Лента новостей
Пентагон усомнился в словах Путина о похищенных 700 человек в Сирии 02:33, Политика Каракас объявил поверенную в делах Эквадора персоной нон грата 01:58, Политика Песков рассказал о роли «химии» в отношениях Путина с мировыми лидерами 01:30, Политика Полиция назвала очаг крупного пожара в 16-этажном доме в Екатеринбурге 01:24, Общество Дедлайн: как воспринимают время в разных культурах 00:53, РБК и Инвитро Colgate остановил свой завод в Венесуэле из-за дефицита картонных коробок 00:49, Бизнес Суда в Азовском море предупредили об упавших в воду летчиках Л-39 00:31, Общество США назвали принципы новой политики в Восточной и Центральной Европе 00:19, Политика Bloomberg рассказал об отказе России бойкотировать саудовский форум 00:12, Политика 4 типа команд и как с ними работать: инструкция для руководителя 18 окт, 23:45, РБК и Volkswagen Рогозин поручил включить видеокамеры в экипировку сборщиков ракет 18 окт, 23:30, Политика Ольга Романова сообщила о регистрации Минюстом клона «Руси сидящей» 18 окт, 23:30, Общество Адвокат фигуранта дела вице-премьера Крыма назвал вменяемую сумму взятки 18 окт, 23:19, Политика В Екатеринбурге загорелся 16-этажный дом 18 окт, 23:11, Общество С чистого листа: бизнесмены о воплощении планов в реальность 18 окт, 22:45, РБК и Canon «Инвитро» продаст свои активы на Украине 18 окт, 22:35, Бизнес SANA сообщило о гибели мирных жителей из-за удара коалиции США в Сирии 18 окт, 22:20, Политика Предприятия «дочки» «Роснефти» в Сибири остались без света 18 окт, 22:10, Общество Оно того стоит: все секреты стейка из мраморной говядины 18 окт, 22:01, РБК и Мираторг «Новапорт» решил отложить выход на IPO 18 окт, 21:56, Бизнес Конституционный суд Ингушетии рассмотрит закон о границе с Чечней 18 окт, 21:46, Политика ЕС и Норвегия попросили арбитров ВТО помочь в споре с США 18 окт, 21:42, Экономика Максакова заявила о захвате неизвестными ее квартиры в Киеве 18 окт, 21:32, Общество Суд арестовал замглавы Крыма по делу о «систематических взятках» 18 окт, 21:01, Общество Врачи в Москве рассказали о состоянии доставленных из Керчи пострадавших 18 окт, 21:00, Общество Искусственный интеллект без ошибок: как начать на нем зарабатывать 18 окт, 20:59, Партнерский материал «Новая газета» обратилась в полицию после угроз в адрес своих журналистов 18 окт, 20:49, Общество МИД потребовал освободить арестованного в Норвегии ИТ-советника Совфеда 18 окт, 20:48, Политика
Место под пальмой: должны ли потребители знать о еде все
Общество, 25 апр 2016, 13:14
0
Андрей Сизов Место под пальмой: должны ли потребители знать о еде все
Одно дело, когда мифы о продуктах питания эксплуатируются бизнесом. И совсем другое, когда мифотворцев начинает поддерживать государство. Потребитель однозначно испугается

На недавней прямой линии президент Владимир Путин высказался о возможности введения акцизов на пальмовое масло или вынесении информации о его использовании в продуктах «крупными буквами» на упаковку. За прямой линией последовали и практические шаги. Министерство сельского хозяйства​ предложило ввести обязательную маркировку продуктов, содержащих заменитель молочного жира (обращу внимание, что сырьем для них может быть и не обязательно пальмовое масло). При этом надпись должна быть крупной и занимать 30% площади упаковки! Далее правительство получило поручение от президента проработать вопрос введения акциза на пальмовое масло.

Предположу, что с точки зрения значительной части чиновников — тема довольно выигрышная. Здесь и забота о сельском хозяйстве, которое, по словам задавшего вопрос на прямой линии, не выдерживает конкуренции с пальмовым маслом (может быть, вот она — первопричина?), и забота о здоровье нации и качестве продовольствия.

Уверен, что в ближайшее время при проработке этих вопросов мы, как принято, будем слышать не раз отсылки к «международной практике». И, действительно, при желании в ней можно найти примеры, которые могут использоваться для лоббирования решений об ограничениях. Однако суть этих кейсов в другом.

Пальмовое масло или орангутаны

Пальмовое масло — растительное масло №1 в мире по объему потребления. Пытаются ли те или иные страны ограничивать его применение? Действительно, в некоторых случаях — да. Как и власти в развитых странах (например, принявшая в марте этого года соответствующий закон Франция), так и различные общественные организации неоднократно в последние десятилетия высказывались о необходимости сокращения использования пальмового масла, а огромные корпорации вроде Unilever и Pepsico подвергались активной критике за его использование.

