Перейти к основному контенту
Свое дело⁠,
0

Второй раунд: как основатель Arena Fight Club провел работу над ошибками

Анатолий Сульянов решил открыть аналог американского бойцовского клуба в Москве, но в итоге так и не окупил свои инвестиции. Учтя свои ошибки, он попробовал заново — теперь боевые искусства совмещены с привычным фитнесом
Анатолий Сульянов
Анатолий Сульянов (Фото: Олег Яковлев / РБК)

Бойцовские клубы, специализирующиеся на ММА (с англ. mixed martial arts — смешанные боевые искусства), — популярная и успешная в США бизнес-ниша. По данным маркетингового исследования IBISWorld, в 2017 году совокупное количество MMA-студий в США составляло 75,1 тыс., годовой оборот индустрии — $4 млрд.

Основатель охранного агентства «Третий Рим» Анатолий Сульянов решил повторить успех американских бойцовских студий в Москве, однако вскоре выяснил, что аудитория таких клубов невелика, а выручка нестабильна. Поняв, что дальше развивать формат «зала для единоборств» бессмысленно, он открыл фитнес-клуб, который оборудовал привычными тренажерами, боксерским рингом и восьмиугольником для MMA. Выручка Ultimate Fitness в 2017 году с учетом предпродаж составила около 30 млн руб., прибыль — около 12 млн руб.

Из концертного клуба — в бойцовский

33-летний Анатолий Сульянов никогда не думал, что будет работать в фитнес-индустрии — его больше привлекали ночные клубы. Поступив по настоянию родителей в Московское суворовское военное училище, он по выходным раздавал листовки московских ночных клубов. А во время обучения в Военном университете Минобороны РФ стал подрабатывать барменом в столичных кафе и ресторанах. После получения диплома Сульянова пригласили в команду известного промоутера Алексея Горобия, среди проектов которого были клубы «Зима», «Лето», «Осень» (2004–2006 годы), а позже — и клуб «Дягилев» (с 2006 по 2008 год). «Это были лихие времена, — вспоминает Сульянов. — У меня было очень много обязанностей: я отвечал и за службу безопасности, и за обслуживание клиентов, и за управление клубами в целом. Благодаря этому обзавелся связями, которые позволили начать свое дело».

В 2006 году Сульянов со своим партнером Александром Волковым, который раньше занимался обеспечением безопасности на лесопильных предприятиях, основал частное охранное предприятие «Третий Рим». «В клубную эпоху я зарабатывал до $10 тыс. в месяц, — вспоминает Сульянов. — Хватило ума распорядиться ими правильно — запустить бизнес. Мы видели, что у клубных и ресторанных проектов действительно есть спрос на качественную охрану».

Когда охранное дело стало приносить прибыль, Сульянов смог осуществить давнюю мечту: в мае 2010-го открыл собственный концертный клуб Arena Moscow. «Я тогда заметил перспективу в нише крупных корпоративных мероприятий, концертов на площадках вместимостью от 4 тыс. до 6 тыс. человек», — говорит предприниматель. Сейчас Сульянов владеет двумя концертными площадками Arbat Hall и Cition Hall. По словам предпринимателя, охранный бизнес приносит ему по 3–4 млн руб. чистой прибыли ежемесячно, сопоставимые деньги дают и концертные площадки.

Фото: Олег Яковлев / РБК

По соседству с клубом в 2012 году Сульянов решил оборудовать бойцовский зал: в нем, по задумке предпринимателя, мог бы тренироваться он сам и сотрудники спецподразделения его охранного агентства. «Еще во времена Cуворовского училища я начал заниматься армейским рукопашным боем, поэтому и появилась идея создать бойцовский клуб», — рассказывает Сульянов. В открытие тренировочного центра площадью 600 кв. м он инвестировал около 7 млн руб. Основные деньги пошли на покупку оборудования и ремонт.

Зал работал в режиме «только для своих» недолго. Уже через три месяца через знакомых к предпринимателю обратился Иван Егоров, управляющий только что закрывшейся школы боевых искусств у метро «Улица 1905 года». Он предложил сделать проект коммерческим, набрав профессиональную команду тренеров и создав платные группы и секции. Сульянов согласился: «Мне нравилась модель развития американских студийных залов единоборств, таких как Black House, American Top Team, American Kickboxing Academy».

