Перейти к основному контенту
Свое дело ,  
0 

На ночь глядя: как бизнес-консультант стал производителем модных пижам

Максим Димитров одним из первых привез в Россию необычные пижамы, а сейчас создает собственную марку повседневных вещей. В 2017 году бизнес по продаже домашней одежды принес ему 60 млн руб. выручки и около 6 млн руб. прибыли
Максим Димитров
Максим Димитров (Фото: Олег Яковлев / РБК)

«Если бы я оценивал риски по правилами бизнес-консалтинга, то никогда не запустил ​этот проект», — смеется основатель компании «Футужама» Максим Димитров. Чтобы продавать непривычные для россиян пижамы-комбинезоны, он бросил работу в консалтинговой компании Strategy Partners Group, но мечта о легких деньгах разбилась о сезонный спад и трудности производства. Сейчас Димитров наладил пошив пижам на нескольких российских фабриках, а выручка его бизнеса только за нынешний новогодний сезон составила 20 млн руб.

Китайский леопард

Димитров родился в украинском Запорожье, в 17 лет приехал в Москву, отучился в МФТИ на кафедре прикладной математики, а потом в магистратуре ВШЭ. На пятом курсе устроился в Strategy Partners Group, где проработал 3,5 года. «Мне все нравилось, но хотелось, чтобы от моих действий зависело что-то большее», — говорит предприниматель.

В 2012 году он начал перебирать идеи для собственного проекта. Все свободное от работы время проводил на eBay — отслеживал популярные в Китае и на Западе продукты, которые можно перепродать в России. Ему на глаза попались footed pajamas — пижамы с закрытыми носками, как комбинезоны для младенцев. «Расцветки были дикими — какие-то ромашки, леопард, зебра. Это было ярко и интересно, в России такого не было, и я решил попробовать», — вспоминает Димитров.

Чтобы прощупать почву, он создал группу во «ВКонтакте» под названием «Футужама» и выложил там фото пижам с американского сайта. Как только Димитрову поступала заявка, он покупал пижаму на eBay и две недели ждал доставки в Россию. «Теперь-то я понимаю, что надо было собрать достаточно предзаказов и закупить большую партию, но по неопытности заказывал поштучно», — вспоминает Димитров.

По ночам он настраивал рекламу, отвечал на комментарии в соцсетях, а утром перед работой развозил товар. Одна пижама с доставкой обходилась в 2,2 тыс. руб., а в Москве Димитров продавал их по 2,4 тыс. руб.

За пару месяцев он доставил около 20 таких штучных заказов и решил, что пора переходить на оптовые партии. Нашел производителя пижам в Китае и договорился о пошиве партии в 100 штук. Без комиссии американских посредников пижамы обходились намного дешевле — $9 стоила сама пижама, а $6 Димитров платил за доставку в Россию. В итоге себестоимость пижамы составляла тогда 450 руб.

Фото: Олег Яковлев / РБК

В июне 2012 года Димитров сделал сайт на конструкторе Insales и начал принимать заказы онлайн. Но вместо обещанных трех-четырех недель партия шла два месяца — на северо-западе Китая, где располагался погрузочный пункт, случилось наводнение, затопило железную дорогу, и партия пришла только к середине сентября. Первые сто пижам разошлись за месяц-полтора. Максим сразу же заказал еще две партии, но быстро удовлетворить спрос не удалось. «С одеждой работать сложно: если партия распродается на 40–50%, появляются «дырки» в размерах, и продажи падают. А денег на новую партию еще нет, так как товар находится в пути. К тому же в предновогодний сезон фабрики Китая почти полностью заняты», — говорит Димитров.

Заказанные в октябре пижамы доехали до Москвы как раз к Новому году и пришлись очень кстати: начался настоящий бум. Телефон и почта разрывались, Димитров получал 30–40 заказов в день. Чтобы не терять клиентов, он ушел в отпуск за свой счет, подключил курьерскую службу и кол-центр на аутсорсинге. «Моя съемная однушка была завалена коробками с этими пижамами, которые перед Новым годом разлетались, как горячие пирожки, — вспоминает Димитров. — Я задумался, чем занимался все предыдущее время, зачем мне вообще работа по найму и карьера, если все так просто?»

