Советы стартаперам: какой бизнес начинать в кризис
Вадим Дымов
Сейчас можно начинать любой бизнес, основанный на замещении импорта из Европы. Это может быть что-то несложное. Надо просто проанализировать то, что массово покупалось. Для этого можно просто обратиться к таможенной статистике. Это могут быть и продукты питания. Как сделать такой бизнес? Да точно так же: руками и ногами, с холодной головой и горячим сердцем. Кризис толком ничего не изменил, люди – те же, чиновники – те же. Вероятно, покупательская способность изменилась, и то на время. Да и для стартапа это не важно.
Нужно заниматься сельским хозяйством. Например, как мне брат Егор [Дуда] предлагает: все уезжаем на Дальний Восток, берем «путинскую землю» (но не по 1 га, а по 100 га) и начинаем в зоне рискованного земледелия выращивать сою, а потом продаем ее в Китай. Соя – отличный бизнес. Молоко – тоже хорошо.
Что еще? Мелкая машиностроительная логистика или комплектующие для сборки. В маленьких городах сейчас можно создавать небольшие склады и развивать сервис для среднего и малого бизнеса. У нас эти ниши пустуют. Можно российскую мебель делать. Я вот хочу построить столярную мастерскую. Неожиданно? Ну, а что, приятно ведь сидеть и есть за мебелью, которую сам сделал. А еще можно стать чиновником, получить деньги и срок потом тоже, но это другая история.
Олег Тиньков
Ближайшее будущее за медицинскими стартапами, за всем, что связано с медициной: БАДы и лекарства, аптеки, клиники и госпитальный сектор. А если для этого нет соответствующих инвестиций, то можно заняться приложениями по онлайн-консультированию и рекомендациям на основе гаджетов – здесь целое раздолье. Мы стали жить дольше, тела стали стареть активнее, и за ними нужен уход. В этом смысле Россия отстала от мировых наработок на 15–20 лет, но это дает возможность для copypaste. В идеале было бы неплохо инвестировать в НИОКР и медицинские разработки, но это дорого и долго окупается – у нас так делать не привыкли.
Федор Овчинников
В сложные кризисные времена можно начинать абсолютно любой бизнес, ведь кризис – это только новая система координат, жизнь при этом не останавливается, меняются только правила игры. Здесь важно не «что», а «как».
«Мерседесы» будут покупать всегда, независимо от кризиса, нужно только найти конкурентоспособную бизнес-модель, чтобы победить в новых условиях. При этом у новых игроков однозначно есть шансы, ведь они могут начать с нуля, выстраивая бизнес в новых координатах.
После того как я потерпел первую серьезную неудачу в своей «предпринимательской карьере» [продажа книжных магазинов за бесценок], я начинаю любой бизнес так, как будто на дворе тяжелый кризис. Я сразу задаю себе вопрос: «Что будет с моим бизнесом, когда все будет плохо, даже если сейчас все очень хорошо?» Мне кажется, теперь в стране прекрасная возможность для старта здорового и сильного бизнеса.
Давид Якобашвили
В текущей ситуации стоит сосредоточиться на бизнесе, который сможет приносить удовольствие, умиротворение и успокоение. Я бы посоветовал стартаперам заняться делом, в которое не жалко вложиться, бизнесом, который может доставить позитивные эмоции. Ведь говорить сейчас о новом бизнесе, который мог бы стать доходным, – сложно: к сожалению, ставка рефинансирования сегодня оставляет желать лучшего. Так что, как нам всем посоветовал министр экономического развития Алексей Улюкаев, – «самое время заняться семьей и духовным развитием».
Сергей Белоусов
Дать конкретный ответ на такой вопрос тяжело, но можно оттолкнуться от простых фактов. Первый – в России сильно подешевела квалифицированная рабочая сила, люди стали лояльнее к своим работодателям, начали работать старательнее. В итоге любой экспортный бизнес получил серьезные конкурентные преимущества. В частности, это относится к экспортному IT-бизнесу, который разрабатывает технологии в России, а продает по всему миру. Я отлично вижу это на примере Acronis, Parallels и портфеля Runa Capital. Такие компании чувствуют себя очень хорошо, и лучший пример здесь – NGINX. Так что можно посоветовать стартовать с таким бизнесом.
Второй факт – в рецессию большим преимуществом является наличие cash, а его отсутствие – серьезным риском. Тем, кто хорошо следит за своим наличным состоянием, в кризис обычно выпадают возможности недорого покупать другие бизнесы. А для тех, кто не уделяет этому внимания, есть риск быть, наоборот, купленным. Обеими возможностями надо быть готовым воспользоваться.
Александр Кравцов
Сейчас можно начинать любой бизнес, если есть сильные люди, то они смогут его сделать. Важно сохранять бодрость духа, вкладывать душу в проект. Если не бояться, не зарывать голову в песок, то все обязательно получится.
Я всегда считал, что кризисов не существует. Сейчас масса схлопывающихся рынков. Но я знаю много предприятий, которые перегружены заказами. Например, в России есть единственная фирма, которая шьет рюкзаки, у них масса заказов. Крайне интересные темы – это продукты питания, внутренний туризм. Все рынки интересны, а особенно те, с которых ушли иностранцы. Если сейчас проехать по Садовому кольцу в Москве, то можно увидеть много предложений по аренде, год назад такого не было.
Но сейчас нужно быть аккуратнее с постоянными расходами. На рынке происходят существенные изменения, возвращается рынок работодателя: раньше работники были привередливыми, людей с высокой квалификацией было мало, а сейчас много свободных специалистов. Сегодня важен здоровый цинизм в управлении: не иметь ненужных расходов, не платить высоких зарплат, дорогой аренды и не инвестировать в то, во что вы стали бы инвестировать раньше.
Фото: ТАСС, PhotoXPress, Екатерина Кузьмина/РБК, facebook.com/ovchinnikov.fedor