Перейти к основному контенту
Свое дело ,  
0 

Рок вокруг дивана: как музыканты стали производить арт-мебель

Михаил Красный и Дмитрий Дударев мечтали стать рок-музыкантами, но нашли другой, более доходный способ заниматься творчеством: они выпускают мебель с принтами современных художников
Михаил Красный и Дмитрий Дударев (слева направо)
Михаил Красный и Дмитрий Дударев (слева направо) (Фото: Владислав Шатило / РБК)

«Мы музыканты, а не профессиональные дизайнеры», — говорит сооснователь компании Icon Designe Дмитрий Дударев. Когда стало понятно, что на доходы от рок-музыки не проживешь, он вместе с другом детства Михаилом Красным решил заняться производством необычной мебели. Партнеры совершили, кажется, все ошибки, какие только было можно, но в итоге создали успешный бизнес. Сейчас мебельная арт-мастерская Icon Designe приносит 5 млн руб. выручки и 1,5–2 млн руб. прибыли в месяц.

Альбом комом

Выпускник МИТХТ — 32-летний Михаил Красный и выпускник РАНХиГС — 33-летний Дмитрий Дударев играли рок с 19 лет и всерьез рассчитывали сделать музыку своей профессией. В 2008-м они организовали рок-группу The Funeral Honors: Дмитрий был вокалистом, а Михаил — гитаристом и композитором.

Дударев работал в администрации одного из московских торговых центров, а Красный мастерил в гараже мебель для друзей и знакомых. Все свои доходы они вкладывали в хобби: покупали инструменты, арендовали студию и оборудование для звукозаписи. Но успех все не приходил. Продюсеры и радиостанции не горели желанием работать с российским ансамблем, который исполняет композиции на английском в стилистике NickelBack. Но музыкантов это не останавливало — они продолжали заниматься любимым делом и периодически выступали на разогреве у именитых артистов вроде The Rasmus и Guano Apes. В лучшем случае такая работа позволяла отбивать затраты.

В 2014 году группа запустила краудфандинговую кампанию на платформе Slice the pie и собрала $10 тыс. от поклонников со всего света, от США до Турции. The Funeral Honors выпустили первый студийный альбом Policy оf Flirt, но на популярность и доходы это не повлияло. «Все деньги до последнего цента пошли на запись альбома, мы даже на маркетинг не додумались оставить», — сетует Дударев.

Когда в 2015 году он потерял работу в ТЦ, стало понятно, что с музыкой пора завязывать. «Мы становились 30-летними дядьками, было понятно, что дальше заниматься группой бессмысленно, но идти в офис и отсиживать там часы нам категорически не хотелось. Мы точно знали, что хотим творить», — говорит Дударев. Идея для бизнеса родилась в очереди на почте. В качестве вознаграждений спонсорам краудфандинговой кампании музыканты отправляли футболки и копии диска с логотипом группы. Как-то Дмитрий пошутил, что было бы здорово отправить сейчас не привычную футболку, а мебель с логотипом их группы. Михаил предложил создать мебельный бизнес с упором на социальные сети.

Мягкое снижение

Российский рынок мебели переживает непростые времена. По данным «РБК Исследования рынков», последний всплеск спроса на мебель в России наблюдался в конце 2014 — начале 2015 года, когда покупатели, испугавшись скачка валют, скупали товары длительного пользования. С тех пор спрос падает: в 2015 году объем продаж мебели в России сократился на 9,9% по сравнению с 2014-м, составив 419,8 млрд руб. В 2016 году объем розничных продаж продолжил снижение, упав на 5,3% (до 397,6 млрд руб.). Единственная точка роста — это продажи мебели в интернете. По итогам первого полугодия 2016-го объем интернет-продаж увеличился на 46,9%, до 974 млн руб.

Фото: Владислав Шатило / РБК

Арт-мебельщики

Изначально друзья решили выпускать мебель (диваны, стулья, кресла) с логотипами известных рок-групп и продавать через сообщества Depeche Mode, Metallica и других групп в соцсетях. Красный разрабатывал каркасы и дизайн будущих моделей, а Дударев занимался визуализацией: искал логотипы, адаптировал их в Photoshop.

Начальным капиталом стали 300 тыс.руб., вырученные за счет распродажи музыкальных инструментов и студийного оборудования. «Практически 80% этих денег ушло в никуда: мы очень много ошибались, прежде чем поняли, как правильно печатать, какую фактуру использовать: на какую ткань ложится печать, а на какую нет», — вспоминает Михаил Красный. Например, партнеры купили несколько рулонов ткани «рогожка», но вскоре выяснилось, что наносить на нее принты невозможно.