Однако речь шла не о вреде самого пальмового масла, критиковались его производители, которые наносили ущерб природе, расширяя плантации, уничтожая леса и сокращая популяцию редких животных, например орангутанов, ставших «лицом» кампании против пальмового масла. Отметим, что крупнейшие производители пальмового масла активно занялись проблемой, внедряя практики экологически устойчивого сельского хозяйства и активно информируя о своих усилиях потребителей. Добавим, что многие критики указывают на то, что во втором они преуспели больше, чем в первом.

Потребители частично успокоились, а FMCG-компании, для которых пальмовое масло важнейший ингредиент, продолжили наращивать его использование. Например, с начала 2000-х годов импорт пальмового масла в США вырос примерно в 6 раз, в ЕС — в 2,5 раза.

Натуральная замена трансжирам

Причина популярности пальмового масла кроется не только в его относительной дешевизне. Все большее количество развитых стран начинает активно ограничивать использование трансжиров (трансизомеров жирных кислот), которые, как показывают многочисленные исследования, являются одной из важных причин сердечно-сосудистых заболеваний. Источником №1 трансжиров для потребителя являются частично гидрогенизированные растительные масла. Гидрогенизация — это насыщение масла атомами водорода, после которого оно из жидкого становится твердым. Полученный ингредиент улучшает структуру многих продуктов, продлевает их срок годности, активно используется в пищевой промышленности. Пальмовое масло, остающееся твердым при комнатной температуре и не содержащее трансжиров, выступает их природным заменителем.

Данные как раз о содержании трансжиров обязательным образом включают в информацию о продукте на этикете, например в США. А в ближайшие несколько лет использование частично гидрогенизированных масел в стране будет полностью запрещено. Ограничивают трансжиры и многие европейские страны. Что касается России, у нас ограничения по использованию трансжиров вступят в силу лишь с 2018 года и по очень небольшому перечню продуктов.

О чем хочет знать потребитель?

Потребитель хочет знать все о том, что у него лежит на тарелке. Есть ли в этом практический смысл? Ответ, на мой взгляд, отрицательный. Во-первых, перечень данных о продукте может быть фактически бесконечен. Это может быть не только состав продукта, содержание белков, углеводов и различных жиров, но и указание используемых агротехнологий — какие использовались корма и стимуляторы роста, сколько использовалось ядохимикатов при выращивании растений (напомню, кстати, что их применение резко падает при выращивании ГМО-культур) и многое другое.

Во-вторых, в 90% случаев потребитель не понимает, как ему трактовать полученную информацию. Какие угрозы мнимы, а какие реальны? Что важно или неважно? Но знать все равно нужно. Наглядный казус, иллюстрирующий тягу потребителя к знаниям при полном неумении ими распорядиться, — результаты опроса американцев об их отношении к обязательной маркировке продуктов, содержащих ДНК, проведенного университетом Оклахомы в 2015 году. 80% респондентов поддержали ее необходимость. С таким же успехом можно было бы требовать обязательной маркировки продуктов, содержащих атомы.

Именно эксплуатируя «священное право потребителя знать», заинтересованные группы могут популяризировать выгодные им идеи о вреде тех или иных продуктов. При этом множество массовых диетических поветрий в России, да и в мире (антиглютен, антипальмовое масло, антисоевые бобы, антиГМО) не имеют никакого научного обоснования. В России же успехи в мифотворчестве особенно сильны, что может выливаться в такие казусы, как наличие информации об отсутствии ГМО на пачках соли и бутылках с водой.

И что делать государству?

Однако одно дело, когда мифы создаются случайно или сознательно и начинают эксплуатироваться бизнесом, указывающим в маркетинговых целях, что, например, мороженое не содержит растительных жиров, а колбаса — соевого белка. Другое дело, когда мифотворцев начинает поддерживать государство, обязывая всех производителей указывать или тем более выделять то, что продукт содержит ингредиент А или Б. Потребитель однозначно испугается.

Роль властей должна быть обратной — тщательная проверка информации, благо инструментов в мире для этого достаточно (например Codex Alimentarius), и возведение барьеров на пути продовольственных мифов. Цель №2 — образование потребителя и создание и популяризация наглядных и научно обоснованных рекомендаций по питанию, благо спрос на них только растет. В русскоязычном сегменте социальных сетей есть множество «гуру» по питанию с аудиторией в сотни тысяч, а то и в миллионы. Их же советы зачастую либо безграмотны, либо просто вредны. Где же блогеры Minzdrav или Rospotrebnadzor?

Об авторах
Андрей Сизов директор аналитического центра «СовЭкон»
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.