Из арендаторов крупнейшей жертвой стала «Евросеть» — она из-за сноса потеряет минимум восемь объектов, «Связной» — четыре, «Новый книжный» и аптечная сеть «36,6» — по два объекта. Три салона «Евросеть» и так планировала переносить из-за низкого трафика, тогда как остальным пяти предстоит вынужденный переезд, сообщила представитель ретейлера Ульяна Смольская: «Мы знали, что после первой волны сноса будет вторая волна. В первую волну было снесено около 13 наших объектов, но по сути для нас это стало сменой локации — мы перевезли оборудование и товар. Естественно, подходящие места были найдены заранее».
Под снос попадает здание возле станции метро «Дмитровская», на улице Бутырская, 86г, в котором находится кофейня «Шоколадница» площадью около 150 кв. м. «Мы проработали в этом месте более трех лет, актуальные списки объектов под снос появились всего несколько месяцев назад. Мы продолжим диалог с арендодателем о компенсации нанесенного нам ущерба, — рассказал РБК управляющий директор сети кофеен «Шоколадница» Алексей Каира. — Это место было самым лучшим — возле метро, высокий трафик. Найти альтернативную площадку будет крайне сложно».
«Когда мы выбираем место для нового магазина, то закладываем этот фактор риска в бизнес-модель, — говорит владелец сети «Избенка» Андрей Кривенко, у него под снос попал магазин на улице Азовской. — Основные наши затраты — это оборудование, которое можно быстро забрать и перевезти на другой объект. Пока ничего нам не сломали».
Снос без графика
Владельцам и арендаторам объектов, попавших в список, власти должны прислать письменные уведомления о сносе в течение недели с момента опубликования соответствующего постановления, а префектуры — установить информационные щиты с сообщением о демонтаже, после чего у собственника есть два месяца на то, чтобы добровольно демонтировать объект и погасить запись о собственности в ЕГРП.
В этом случае собственники самовольных построек имеют возможность получить компенсацию, иначе объекты демонтирует местная префектура силами ГБУ «Автомобильные дороги».
Как утверждают источники РБК в мэрии, одномоментного сноса, как в феврале, скорее всего, не будет. «Для нас это планомерная работа, у нас нет никаких планов, графиков, в этом плане мы творчески свободны. Дата и время административного демонтажа определяется исходя из основных задач по недопущению неудобств жителям», — говорит начальник Госинспекции по недвижимости Москвы Сергей Шогуров. Сроки сноса будут варьироваться от объекта к объекту, уточнила пресс-секретарь инспекции Мария Филаретова: «В ближайшее время будет организована процедура уведомления владельцев объектов, соответственно, в уведомлении будут указаны сроки, установленные на добровольный демонтаж. Сроки будут устанавливаться в зависимости от площадных характеристик и этажности объекта».
Первая волна
В ночь на 9 февраля 2016 года московские власти снесли 97 объектов незаконного строительства, всего в списке мэрии было 104 адреса. Среди уничтоженных построек оказались как ларьки, так и целые торговые павильоны, например, торгцентр «Пирамида» рядом со станцией метро «Пушкинская», «Альбатрос» у станции метро «Щелковская», а также торговые ряды у станций метро «Чистые пруды», «Кропоткинская», «Арбатская» и «Улица 1905 года».
Решение о сносе было принято в декабре, но большинство владельцев недвижимости и арендаторов не спешили покинуть помещения или самостоятельно их сносить. Получилось, что некоторые объекты начинали демонтировать, когда там еще находились продавцы.
Юристы и собственники павильонов требовали предоставить документы, на основании которых должен производиться снос построек, но полицейские отказывались показывать бумаги. Как минимум одного из протестующих, вышедших к павильонам на «Чистых прудах», полиция задержала.
Поспешность действий мэрии руководитель департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы Олег Бочаров объяснил тем, что объекты «несут угрозу жизни и здоровью людей». Согласно опросу ВЦИОМа, массовый снос торговых павильонов в Москве поддержали 63% жителей города, 71% опрошенных посчитали постройки возведенными «скорее незаконно», против высказались только 26% респондентов. При этом москвичи продемонстрировали высокий уровень осведомленности о происходящем: о массовом сносе узнали 94% жителей столицы, причем 40% заявили, что хорошо знакомы с ситуацией и интересуются информацией по этому поводу.
Снос самостроя в Москве регулируют два постановления городского правительства — № 819 от 11 декабря 2013 года и № 829 от 8 декабря 2015-го. По данным госинспекции, за время действия постановления № 819 в Москве было снесено 1,85 тыс. объектов, которые по документам были обозначены как капитальные, из них в 2014-м — 690, в 2015-м — 844, в 2016-м — 316. Ко всем этим объектам у мэрии есть претензии, но сносятся они только по решению суда или самими владельцами. Как правило, это объекты, которые размещены без права собственности и без кадастровых документов. В редких случаях объект находится на кадастровом учете, но без прав собственности.