Рынок ММА-клубов в столице был тогда практически пуст. По словам Сульянова, работали несколько заведений, самыми заметными из которых были «Р.О.Д.Ъ.» и «Клуб единоборств № 1». Надо стартовать, пока ниша не занята, решил предприниматель. Он докупил оборудование, заменил тренировочные маты и реорганизовал пространство зала: в центре помещения располагался профессиональный ринг, по краям — несколько тренажеров (рама для жима лежа, штанга для приседа и т.п.). Дополнительные инвестиции в доработку клуба составили около 4 млн руб. Около 300 тыс. руб. на начальных порах Сульянов потратил на онлайн-рекламу в «Яндекс.Директ», Google Adwords, социальных сетях и на раздачу листовок у ближайших станций метро.

В 2013 году Arena Fight Club открылся. Сульянову и Волкову принадлежали равные доли, Егоров стал управляющим, но уже через три месяца ушел из-за разногласий с владельцами. На старте в клубе было 12 тренеров, которых предприниматель нашел через знакомых бойцов MMA.

Рынок фитнеса

По данным «РБК.Исследования», рынок фитнес-услуг в России в 2016 году составил 110 млрд руб., показав рост на 8,3% по сравнению с 2015 годом. По прогнозам, к концу 2018-го рынок вырастет до 136,8 млрд руб. В 2017 году в России насчитывалось более 3 тыс. спортивных и фитнес-клубов без учета залов площадью менее 200–300 кв. м. При этом большая часть российской фитнес-индустрии — около 60% клубов — сосредоточена в Москве и Санкт-Петербурге. Цены на годовые абонементы в Москве начинаются от 15 тыс. руб. в клубах-лоукостерах и могут достигать более 80 тыс. руб. в клубах премиум-сегмента. В Москве в 2017 году насчитывалось уже более 100 заведений для занятий MMA, боксом и тайским боксом. Наиболее крупными сетями в этом сегменте являются «Варяг» (17 клубов), «Тайфун» (четыре клуба), «Ястреб», «Ермак», А1 и Red Warrior (по три клуба).

Приходящие клиенты

Стартовал проект успешно. За первый месяц благодаря рекламе в Arena Fight Club пришли 200–250 клиентов, во втором месяце прирост составил 50–70 клиентов. К концу 2013 года ежемесячная выручка Arena Fight Club достигла 700 тыс. руб., прибыль — около 200 тыс. руб.

Однако сразу же стали понятны и проблемы. Костяк аудитории был монолитен: мужчины, которые всерьез увлекаются единоборствами. Девушек было лишь 20%, тогда как в обычных фитнес-клубах — около половины. «Мы ожидали большего потока клиентов и их большего постоянства, — признается Сульянов. — Фактически мы сразу поняли, что бизнес достиг предела: в часы пик (с 16:30 до 20:30) клуб не мог вместить в себя большего количества клиентов, а в остальное время — пустовал».

Ключевая ошибка проекта, по мнению Сульянова, заключалась в том, что предприниматели сконцентрировались на предоставлении узкого спектра услуг. Поэтому более половины клиентов Arena Fight Club были одновременно регулярными посетителями соседних фитнес-клубов (Gold’s Gym, X-Fit, «Зебра»), где были привычные тренажеры и бассейн. Но в этих клубах они покупали годовые абонементы, а в Arena Fight Club — месячные (от 4 тыс. до 6,5 тыс. руб. в зависимости от уровня тренера и размера группы). Предприниматели пробовали продавать годовые абонементы, но спросом они не пользовались. В результате в мае и январе клуб работал около нуля, а летом, когда все разъезжались по дачам, приносил убытки. «Мы не смогли полностью замкнуть на себе клиентов. Отсутствие зоны функционального тренинга размывало нашу аудиторию, заставляя ее посещать другие тренажерные залы поблизости», — говорит Сульянов.