Ночная мода

В России производство домашней одежды — одно из самых отстающих с точки зрения использования трендов и модного кроя, считает Ануш Гаспарян, коммерческий директор аналитической компании Fashion Consulting Group. По ее словам, большая часть предлагаемых публике изделий — это бюджетные образцы советского стиля. «Сегмент одежды для дома отечественного производства в основном представлен региональными фабриками, которые шьют изделия из хлопка с простейшим принтом «в цветочек», не претендуя на изысканность, — говорит Гаспарян. — Мода на пижамы, возможно, уйдет, но культура домашней одежды, культура любви к себе уйти не может. Для нишевых марок, подобных «Футужаме», на внутреннем рынке место всегда найдется».

Мертвый сезон

1 января 2013 года на счету Димитрова был 1 млн руб., а фантазия рисовала беззаботное будущее. Предприниматель даже снял офис-склад — 27 кв. м у метро «Серпуховская» за 34 тыс. руб. Однако новогодний товар разошелся, а в январе продавать было нечего: новая партия товара на $3,5 тыс. пришла только в середине февраля. А спрос кончился вместе с новогодними праздниками — теперь вместо 40 заказов в день предприниматель получал по три—пять. «Необычный товар — это палка о двух концах: с одной стороны, нет конкурентов, с другой — никто о твоем товаре не знает, и как только заканчивается высокий для ретейла сезон, остается выжженное поле», — говорит Максим Димитров.

Всплески потребительской активности перед 23 февраля и 8 Марта не спасали, а к маю заказы практически сошли на нет. Пришлось вернуться на работу в Strategy Partners Group. «Днем я сидел в офисе, а ночами обрабатывал заказы и настраивал рекламу. Не знаю, откуда у меня были силы», — вспоминает Димитров.

Прошлогодняя ситуация повторилась — осенью продажи снова начали расти, а Димитров уволился с работы, чтобы сосредоточиться на развитии своего дела. О спокойной офисной жизни пришлось забыть: «Каждая поставка превращалась в ад — пижамы привозили в огромных тяжелых тюках, а склад находился в здании без лифта. Приходилось таскать тюки на четвертый этаж».

Максим Димитров
Максим Димитров

Выручка «Футужамы» за 2013 год составила 12 млн руб., прибыль — около 1 млн руб. Эти деньги помогли пережить очередной летний провал и закупить крупную партию пижам для новогоднего сезона. Обвал рубля в конце 2014 года неожиданно сыграл на руку предпринимателю: «Рубль падал, люди паниковали и скупали по старым ценам все что можно». По итогам 2014 года выручка компании возросла почти в три раза и составила 35 млн руб. при прибыли около 10%.

Возвращение на родину

Однако было понятно, что хорошие времена закончились — себестоимость товара в рублях подскочила в полтора раза. К тому же Димитрову хотелось менять ассортимент, а с китайскими производителями это оказалось непросто. «Китайцы умеют делать хорошо, но только позиции из своего стандартного каталога. А если захочешь посадочку поменять или цвет другой подобрать, начинаются чудеса, — жалуется предприниматель. — Как-то раз при заказе новой партии прислали четыре сотни пижам со слишком короткими штанинами. Пришлось эту партию раздать знакомым и клиентам бесплатно». Переделывать партию китайцы отказались, а предприниматель потерял около 200 тыс. руб.

На ночь глядя: как бизнес-консультант стал производителем модных пижам

Все это подтолкнуло Димитрова к мысли наладить производство в России. Он планировал найти одну большую фабрику, которая выполняла бы заказ «под ключ», но оказалось, что это не так просто. «Помню, мы приехали на фабрику на Шаболовке с картинкой: сделайте нам так же, как в Китае. Ударили по рукам, но на половину партии не хватило ткани, и вторую часть заказа мы так и не получили», — рассказывает предприниматель. Следующая фабрика тоже подвела: сорвала сроки. Из-за этого в осенне-зимний сезон 2015 года «Футужама» осталась без товарного запаса, а выручка по итогам года упала почти на 30%. «Китай — мировой центр производства, там все процессы отлажены, как часы. В России такой инфраструктуры нет: каждого поставщика приходится искать и собирать пижаму буквально по частям», — объясняет ситуацию Димитров.

К 2016 году ему удалось наладить отношения с несколькими московскими цехами. Но «под ключ» работать все равно не получается — турецкую, китайскую ткань и фурнитуру (молнии на заказ, брендированные ленты, этикетки, бирки, ярлыки, др.) Димитров закупает сам у российских дистрибьюторов и производителей: «Помимо самой ткани необходимо еще около 15 комплектующих, и все они должны идеально соответствовать модели. Дьявол кроется в деталях — молнии, манжеты, веревочки должны быть в цвет, карман аккуратно отшит, подкладка под молнию мягкая. Можно, конечно, сделать абы как, но клиент такие мелочи всегда замечает». Себестоимость пижамы сейчас вдвое дороже, чем в «китайский» период, — около 970 руб., цена «на полке» тоже увеличилась — до 2,9 тыс. руб.

