Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Минфин предложил отложить новые правила для алкоголя на два года Бизнес, 09:01
Wi-Fi, стены и быстрый интернет: что умеет новый стандарт РБК и Huawei, 08:55
Росздравнадзор начал проверку после смерти пациента с COVID в Волгограде Общество, 08:52
Гол и передача Капризова помогли «Миннесоте» одержать 4-ю победу подряд Спорт, 08:39
Что будет драйвить бизнес в следующем году РБК и SAP, 08:32
ПЦР-тесты ограничат по времени. Актуальное о пандемии на 1 декабря Общество, 08:26
Новая глава британского МИД прокатилась на танке НАТО в Эстонии. Видео Политика, 08:14
Люксовый спорткар без риска: как проверить при покупке с пробегом РБК и Porsche, 08:09
Регулятор США рекомендовал к применению таблетки Merck от коронавируса Общество, 08:08
Вице-премьеры определили главные проблемы каждого региона Экономика, 08:00
Магнит для инвесторов: как Ивановская область привлекла 44 млрд руб 07:45
«Лаборатория Касперского» назвала сумму последней сделки с «Ростелекомом» Технологии и медиа, 07:30
Не выглядеть унылым клерком: бизнесмены о секретах своего стиля в одежде РБК Стиль и Henderson, 07:20
Пассажирский самолет выкатился за пределы ВПП в аэропорту Челябинска Общество, 07:15
Дискуссионный клуб ,  
Роман Гусаров

Закон для неба: как сделать беспилотники безопасными

Фото: Артем Житенев / ТАСС
Фото: Артем Житенев / ТАСС

Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) — это не будущее, а уже реальность. Наше десятилетие станет периодом внедрения беспилотных летательных аппаратов и беспилотных технологий в повседневную жизнь. Причем беспилотные технологии не остановятся на уровне легких летательных аппаратов, они будут постепенно вытеснять традиционные техники пилотирования из сегмента тяжелых воздушных судов, перевозящих грузы и выполняющих авиационные работы. Затем наступит их очередь возить пассажиров.

Технологическое развитие аппаратов обеспечивают в большей степени частные компании-разработчики. А вот за интеграцию их в народное хозяйство отвечает правительство, федеральные службы, региональные власти, а также органы местного самоуправления. Очевидно, что на данном этапе технологический прогресс существенно опережает правовые основы использования БПЛА. Для ликвидации этого отставания и безопасной интеграции беспилотников в народное хозяйство и нашу жизнь правительством 5 октября 2021 года было выпущено долгожданное распоряжение.

Документом утверждается поэтапный план интеграции беспилотников в единое воздушное пространство России. Под такой интеграцией следует понимать как процесс совершенствования законодательства, так и внедрение технологий управления полетами с необходимым уровнем безопасности. Вопросы безопасности полетов БПЛА в абсолютном приоритете. Под ними в первую очередь понимается не столько безопасность самих беспилотных летательных аппаратов, сколько безопасность других участников воздушного движения, людей на земле и объектов наземной инфраструктуры.

Несмотря на кажущуюся бесконечность воздушного пространства, во многих его зонах происходит постоянное и интенсивное воздушное движение, а если говорить о полетах на малых высотах, то к этому добавляются и объекты наземной инфраструктуры: высотные здания, линии электропередачи, иные искусственные или естественные препятствия, усложняющие полет любого аппарата. Вопросы обеспечения безопасности встают особенно остро, если речь идет о полетах непосредственно над головами граждан.

По этой причине один из базовых принципов предложенной документом концепции — чем выше риск, тем выше требования. Исходя из этого, например, предлагается установить критерии категорирования беспилотных воздушных судов и беспилотных авиационных систем, дифференцированные требования к авиационному персоналу и подготовке специалистов, летной годности беспилотников. То же самое касается разработчиков и изготовителей беспилотных систем.

Параллельно с разработкой и внедрением правил полетов БПЛА необходима их оперативная «сверка» с пилотируемыми воздушными судами в едином воздушном пространстве страны. Так, подготовка и допуск «внешних» пилотов (т.е. пилотов вне летательного аппарата) к выполнению полетов должна осуществляться по соответствующим разработанным программам подготовки, включающим тренажерную подготовку (как и у обычных пилотов).

Вместе с решением правовых вопросов, установлением правил использования БПЛА и построением системы контроля необходимо решить множество вопросов, связанных с технологической интеграцией беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство страны. Для этого придется создать и сертифицировать системы, позволяющие наблюдать, предупреждать и предотвращать столкновения в воздухе беспилотных воздушных судов между собой и с пилотируемыми воздушными судами. Это огромный технологический пласт вопросов, от решения которых напрямую будет зависеть безопасность людей.

В качестве одного из инструментов решения вопроса предлагается оснастить беспилотные воздушные суда бортовыми «ответчиками», обеспечивающими передачу идентификационного номера воздушного судна, его текущих координат и параметров движения. Предусмотрено законодательное закрепление нормы, предусматривающей присвоение именных идентификационных номеров беспилотным воздушным судам, а также создание и использование базы данных идентификационных номеров БПЛА. Для обеспечения навигации предполагается использование всех существующих глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСC, GPS, а в перспективе Galileo и BeiDou.

Разработка и применение нормативно-технической и нормативно-правовой базы в области использования беспилотной авиации обязательно должны учитывать стандарты и практику Международной организации гражданской авиации ICAO. Согласованные на международном уровне подходы к интеграции беспилотной и пилотируемой авиации в единое воздушное пространство предусматривают поэтапный подход к развитию и внедрению новых технологий в сфере использования воздушного пространства.

Для разработки, тестирования и подтверждения технологий интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство России на первоначальном этапе предусмотрено создание отдельных зон с экспериментальным правовым режимом. Такой подход позволит апробировать предложенные технологические и правовые решения до их внедрения на всей территории страны и тем самым минимизировать риски выявления нерешенных вопросов при их повсеместном использовании. Процесс полной интеграции БПЛА в систему воздушного движения разбит на три этапа и должен быть полностью завершен на всей территории России к 2030 году.

Таким образом, внедрение беспилотников будет происходить шаг за шагом, и шаги эти уже расписаны на десять лет наперед. К слову, буквально за неделю до распоряжения беспилотники отметились сразу в нескольких из 42 инициатив социально-экономического развития. Среди них — «Беспилотные логистические коридоры», «Автономное судовождение» и «Беспилотная аэродоставка грузов». Эти инициативы кабмина обозначили роль беспилотников и в автомобильном, и в морском, и в воздушном транспорте.

Об авторе
Роман Гусаров Роман Гусаров руководитель отраслевого портала Avia.Ru
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.