Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Росреестр сообщил о рекорде сделок с нежилой недвижимостью в Москве Недвижимость, 14:30 Таиланд сообщил о принятом Россией предложении по поставкам «Спутника V» Общество, 14:29 Как понять, что вы готовы заниматься импортом. Тест РБК и Банк «Открытие», 14:29 Подполковника ФСБ Черкалина приговорили к семи годам по делу о взятках Общество, 14:27 Шойгу заявил о достигнутых целях войск в ходе учений в Крыму Политика, 14:26 Что не покупают — то не продаем: как управлять товарными запасами Pro, 14:21 Кто стал самой «зеленой» компанией России — апрельский рейтинг RAEX Зеленая экономика, 14:20 Шойгу приказал вернуть войска обратно в части с юга России Политика, 14:18 В России отзовут кроссоверы Skoda Karoq для замены обивки сидений Авто, 14:15 Породистый альткоин. Почему цена Dogecoin выросла в десятки раз Крипто, 14:15 Александр Емельяненко получит наибольший гонорар за бой с Джиганом Спорт, 14:11 Путин заявил о готовности России поставить «Спутник V» в Саксонию Политика, 14:10 В Жуковском назвали причину сообщения об аварийной посадке Ил-78 Общество, 13:58 Экс-тренер сборной России счел Панарина недостойным защищать флаг страны Спорт, 13:56
Свое дело ,  
0 

РБК составил рейтинг самых популярных в России франшиз

РБК составил ежегодный рейтинг самых динамично развивающихся в России франшиз. Используя данные Роспатента за 2019 год, мы определили самые популярные у покупателей франшиз торговые марки
Фото: Сергей Карпухин / ТАСС
Фото: Сергей Карпухин / ТАСС
3 — Место в рейтинге в 2018 году
1 1
1C
729
Заключенные
контракты
64
Расторгнутые
контракты
9635
Всего
контрактов
152
Заключенные
контракты
2
Расторгнутые
контракты
681
Всего
контрактов
3
Pedant.ru
112
Заключенные
контракты
0
Расторгнутые
контракты
119
Всего
контрактов
4 i 23
Пив&Ко
76
Заключенные
контракты
0
Расторгнутые
контракты
111
Всего
контрактов
5 i 26
74
Заключенные
контракты
1
Расторгнутые
контракты
263
Всего
контрактов
6 i 3
FIT SERVICE
59
Заключенные
контракты
0
Расторгнутые
контракты
229
Всего
контрактов
7
AMAKids
57
Заключенные
контракты
0
Расторгнутые
контракты
57
Всего
контрактов
8 i 5
Инвитро
55
Заключенные
контракты
0
Расторгнутые
контракты
717
Всего
контрактов
9 i 35
Sun School
52
Заключенные
контракты
0
Расторгнутые
контракты
102
Всего
контрактов
10 i 25
Ремит
51
Заключенные
контракты
8
Расторгнутые
контракты
78
Всего
контрактов
Весь рейтинг на РБК Pro

Как мы считали

Понятие «франчайзинг» в российском законодательстве отсутствует. Для создания франчайзинговых сетей используются разные юридические формы: агентские и лицензионные соглашения, договоры поставки и многое другое. Единственный формат, юридически идентичный договору франчайзинга в зарубежных странах, — договор коммерческой концессии (ДКК). Он наиболее широко и подробно регулирует отношения франчайзера и франчайзи, защищает интересы обеих сторон, позволяет передать целый комплекс исключительных прав, а также установить возможность определенных ограничений, например цен и конкуренции. Помимо ДКК мы включаем в рейтинг также договоры коммерческой субконцессии — обычно их используют «дочки» иностранных компаний для своих франчайзи в России.

Все договоры концессии и субконцессии в обязательном порядке регистрируются в Федеральной службе по интеллектуальной собственности — Роспатенте. Процесс регистрации занимает обычно несколько месяцев, так что рейтинг фиксирует изменения с некоторым опозданием, но это единственные официальные данные о рынке франшиз.

РБК запросил в Роспатенте информацию о товарных знаках, по которым в течение 2019 года были зарегистрированы ДКК, а также данные о расторгнутых за год договорах по этим товарным знакам и общем количестве зарегистрированных договоров на конец года (показатель масштаба бизнеса). Место франшизы в рейтинге определяется количеством заключенных в 2019 году договоров. Если этот показатель у двух разных товарных знаков (знаков обслуживания) совпадает, тогда более высокое место занимает та франшиза, которая лидирует по общему числу контрактов.

Когда компании регистрируют в одном договоре сразу несколько наименований товарных знаков, в рейтинге отражается самое популярное наименование. Если в течение 2019 года компания перешла на новый товарный знак (например, у «Чебаркульской птицы» произошел ребрендинг), то в сумму контрактов включаются и те, что были заключены или расторгнуты с использованием старого товарного знака; при этом из числа договоров по новому товарному знаку исключается число договоров, расторгнутых по старому товарному знаку.