В 2016 году Димитров решил бороться с сезонностью и добавил в ассортимент футболки, толстовки, шорты, платья-ночнушки. На производство партии ушло 640 тыс. руб. Но план не сработал: одежду покупали неохотно. «Когда я начинал возить пижамы, они были уникальным для России товаром, поэтому продавали себя сами. В базовом сегменте конкуренция огромна, просто выложить товар на сайт оказалось недостаточно», — рассуждает предприниматель.

Фото: Олег Яковлев / РБК

Тем не менее выручка «Футужамы» за 2016 год достигла показателей 2014-го: помогли традиционный новогодний бум и партнерство с интернет-магазинами (Wildberries, Ozon, позже — Lamoda и «Дочки-Сыночки»). Сейчас они обеспечивают Димитрову более трети продаж. «Это стало настоящим прорывом, но раньше выйти на крупных партнеров мы не могли: не хватало объемов», — поясняет предприниматель. По его словам, крупные ретейлеры не выкупают товар, а платят по факту продаж за вычетом своей комиссии. Быстрее расплачиваются региональные партнеры — Димитрову удалось договориться о поставках с 20 офлайн-магазинами по всей стране.

Ходячая реклама

Лариса Уткина, один из региональных партнеров «Футужамы», увидела ее продукцию в 2017 году на текстильной выставке и загорелась идеей продавать пижамы в родной Самаре. Договорилась о поставках с Димитровым, создала группы в соцсетях и в мае 2017 года открыла небольшой шоу-рум в торговом центре. «Для Самары это был очень необычный товар, который сразу привлек внимание, продажи пошли с первых дней, — уверяет Уткина. — К тому же производство наше, российское, это вызывает уважение покупателей». Шоу-рум предпринимательница использует только для встреч с клиентами, которые оставили предзаказ в соцсети — в остальное время та работает как склад.

Сейчас ее компания Back Yourself продает только пижамы и комбинезоны «Футужама», каждый месяц делая закупки на сумму от 15 тыс. до 50 тыс. руб. «Товарных остатков практически нет — партии небольшие, мы активно общаемся с клиентами и заказываем именно то, что они хотят, — говорит Уткина. — Все, что остается, распродаем по акциям, которых у «Футужамы» хватает». Сама Уткина часто носит комбинезоны на улице — это привлекает внимание к новому продукту. «Мы — ходячая реклама нашего товара», — смеется предпринимательница.

Пижама на выход

Осенью 2016 года Димитров начал шить в России еще и комбинезоны под собственной маркой The Cave — это симбиоз домашней и уличной одежды. Они сделаны из более теплого и плотного, чем пижамы, материала и предназначены для повседневной носки на улице. «Люди устают от офисного дресс-кода и вне работы хотят носить что-то удобное, — поясняет предприниматель. — Решил погулять с собакой или сходить за продуктами — за пару секунд натянул комбинезон и пошел».

С новым товаром работать было сложнее: комбинезон в отличие от пижамы должен сидеть по фигуре, чтобы в нем было не стыдно выйти в люди. После неудачного опыта работы со сторонними цехами Димитров решил разрабатывать и отшивать образцы самостоятельно. Он взял кредиты на 2,45 млн руб., закупил оборудование, снял небольшое помещение рядом с офисом, оборудовал его и нанял швею и конструктора, который разрабатывает лекала. Роль моделей для пошива играют сотрудники «Футужамы» — сам Димитров, менеджеры по продажам и их дети.

Неожиданно комбинезоны стали продаваться лучше пижам: только за 2017 год они принесли компании больше 40 млн руб. выручки — около 70% от всего оборота «Футужамы». Этот феномен Димитров объясняет тем, что ниша пижам за последние пять лет заполнилась: на рынке появилось много мелких игроков, которые привозят из Китая товар на любой вкус и кошелек. Особенно популярны кигуруми (пижамы — костюмы животных), которые продаются в рознице от 800 до 4 тыс. руб. «А комбинезоны — это сейчас такая же экзотика, как пижамы в 2012-м, — уверен предприниматель. — Разница в том, что пижамы чаще всего покупают для потехи — надеть пару раз, посмеяться с друзьями, выложить фото в Instagram. А комбинезоны — это часть базового гардероба, которую носят каждый день и готовы обновлять раз в сезон».

