Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
МИД пообещал зеркальный ответ на высылку Словакией российских дипломатов Политика, 23:14 В Москве за сутки умерли 14 пациентов с коронавирусом Общество, 23:09 В ЦИК Белоруссии заявили о покинувшей здание Тихановской Политика, 22:58 Власти Подмосковья ответили на слова Рогозина про роспись кораблей гжелью Общество, 22:55 Во «ВКонтакте» подтвердили проблемы у части пользователей соцсети Технологии и медиа, 22:45 На чем собираются зарабатывать операторы мобильной связи РБК и Сбербанк, 22:33 Журналист сообщил детали задержания журналиста Солопова в Минске Общество, 22:31 Додо пицца, Револют и Gett: как они организовали командировки РБК и Smartway, 22:20 Миронов предложил назначить главой судей РФС человека из спецслужб Спорт, 22:19 В ходе протестов в Минске белорусская журналистка получила ранение Общество, 22:09 Корреспондент RT рассказал подробности задержания в Минске Общество, 22:03 Адвокат показал снятое сразу после ДТП с машиной Ефремова видео Общество, 21:41 В Минске освободили трех задержанных российских журналистов Политика, 21:23 В Минске применили газ и гранаты для разгона протестующих Политика, 21:20
Мнение ,  
0 
Владимир Слепов

Политика дрейфа: почему бюджет-2016 оставляет Россию без будущего

Национальная безопасность и содержание административного аппарата куда важнее экономического роста, образования и науки. Новый бюджет консервирует проблемы российской экономики

Война важнее пенсий

5 ноября президент России Владимир Путин утвердил поправки в отдельные законодательные акты РФ, которые создают условия для принятия бюджета 2016 года. Изменения внесены в положения Бюджетного кодекса, закона об автономных и бюджетных учреждениях и другие нормативно-правовые акты.

Впервые после 2008 года бюджет составлен на год, а не на три, как это было раньше. Причины понятны — слишком много факторов неопределенности: курс рубля, де-юре отпущенный «на свободу»; движения нефтяных цен; позиция США в определении базовой кредитной ставки; режим санкций Запада против России; геополитическое взаимодействие России и США. В этой атмосфере делать прогнозы на три года вперед становится проблематично.

Бюджет 2016 года (ФБ-2016) — отражение действующей экономической политики, ее реперных точек и координат, которые сегодня сложно назвать позитивными: безусловный приоритет экспорта сырья; высокие риски бизнеса, особенно малого; высочайшая, запретительная для бизнеса, ключевая кредитная ставка; таргетирование инфляции при любых вводных; сжатие до предела денежной массы М2 (наличные и денежные средства на депозитах); низкая эффективность золотовалютных резервов ($375 млрд) и размещение значительной их части ($90 млрд) в казначейских облигациях США.

Все это — политика «экономического дрейфа», которая уже привела к затуханию экономического развития. Доходы и расходы ФБ-2016 по объему практически такие же, как в проекте ФБ-2015, почти не изменилась и структура расходов. В приоритете — национальная безопасность и содержание административного аппарата. В минусе — национальная экономика, образование, здравоохранение, наука и культура. Именно то, что определяет будущее любой нации.

Мечты о росте

Насколько ФБ-2016 реалистичен? В предыдущем году власти придерживались оптимистичного сценария, рассчитывая увеличить ВВП на 3%, а в реальности этот показатель составил 0,6%. Темпы роста оказались минимальными с 2009 года. Бюджет-2016 сформирован исходя из положительных значений ВВП и инфляции в размере 6,4% годовых. Но это вряд ли возможно в условиях снижения реальных доходов населения и платежеспособного спроса, высоких процентных ставок для реального сектора, низкого уровня монетизации экономики и инвестиционной активности, сохранения неэффективной отраслевой структуры реального сектора экономики. Дальше так продолжаться не может. Если подобная политика дрейфа сохранится и цены на нефть не изменятся, то в 2018 году Россия останется без Резервного фонда.

Что делать?

Имеет смысл обратить внимание на ставший традиционным подход к решению бюджетных проблем за счет двух кластеров российской экономики — низкодоходных групп населения и малого бизнеса. В бюджете предусмотрены серьезные ограничения по индексации пенсий неработающих пенсионеров, отказ от индексации пенсий работающих пенсионеров, замораживание накопительной части пенсий. Это приведет к снижению доходов миллионов наших сограждан и сокращению покупательского спроса.

Нечто похожее происходит и с малым бизнесом. По статистике лишь трем процентам небольших предприятий в России удастся продержаться на плаву больше трех лет.

Малый бизнес — пожалуй, самый незащищенный сектор российской экономики. Особенно он уязвим в кризисные времена, когда для пополнения доходов бюджета вводятся разнообразные специальные сборы.

Нужна новая экономическая политика. Основные ее составляющие: это снижение ключевой ставки в полтора-два раза; переход ЦБ с таргетирования инфляции к таргетированию ВВП и курса рубля; поэтапное снижение налогов и сборов с малого бизнеса; стимулирование частных пенсионных накоплений, а не их замораживание; разворот высшего образования на реальные нужды российской и мировой экономики.

Если эти меры реализовать, по нашим оценкам, потенциал развития российской экономики в среднесрочной перспективе — 7–8% в год. Тогда «бюджет дрейфа» превратится в бюджет инновационного развития.

Об авторах
Владимир Слепов Владимир Слепов, заведующий кафедрой финансов и цен РЭУ им. Г.В.Плеханова
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.