональный тренер сети фитнес-клубов Fitness Family

«Ассортимент CMTech представлен всего тремя БАДами — это немного. За три продукта, которые представлены в розничном интернет-магазине CMTech, мы должны отдать 1890 руб., плюс 250 руб. за доставку в пункт выдачи. Их основные конкуренты — офлайн-магазины спортивного питания — имеют намного более широкий ассортимент, удобное расположение и не требуют оплаты доставки при самовывозе.

Чтобы нарастить объемы продаж, компании стоит активнее использовать оптовые поставки в крупные интернет-магазины, привлекать спортивных тренеров к партнерской программе и поставлять БАДы производителям готового питания».

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 23:11
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 23:11
Трамп исполнил свой танец на жеребьевке ЧМ по футболу Спорт, 23:10
Россия и Иран: история сотрудничества РБК и РЭЦ, 23:00
Politico узнало, что Венгрия оставила ЕС без «плана Б» по активам России Политика, 22:54
Зеленский исключил Ермака из СНБО и своей ставки Политика, 22:52
Аэропорт Тамбова временно приостановил полеты Политика, 22:48
Что умеет видеоаналитика на производстве и в ретейле РБК х МТС Бизнес, 22:46
Bentley подтвердила отзыв кроссоверов Bentayga из-за перегрева батареи Общество, 22:41
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Умер архитектор Фрэнк Гери Общество, 22:30
Почему Египет импортирует продукты питания РБК и РЭЦ, 22:23
Какие сборные вышли на чемпионат мира по футболу 2026 года Спорт, 22:19
Лариса Долина пообещала вернуть деньги купившей ее квартиру Полине Лурье Общество, 22:14
Состоялась жеребьевка финальной части ЧМ-2026 Спорт, 22:07
Истина в стекле: как выбрать винные бокалы РБК и СберПервый, 22:05
Россия прекратила военные соглашения с Канадой, Францией и Португалией Политика, 22:03