Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Три банка запустят сервис по снятию денег с чужой карты Финансы, 07:55 В России увеличилось количество жалоб на укусы клещей Общество, 07:30 Как «зрелищные» активы меняют фондовый рынок — Bloomberg Pro, 07:26 Ярче любых звезд: как найти Венеру на небе РБК и ПСБ, 07:24 Сбербанк и ЦБ разошлись в оценке льгот за «зеленое» кредитование в России Финансы, 07:00 ВОЗ предупредила о риске ранней смерти из-за длительного рабочего дня Общество, 06:59 Стоимость биткоина упала после слов Маска о продаже криптоактивов Tesla Финансы, 06:58 Как появляется аллегрия, как ее распознать и что делать РБК и Dyson, 06:42 Президент Чехии Земан назвал Бабиша своим желаемым преемником Политика, 06:33 В Иране произошло землетрясение магнитудой 5,3 Общество, 06:07 Почему инвестиции в индустриальную недвижимость — новый тренд Партнерский материал, 05:50 NYT узнала о преследовании Гейтсом сотрудниц Microsoft задолго до развода Общество, 05:44 Армия Израиля сообщила о новых ударах по сектору Газа Политика, 05:32 При пожаре в деревообрабатывающем цехе в Приморье пострадали три человека Общество, 05:10
Дискуссионный клуб ,  
0 
Алексей Рябов

Для врача и дрона: какой закон нужен в «цифровых песочницах»

Фото: Jan Woitas / dpa / picture-alliance / ТАСС
Фото: Jan Woitas / dpa / picture-alliance / ТАСС

В конце января 2021 года вступил в силу федеральный закон о «цифровых песочницах», принятый в рамках реализации нацпрограммы «Цифровая экономика». Он создал необходимую почву для внедрения новых технологий в условиях правовых ограничений. Закон определил порядок установления экспериментальных режимов в сфере цифровых инноваций, закрепив возможность применения специального регулирования, отличающегося от общего.

Однако для того чтобы указанный закон заработал в полную силу, необходимо принятие закона-спутника. Внесенный правительством в середине марта в Государственную думу законопроект направлен на внесение необходимых изменений в разные сферы законодательства. Законопроектом предлагается закрепить возможность изменять обязательные требования, предусмотренные в отраслевых законах, специальной программой экспериментального правового режима, которая будет утверждаться правительством.

Предлагаемые законопроектом правки сделают возможным более динамичное развитие технологий искусственного интеллекта в сфере здравоохранения. В настоящее время информация о состоянии здоровья пациента относится к специальным категориям персональных данных, обработка которых не допускается, за исключением отдельных случаев; кроме того, действует запрет на разглашение информации, считающейся врачебной тайной. Ее сохранность — один из ключевых вопросов в медицинской этике, ведь в целях получения объективного диагноза и лечения пациент доверяет врачу многие детали своей частной жизни. Развитие же моделей искусственного интеллекта, в том числе обучение нейронных сетей, возможно только на основании больших объемов информации, но, учитывая упомянутые правовые ограничения, невозможно легально обрабатывать в указанных целях информацию о состоянии здоровья больных. Преодолеть эти препятствия предлагается путем закрепления возможности работы с обезличенными персональными данными. Собранные обезличенные данные позволят проводить агрегацию, обработку и аналитику медицинских данных для страховых, фармацевтических компаний и сетей аптек.
Изменения позволят прогнозировать траекторию развития хронических заболеваний, сформировать полноценную картину заболеваемости населения, а также осуществлять построение популяционной статистики, что особенно важно в период наступления карантинных ограничений.

В качестве успешного примера использования технологий искусственного интеллекта для формирования карты заболеваемости можно привести канадскую платформу мониторинга здоровья BlueDot. Эта система отслеживает разного рода заболевания по всему миру, именно она сообщила о вспышке «необычной пневмонии» в Ухане. Используя алгоритм машинного обучения, платформа анализирует новостные сводки, блоги, социальные сети с информацией об инфекционных заболеваниях, данные спутников и данные авиакомпаний, а также большой массив иной необходимой информации. Благодаря непрерывному анализу «больших данных» система предоставляет возможность соответствующим органам оперативно получать информацию о распространении инфекций и принимать необходимые меры.

В то же время, принимая во внимание чувствительность данных о состоянии здоровья, важной задачей правоприменения будет контроль за технологией обезличивания данных.

Обезличивание обеспечивается путем замены персональных данных граждан специальными идентификаторами, а также посредством уменьшения перечня обрабатываемой информации, ее обобщения и деления на составные части. В случае принятия упомянутого законопроекта и появления в государственном управлении новых технических средств, позволяющих в автоматическом режиме обезличивать персональные данные, представляется важным на уровне подзаконных актов рассмотреть вопросы об их обязательной аттестации и сертификации соответствующим органом власти, а также о проведении в отношении них регулярных контрольно-надзорных мероприятий.

Авторами законопроекта предлагается также закрепить возможность введения особенностей при государственной регистрации и оценке качества медицинских изделий, а также при оказании медицинской помощи в рамках клинической апробации. Это позволит расширить применение средств искусственного интеллекта в медицинских целях. Станет возможным использование «компьютерного зрения» для анализа снимков КТ/МРТ, которая будет помогать врачу выявлять заболевания в автоматическом режиме, в том числе такие, как рак легкого, рак молочной железы. Станет возможным проведение анализа сканирования радужной оболочки глаз для оценки рисков развития сердечно-сосудистых заболеваний, а также автоматического скрининга результатов ЭКГ на предмет обнаружения мерцательной аритмии. Очень часто врачи прописывают пациентам ношение сердечного монитора на длительный срок, что в последующем влечет необходимость проверить «вручную» результаты исследования. После внесения изменений указанную процедуру можно будет «поручить» искусственному интеллекту.

Законопроектом предлагается предусмотреть возможность установления особенностей в части выполнения требований действующего авиационного законодательства. Эти изменения будут способствовать развитию компаний по производству дронов для транспортировки разнообразных грузов, например продовольственных или фармацевтических товаров, а также средств индивидуальной защиты, оперативность доставки которых особенно важна, если речь идет о труднодоступной или отдаленной местности. Стоит отдельно отметить потенциальную эффективность использования такого вида бесконтактной доставки в случае повторения истории с пандемией. Вместе с тем следует обратить внимание и на безопасность использования дронов.
Предлагаемый к принятию законопроект позволит правительству более оперативно регулировать вопросы внедрения цифровых продуктов и сервисов без внесения правок в федеральные законы, а следовательно, и без прохождения долгих бюрократических процедур в Государственной думе и Совете Федерации. Такой механизм работы позволит компаниям более активно внедрять инновационные решения, а также «прогнозировать» деятельность государственных органов по принятию регуляторных решений в сфере инноваций.

Об авторах
Алексей Рябов Алексей Рябов, советник президента Центра стратегических разработок (ЦСР)
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.