Фото: Олег Яковлев / РБК

Большая часть ММА-клубов, на которые ориентировался Сульянов, располагается во Флориде и Калифорнии, где климат позволяет проводить круглогодичные outdoor-программы: пробежки на улице, плавание, фитнес на оборудованных тренажерами уличных площадках и так далее. После бойцовской тренировки, по словам Сульянова, такие «разгрузочные» активности необходимы. Но в Москве зимой не побегаешь и не поплаваешь, а покупать два годовых абонемента клиенты были не готовы. Предприниматель ошибся и с площадью заведения — по его подсчетам, в бойцовском клубе хотя бы на 100 кв. м больше, он мог бы организовать качественную зону кроссфита с минимальным набором необходимых тренажеров и двумя-тремя беговыми дорожками.

Чтобы увеличить оборот Arena Fight Club, предприниматель решил сдавать в свободные часы помещение клуба под занятия йогой, спортивными танцами и акробатикой, но на выручку это повлияло несильно. Зато успешным проектом в рамках Arena Fight Club стал запуск в 2014 году детских программ по единоборствам. «Мы общались с директорами школ, детских садов, устраивали показательные тренировки и спортивные субботники, размещали объявления о детских группах в социальных сетях, — рассказывает Сульянов. — В итоге родители действительно стали приводить к нам детей. Благодаря этому оборот клуба увеличился на 20%».

Совокупная выручка Arena Fight Club за 2014 год достигла 11 млн руб., прибыль — 2,5 млн руб. Но в дальнейшем выручка не росла, а прибыль снижалась — каждый год владелец здания повышал стоимость аренды на 10%. «Локация данного клуба была не из лучших. Справа и слева находились фитнес-клубы. Они, конечно, не являлись прямыми конкурентами, но рано или поздно платежеспособная публика выбирала их — в итоге в клуб приходили в основном клиенты, нацеленные на спорт и серьезные результаты, а таких всегда немного», — рассуждает Илья Франк, руководитель направления единоборств федеральной сети фитнес-клубов X-Fit.

Поэтому когда в конце 2016 года Сульянову сообщили о демонтаже здания на Ленинградском проспекте, где находилась Arena Fight Club, он несильно расстроился, хоть и признает, что вернуть все инвестиции в итоге не удалось. Предприниматель уже проанализировал свои ошибки и нашел решение.

Модели и боксеры

В октябре 2017 года Анатолий Сульянов и Александр Волков открыли новый фитнес-клуб — Ultimate Fitness у метро «Динамо». Инвестиции в новый проект составили уже около 65 млн руб. 50% денег пошло на покупку тренажеров Life Fitness и Hammer Strength, остальное — на ремонт помещения, аренду и рекламу.

Здесь тоже упор сделан на единоборства, но при этом гораздо больше спектр предлагаемых услуг. ​Клуб общей площадью 2500 кв. м разделен на зоны для единоборств, фитнеса и кроссфита. «На рынке есть бойцовские клубы со всеми теми проблемами, с которыми мы столкнулись в Arena Fight Club, и есть обычные фитнес-центры, где единоборства — лишь одно из многочисленных направлений. Мы — где-то посередине», — говорит Сульянов.

Такой подход, с одной стороны, позволяет продавать годовые абонементы (их цена около 32 тыс. руб.), с другой — повышает вовлеченность клиентов, привлекает спортсменов-любителей. По словам предпринимателя, в среднем каждый клиент посещает его клуб четыре раза в неделю, а в типичном фитнес-центре — два раза. Это позволяет больше зарабатывать на персональных тренировках (35% выручки) и дополнительных услугах (15%).

За первые три месяца работы Ultimate Fitness Сульянов продал 1700 годовых абонементов: 30% из них приобрели женщины, около 10% — родители для своих детей. «Иногда на тренировках по кикбоксингу бывает половина женщин, девчонки приходят целыми модельными агентствами», — уверяет Сульянов. Но и старых клиентов, всерьез занимающихся единоборствами, он не растерял — абонементы купили 300 человек, посещавшие Arena Fight Club. «Неожиданно хорошо стали работать кросс-продажи в тренировках, — говорит предприниматель. — На персональных занятиях тренеры говорят: «Слушай, ты закачался штангой, сходи размяться на тренировку по боксу». Клиенты соглашаются — кросс-продажи дают плюс 30% к запланированным персональным тренировкам ежемесячно».