Когда первые образцы мебели все-таки были готовы, выяснилась главная ошибка предпринимателей. Администраторы групп в соцсетях указали партнерам, что подобный бизнес нарушает закон об авторском праве: логотипы известных групп зарегистрированы как товарные знаки, а договариваться с западными правообладателями дорого и долго. От идеи музыкальной мебели пришлось отказаться.

Недолго думая, друзья вместо названий групп решили печать на мебели рисунки современных художников. Так появилась концепция мебельной арт-мастерской Icon Designe. «Мы решили, что нужно искать интересные работы современных художников и совмещать их с моделью кресла или, скажем, дивана. Это не просто нанесение и принтинг изображения на мебель: сперва мы придумываем модель, концепт, уже под него ищем подходящий рисунок художника и совмещаем две работы», — объясняет Дударев.

Сразу было понятно, что ориентироваться на масс-маркет и конкурировать с IKEA смысла нет, но и в премиум-сегменте новому бренду стартовать было тяжело — здесь спросом пользуются итальянские и американские бренды. Поэтому выбрали сегмент «средний плюс» и «бизнес», то есть кресла стоят в среднем в рознице около 70 тыс. руб., диваны — 125 тыс. руб., комоды — 130 тыс. руб.

На сей раз об авторских правах не забыли. ​На поиск подходящих рисунков и переговоры с художниками ушло более полугода. Поначалу партнеры искали интересные изображения в сообществах российских художников в Facebook и Instagram, позже — на международных сайтах по искусству, где современные артисты выкладывают свои работы. Связывались с художниками напрямую, объясняли, что собираются делать мебель с использованием их работ.

Дмитрий Дударев
Дмитрий Дударев

У российских арт-деятелей проект энтузиазма не вызвал — сегодня с проектом сотрудничает только художница Анастасия Венедиктова, зато многие иностранцы были готовы работать с мебельщиками. «Наши хотели деньги здесь и сейчас, а иностранцы с удовольствием работают за долю с продаж», — объясняет Дударев. Сейчас с проектом сотрудничают художники из Индии, Болгарии, Австралии, Чехии, США и других стран. Большинство из них получают по $40 c каждого проданного изделия, а, например, стремительно набирающий популярность художник Арчан Наир из Индии — 15–20% от отпускной цены. Художники подписывают договор, подтверждающий, что Icon Designe имеет эксклюзивные права продавать мебель с их принтами в России, Белоруссии и Казахстане. «Друзья крутили пальцем у виска и говорили: «Вы что, дураки, можно же просто так эти картинки брать!» — вспоминает Михаил Красный.

Однако вскоре стало понятно, что «просто так брать» не стоит — представители ретейла в первую очередь спрашивали, на каких основаниях начинающие мебельщики используют принты. Первые презентации с изображениями мебели предприниматели разослали в 2015 году — через несколько месяцев с ними вышли на связь первые дилеры. Мебель стали продавать интернет-магазины TheFurnish и InMyRoom. «Продажи бренда Icon Designe у нас стартовали, когда мы решили продвигать российских креативных производителей. Отличие этой компании от других в том, что партнеры не просто берут картинки из интернета, но работают с авторами иллюстраций официально. Им удалось предложить свою концепцию «мебель как произведение искусства». В Европе такой тренд стал актуален уже 5–6 лет назад. Нам это показалось интересным», — говорит Константин Левин, совладелец компании The Furnish. Он стал продвигать продукцию Icon Designe в соцсетях своего магазина и в блоге The Furnish.

Быстрого старта не получилось. «Пару месяцев вообще не было заявок, мы уже в какой-то момент отчаялись. Подумали, что, может быть, это вообще никому не надо. Но потом пошли первые заказы», — вспоминает Михаил Красный.

Ставка на авось

Первые изделия партнеры делали вдвоем, в большом гараже Красного, но когда поток заказов увеличился, стали искать контрактное производство в Подмосковье. Сделать это оказалось непросто: кто-то затягивал сроки (одно кресло ждали восемь месяцев), кто-то производил откровенно некондиционный товар. Один из производителей, получив аванс, сначала изготовил не соответствующее требованиям заказчика кресло, а когда партнеры отказались оплачивать заказ, сделал из ткани Icon Designe серию кресел и выставил на продажу в собственном Instagram. Партнерам пришлось жаловаться в администрацию соцсети.