Список постановления № 829 — это объекты, по которым город либо проиграл суд, либо суды не рассматривали иск к владельцам, потому что прошел трехлетний период исковой давности. Именно в этом списке было 104 объекта, около сотни из которых снесли в февральскую «ночь длинных ковшей». Изменения в Гражданский кодекс, вступившие в силу в сентябре 2015-го, предоставили органам местного самоуправления право принимать решение о сносе самовольных построек во внесудебном порядке, если таковые расположены на территориях с особым режимом использования: например, если под объектом проложены коммуникации.
Объекты, которые не подпадают под требования ст.222 ГК РФ о самовольной постройке, имеют возможность избежать сноса, если такое решение вынесет Градостроительно-земельная комиссия (ГЗК) и если собственник заплатит в бюджет города штраф. «Если объект самостроя находится в постановлении № 819, он может быть потенциально рассмотрен на ГЗК — это возможность сохранения путем оплаты городу штрафных санкций», — подтверждает Шогуров. Если ГЗК вынесла положительное решение, после оплаты штрафов и предоставления всех заключений постройка может быть сохранена.
По его словам, таких решений было принято около 60 за весь период борьбы с самовольным строительством; доход городского бюджета от штрафов, которые доплатили собственники, чтобы узаконить свои объекты, исчисляется миллиардами рублей. Однако на положительное решение ГЗК не могут претендовать объекты, которые стоят на коммуникациях или улично-дорожной сети, а в нынешнем списке именно такие.
«Не стало гадюшника»
Предприниматель Норайр Сарибекян, собственник двух объектов из нового списка — на улице 1905 года и на Пресненском Валу, говорит, что добровольно ничего сносить не собирается и компенсацию от властей Москвы получать не планирует. «Как я могу добровольно снести здание, которое не является самостроем? У меня есть решение суда, что это не самострой. Это самодурство правительства Москвы, это ни под один закон не попадает», — говорит Сарибекян. По его словам, сразу после сноса объектов он намерен подать в суд на городские власти.
В 2013 году Арбитражный суд Москвы отказал в удовлетворении иска префектуры ЦАО к ООО «Союз-Сона», ООО «Болеро-Н» и ООО «Стаймс-Реэл» о признании здания на Пресненском Валу самовольной постройкой (все три фирмы являются собственниками разных частей здания) в связи с истечением трехлетнего срока давности. Последнее решение суда от 4 февраля 2015-го вынесено в пользу Сарибекяна. «Мы по этому объекту были две недели назад у господина Шогурова на комиссии. Он сказал, что претензий к нам нет и объекты будут сохранены. Документы идут в Москомархитектуру, чтобы она просмотрела, соответствует ли внешний облик, и все», — говорит Сарибекян. Тем не менее его недвижимость попала в новый список и будет снесена.
Попытки других собственников судиться с мэрией также провалились. В начале июня ООО «Созидание» подало иск к правительству столицы и префектуре Южного административного округа на 1,8 млрд руб. — компания пытается возместить свои убытки от сноса здания площадью 1,5 тыс. кв. м во время «ночи длинных ковшей». Арбитражный суд начнет его рассматривать 1 июля. Но правительство Москвы тем временем готовит встречный иск к владельцам «Созидания», сказал Шогуров. Иск включает ущерб за необоснованное обогащение от пользования земельным участком, недополученный платеж за использование этого участка, взыскание затрат за работы по сносу. В новом списке мэрии у «Созидания» оказалось шесть объектов на Кировоградской улице и Варшавском шоссе, рассказал РБК адвокат Рубен Маркарьян, представляющий интересы владельца зданий.
«После «ночи длинных ковшей» проверялась легитимность постановления. Но в решении от 24 декабря 2015 года Мосгорсуд пришел к выводу, что правительство Москвы обладало достаточной компетенцией для принятия этого нормативного акта. Владельцы зданий указывали на запись в ЕГРП и наличие свидетельства о собственности, но суды скептически отнеслись к таким заявлениям», — отмечает старший юрист адвокатского бюро А2 Мария Понаморева. Она рекомендует обжаловать действия властей по процессуальным моментам: несвоевременное информирование, несоблюдение мероприятий по определению площадок для хранения имущества, находившегося в самовольной постройке. «Но если отсутствовало разрешение или оно было оформлено с нарушениями, то практически бесполезно что-то отстаивать», — говорит Понаморева.
Собственники объектов, которые были признаны самостроем в июне, уже обратились с письмом в адрес президента Владимира Путина, рассказал глава Ассоциации владельцев недвижимости Владимир Капустин. Они просят дождаться решения Конституционного суда. Но в апреле 2016 года Верховный суд уже признал правомерным постановление № 829 и отказал ООО «Звездочка» в исключении объекта на проспекте Мира из перечня самостроя.
«Страдает в основном не малый бизнес, потерпевшая сторона — это правительство Москвы, у которой отобрали территории, — считает Шогуров. — Те же Чистые пруды показали: не стало этого гадюшника, и все забыли, теперь это городская территория, которой пользуются жители».