В марте 2018 года клуб принес 5,6 млн руб. выручки и 1,5 млн руб. прибыли. Сульянов убежден, что нашел формулу правильного бойцовского клуба. Сейчас он запускает франшизу Ultimate Fitness в регионах — переговоры идут с предпринимателями в трех городах. «Этот проект начинался как хобби, но сейчас станет ключевым бизнесом — можно построить большую сеть», — уверен предприниматель. ​

Взгляд со стороны

«Никакой клуб единоборств не окупит инвестиции»

Иван Иванов, президент клуба единоборств «Р.О.Д.Ъ.»

«Когда мы стартовали в 2007 году, никого на рынке клубов единоборств не было, мы были пионерами. Молва разошлась довольно быстро, и мы сразу вышли на хороший уровень. Позже уже начали появляться состоятельные люди, которые увидели в этом потенциал и стали организовывать собственные ММА-клубы. Сейчас таких клубов немало. Но никакой специализированный клуб единоборств не окупит инвестиции. Он будет окупать аренду и заработную плату сотрудников в лучшем случае. Аудитория клубов единоборств — довольно узкий сегмент людей 25–35 лет, готовых к тяжелым физическим нагрузкам. Наш проект с учетом того, что мы держим сборную в 60 человек, неприбыльный. Он является дотационным, много кто его поддерживает. Если вам нужна прибыль, открывайте обычный фитнес-клуб».

«От хардкорных фанатов к белым воротничкам»

Александра Герасимова, генеральный директор​ сервиса FitMost

«Клубы единоборств, как и многие другие сегменты индустрии любительского спорта, сталкиваются с переменами. Клубы приобретают другой формат — становятся более социальными, общедоступными и объединяются с близкими по духу направлениями, — кроссфитом или функциональным тренировками. Меняется и целевая аудитория — от хардкорных фанатов к «белым воротничкам».

«Центры единоборств имеют очень низкую рентабельность»

Илья Франк, руководитель направления единоборств федеральной сети фитнес-клубов X-Fit

«Динамика развития рынка клубов единоборств в настоящее время положительная. Спрос до сих пор превышает предложение, несмотря на обилие клубов и студий в данном сегменте. Но из-за своей специфики такие клубы все же привлекают меньшую аудиторию, чем универсальные студии и полноформатные фитнес-клубы: центры, специализирующиеся только на нескольких видах единоборств, имеют очень низкую рентабельность. Все предприниматели, кто в недалеком прошлом открыл этот бизнес, начали понимать, что на одних тренировках по единоборствам развить бизнес и сделать его высокодоходным крайне тяжело.

Если идейные люди открывают клуб единоборств, то у такого спортивного центра обязательно должен быть спонсор; в противном случае бизнес обречен на провал.​ В связи с этим мы наблюдаем тенденцию внедрения в уже действующие клубы иных фитнес- и спортивных направлений. Это позволяет клиентам заниматься не только единоборствами, но и различными видами фитнеса. Большинство людей хотят улучшить свое здоровье, а не добиться успехов в травмоопасном спорте». ​

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 22:31
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 22:31
Bentley подтвердила отзыв кроссоверов Bentayga из-за перегрева батареи Общество, 22:41
Умер архитектор Фрэнк Гери Общество, 22:30
Почему Египет импортирует продукты питания РБК и РЭЦ, 22:23
Какие сборные вышли на чемпионат мира по футболу 2026 года Спорт, 22:19
Лариса Долина пообещала вернуть деньги купившей ее квартиру Полине Лурье Общество, 22:14
Состоялась жеребьевка финальной части ЧМ-2026 Спорт, 22:07
Истина в стекле: как выбрать винные бокалы РБК и СберПервый, 22:05
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Россия прекратила военные соглашения с Канадой, Францией и Португалией Политика, 22:03
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 21:59
Кадыров обратился к ВСУ и призвал встретиться «лицом к лицу» Политика, 21:54
Какое имущество по иску к Тимуру Иванову изъяли в пользу государства Политика, 21:54
Определились сборные, которые сыграют в матче открытия ЧМ-2026 Спорт, 21:53
Это на новый год: куда ездят отдыхать россияне РБК и Ozon Travel, 21:46
Постпредство при ЕС прокомментировало предложение о конфискации активов Политика, 21:42