Компания сменила несколько контрактных производителей, но партнеры все равно понимали, что схема может дать сбой в любой момент. ​Их бизнес балансировал на грани рентабельности: 40% получал ретейлер, еще 30% — производитель, остальное партнеры тратили на отчисления правообладателям изображений, сырье и административные расходы.

Михаил Красный
Михаил Красный

В начале 2016 года партнеры поняли, что в одиночку им не справиться. Выручили сокурсники Дударева: один из них, Андрей Веселов, в марте 2016-го инвестировал 3,5 млн руб. в развитие бизнеса, став совладельцем компании с долей 30%. Другой, Азамат Чеченов, предоставил мощности своего мебельного производства: партнеры получили долю в его компании, а он — 10% в Icon Designe. Сейчас эта небольшая фабрика работает в основном только с Icon Designe, еще четыре производителя привлекаются время от времени для изготовления нестандартных деталей, например ножек из латуни и т.п. «Надеяться, что какая-то сторонняя фабрика будет качественно и в срок обслуживать твои заказы, не стоит, главный бизнес-принцип многих наших производителей — это «авось прокатит», — считает Дмитрий Дударев.

Инвестиции пошли на аренду шоурума в бизнес-центре «Серпуховской двор» неподалеку от метро «Ленинский проспект» в Москве (70 кв. м с помесячной платой 100 тыс. руб.). Там можно увидеть базовую коллекцию мебели: образцы диванов, кроватей, кресел, комодов, тумбочек и столов, но большинство моделей выпускается сейчас по индивидуальному заказу. Вместе с заказчиком Дударев рисует дизайн в 3D, а затем заказ отправляется на производство.

Кресло для блогера

Первое время 80% продаж Icon Designe шло через интернет-магазины партнеров и посредники получали бóльшую часть маржи. «Нам нужно было прийти к прямым продажам, и мы всеми силами старались развивать сайт, соцсети и делали много контента для них», — вспоминает Михаил Красный. Предприниматели тратились на качественные фотографии своих изделий и выкладывали в Instagram. «Очень важно, чтобы картинка привлекала внимание, цепляла», — объясняет Красный.

Партнеры начали экспериментировать с каналами продаж: настроили контекстную рекламу, продвигали посты в Instagram, но эффекта от рекламы было мало. Продавали через сайт всего несколько изделий в месяц. Эффективный канал продвижения нашли случайно. «Мы пробовали много разных маркетинговых ходов, тратили по 400 тыс. руб. на одну лишь контекстную рекламу. Но самая эффективная реклама стоила всего 3 тыс. руб. Мы подарили несколько арт-подушек одному из московских дизайнеров интерьеров, и он выложил фото с ними в Instagram. В этот день у нас прибавилось 600 подписчиков в Instagram, 60 из них запросили цены, 20 сделали покупки», — вспоминает Михаил Красный. Стало понятно, что необычную мебель часто покупают для своих клиентов именно дизайнеры, с которыми партнеры стали активно сотрудничать, те обычно получают 5–20% от заказа.

Продвигать же свою продукцию решили с помощью нативной рекламы в популярных блогах. ​Например, Icon Designe купила рекламу у набиравшего тогда обороты видеоблогера Юрия Дудя. «Мы просто написали ему в личку в соцсети, ему понравилась наша мебель, и мы договорились о рекламе за 400 тыс. руб.», — вспоминает Дмитрий Дударев. С обещанным продвижением блогер затянул на несколько месяцев, но арт-мебельщикам это было только на руку — реклама вышла в тот момент, когда аудитория в YouTube у Дудя значительно выросла.

Icon Designe попала в выпуск в августе 2017 года, где было интервью с Михаилом Ходорковским, которое собрало 5,8 млн просмотров. «В результате у нас случилось всего лишь две продажи, но зато это дало широкую узнаваемость», — говорит Дударев. Сейчас 60% заказов приходит через сайт компании, 20% приносят сторонние интернет-магазины, по 10% приходится на Instagram и продажи через дизайнеров интерьеров. Если в 2016 году выручка Icon Designe составила 2,8 млн руб. (прибыль 960 тыс. руб.), то по итогам 2017-го — уже около 50 млн руб. (прибыль около 10 млн руб.).