Фото: Олег Яковлев / РБК

В планах Димитрова — создать полноценную линию повседневной одежды, добавив к ассортименту The Cave толстовки, платья и футболки. Чтобы не смешивать целевые аудитории, он собирается создать два разных сайта: один — с пижамами, второй — с комбинезонами и другими базовыми вещами, и сделать упор на соцсети. Если темпы роста сохранятся, в 2018 году «Футужама» выйдет в крупные розничные сети и откроет собственный шоу-рум, где можно будет примерить весь ассортимент. «Единственный сдерживающий фактор — это сезонность, с которой я так и не научился бороться, — признает Максим Димитров. — Я набил уже много шишек и надеюсь, что на этот раз с летней коллекцией нам повезет больше».

Взгляд со стороны

«Основная проблема — дурдом перед Новым годом»

Константин Ивлев, менеджер по продажам интернет-магазина «Кигуруми»

«Футужама» не совсем наш конкурент. Они специализируются на одежде своей марки, на производстве в России и продвижении своего бренда. Мы же работаем в узкой нише — только с костюмами кигуруми. Наше производство находится в Китае: это удобнее и дешевле — там налажены все процессы.

Игроков на пижамном рынке сейчас очень много, каждый год появляется 30–40 мелких компаний и столько же уходит. Происходит это так — появляется мелкий магазин, пытается привлечь покупателя низкими ценами. В сезон продажи идут неплохо, а потом владельцы остаются с нераспроданными остатками. Люди по-легкому срубают денег, а в итоге остаются ни с чем. Ниша маленькая, к тому же интерес к домашним костюмам постепенно угасает.

Основная проблема — дурдом перед Новым годом. Очень много неадекватных клиентов, которые реально тормозят работу. Такое ощущение, что наша реклама висит где-то в психбольнице и всем пациентам дают возможность сделать заказ».

«Мало кто задерживается в этой нише надолго»

Максим Айткулов, основатель магазина домашней одежды BearWear.ru

«Нашему магазину пять лет, три из которых работает офлайн-точка на «Белорусской»​. Мы прошли путь от работы с монокатегорией товаров кигуруми до полноценного интернет-магазина с 1 тыс. товарных позиций.

Ниша довольно насыщенная, но магазинов, с которыми можно считаться, не больше десяти. Многие покупают пижамы на AliExpress, иногда ввозят всерую. Но у таких магазинов в наличии никогда нет ничего путного, кол-центр работает плохо, нет никакой гарантии. И закрываются они довольно быстро. За пять лет мы наблюдали, наверное, штук 30 таких закатов.

Самое сложное в нашей работе — наладить отношения с Китаем. Фабрики не считаются со своими клиентами, им плевать на всех. Ты заказал 10 тыс. пижам, а они сорвали сроки и просто говорят: не нравится — не работайте».

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 18 апреля
EUR ЦБ: 100,28 (+0,34)
Инвестиции, 17 апр, 16:37
Курс доллара на 18 апреля
USD ЦБ: 94,32 (+0,25)
Инвестиции, 17 апр, 16:37
В Ростовской области за ночь сбили три беспилотника Политика, 03:01
Названы профессии, в которых больше всего обеспокоены заменой человека ИИ Технологии и медиа, 03:00
NYT узнала, почему удар Израиля вызвал гнев США Политика, 02:38
В Белгороде запустили сирену ракетной опасности во второй раз за ночь Политика, 02:34
Посольство Китая обвинило США в дезинформации о военной помощи России Политика, 02:01
«24 канал» сообщил о взрывах в Киевской области Политика, 01:55
Жители в Оренбургской области рассказали, как сами строили дамбу Общество, 01:40
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Стали известны все полуфинальные пары Лиги чемпионов Спорт, 01:23
Спикер конгресса предложил Трампу роль посредника для России и Украины Политика, 01:19
«Реал» в серии пенальти победил «Манчестер Сити» и вышел в полуфинал ЛЧ Спорт, 00:56
Священника и военного арестовали по делу об убийствах под Белгородом Общество, 00:55
Мэрия Белгорода объявила об опасности атаки беспилотников Политика, 00:44
В США заблокировали попытку импичмента министра внутренней безопасности Политика, 00:40
Американцы забыли в такси искусственные ягодицы и автограф Тейлор Свифт Общество, 00:38