В прошлом году партнеры выпустили линейку Essential-Line — привычной мебели без необычных рисунков, она приносит сейчас 70% продаж. Остальное дает линейка Atr-Line c принтами. «Есть вещи, которые привлекают внимание, а есть те, что хорошо продаются», — говорит Дмитрий Дударев. «Зачастую покупатели приходят за креслом с изображением Мэрилин Монро, а уходят с заказом на обновление всей обстановки», — признает Михаил Красный.

В компании работают семь человек, они занимаются текучкой — обслуживанием покупателей, выставлением счетов и пр. Сами партнеры контролируют производство и ищут новые дизайнерские решения. Недавно они вновь возродили свою рок-группу.

Взгляд со стороны

«Привлекли яркими иллюстрациями»

Марина Волкова, руководитель студии дизайна интерьеров Volkova Interiors

«Я нашла Icon Designe на каком-то профессиональном ресурсе. Они привлекли меня яркими иллюстрациями. У нас многие производители любят бежевые, песочные оттенки, а тут что-то яркое, необычное. Второй момент, который меня приятно удивил, — цена. Она вполне приемлемая. Я тут же предложила эту мебель своим заказчикам. Они согласились, хотя не всегда заказчики выбирают первое же предложенное, просят поискать еще. И мы с ребятами сработались. Они молодые, только развиваются и очень открыты, могут сделать что-то под конкретное пожелание клиента. При этом качество исполнения всегда достойное».

«Искусство начало спускаться на землю»

Люси Шатковская, основательница арт-агентства Everal

«Тренд на интеграцию искусства в повседневную жизнь очевиден. Еще в 1960-х художники поп-арта начали использовать в своих произведениях продукты массового потребления — еду, одежду, предметы интерьера. Появились знаменитые «Банки с супом Campbell», «Coca-Cola (3)» и другие картины, превращающие повседневные бытовые вещи в предметы искусства. Моду на арт-маркетинг подхватили крупные бренды, которые стали организовывать коллаборации с современными художниками: это знаменитые линейки сумок Luis Vuitton с принтами авторства Такаси Мураками, бутылки Absolut Vodka, оформленные в духе картин Энди Уорхола, и многое другое.

Искусство долгое время считалось элитарной областью, доступной только избранным. Стать коллекционером мог далеко не каждый — это сложно и дорого. Но постепенно искусство начало спускаться на землю: репродукции картин стали использовать в оформлении интерьеров, при создании мебели, продуктовых упаковок, на чехлах смартфонов. Это позволило широким массам приобщиться к элитарной сфере, а искусство стало работать еще и как инструмент повышения ценности продукта. Диван с принтом картины — это кусок искусства, который можно купить и поставить у себя дома. Icon Designе играют на честолюбии покупателя, который хочет приобщиться к миру искусства, не становясь при этом профессиональным коллекционером. Они не придумали ничего нового, но качество исполнения их работ высокое. То, что они официально покупают права на использование произведений, большая редкость и тоже говорит в пользу основателей».

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Интернет"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 19 апреля
EUR ЦБ: 100,53 (+0,25)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Курс доллара на 19 апреля
USD ЦБ: 94,09 (-0,23)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Москва и Петербург вышли в лидеры по падению выдач льготной ипотеки Финансы, 10:08
Ефимов заявил о новых льготах при строительстве офисов внутри ТТК Город, 10:05
Рост предложения в Москве и Петербурге привел к снижению цен аренды жилья Недвижимость, 10:04
Эксперты раскрыли самую массовую схему по взлому аккаунтов в Telegram Технологии и медиа, 10:00
Топ-3 мягких навыка для успешной карьеры в IT Pro, 09:59
Один из летчиков разбившегося на Ставрополье Ту-22М3 погиб Политика, 09:57
«Астра» разместила на бирже акции на общую сумму ₽11,7 млрд Инвестиции, 09:55
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Медведев прокомментировал подготовку покушения на Зеленского Политика, 09:48
Как руководитель, сам того не замечая, превращается в исполнителя Pro, 09:39
Определились все пары первого раунда Кубка Стэнли Спорт, 09:36
Аналитики назвали районы Москвы с наибольшим ростом цен на жилье за год Недвижимость, 09:36
В Крыму вслед за другими регионами отменили парад на День Победы Общество, 09:34
В квартире подозреваемого в убийстве байкера в Москве нашли более ₽72 млн Общество, 09:31
«Русал» оценил риски в планах США ввести пошлины на китайский алюминий Бизнес, 09:25