В США увидели риск всплеска насилия против судей после решения об абортах Общество, 05:25
Адвокат сообщил о переносе процесса по делу о краже имущества у Чубайса Общество, 04:44
В Москве объявили оранжевый уровень погодной опасности из-за жары Город, 04:10
Конгресс США одобрил ужесточение контроля над огнестрельным оружием Общество, 04:04
ВОЗ сообщила о 920 случаях гепатита неизвестного происхождения у детей Общество, 03:48
Президент Молдавии исключила планы «душить» российские СМИ Политика, 03:37
Два человека погибли во время стрельбы в ночном клубе в Осло Общество, 03:18
Король Иордании поддержал идею создания «ближневосточного НАТО» Политика, 02:56
Трамп назвал решение суда об абортах «самой большой победой для жизни» Общество, 02:40
Посол заявил, что Россия и Канада не обсуждают турбины для Nord Stream Политика, 02:03
«2023 год может быть еще хуже» Политика, 01:49
Путин поздравил выпускников с окончанием школ Общество, 01:46
МВФ увидел шанс замедления экономики США без рецессии Экономика, 01:42
Bloomberg узнал о продаже Pink Floyd каталога своей музыки за $500 млн Общество, 01:26

Инвестируйте выгодно
с банком «Ренессанс Кредит»

КБ «Ренессанс Кредит» (ООО). Лицензия на осуществление брокерской деятельности № 045-14081-100000 от 05.11.2019 г.
Мнение ,
Александр Лосев

Космические изменения: почему полезно искать инопланетян

Главную пользу принесет не встреча с инопланетянами, а научные открытия и технологии, которые будут разработаны в процессе поиска внеземной жизни. Не зря ученые говорят: «Наблюдая за миром, мы меняем его»

Страной можно будет гордиться

Российский бизнесмен Юрий Мильнер вместе с британским ученым Стивеном Хокингом запустили масштабный проект по поиску внеземной жизни, продолжая серию проектов по обнаружению инопланетных цивилизаций SETI (Search for Extraterrestrial Intelligence).

Может поиск ли увенчаться успехом и чего стоит ждать от инопланетян?

Видимая нам часть Вселенной развивается по универсальным законам физики. Вещества других планет по химическому составу соответствуют земным, ведь существующие галактики и второе поколение триллионов звезд с их планетарными системами формировались из одних и тех же газопылевых облаков. Британский астрофизик Джеймс Джинс поэтично заметил, что «наши тела состоят из пепла давно погасших звезд». В звездных скоплениях присутствуют и углеводородные соединения и составляющие аминокислот — «кирпичиков жизни». А мировая гравитационная константа, массы протонов и электронов, значение зарядов частиц и сил ядерных взаимодействий таковы, что повсюду имеются условия для появления молекулярной жизни. То есть развитие биологической жизни во всей Вселенной подчинено тем же законам и принципам, что эволюция земной жизни.

За последние 20 лет исследований ученым удалось доказать, что только в нашей галактике могут существовать миллиарды звездных систем, похожих на нашу солнечную систему, где на планетах возможно появление биологических существ. Уже открыты более двух тысяч экзопланет, а количество звезд, похожих на Солнце, достигает 40% от общего числа звезд Млечного Пути. Все это дает основание считать, что поиск внеземной жизни не такое уж бесперспективное мероприятие. Более того, инопланетяне внешне, скорее всего, будут напоминать земных существ, а возможно, и нас самих. Ведь даже у первых земноводных и динозавров было по четыре конечности и по одной паре глаз.

Если проект, поддержанный средствами Юрия Мильнера, позволит обнаружить внеземную жизнь, это, несомненно, станет величайшим научным открытием XXI века. А если это будет сделано при участии российских меценатов и ученых, то только представьте, какую гордость мы будем испытывать за свою страну. Ведь это станет мировым событием, сопоставимым с первым космическим полетом Юрия Гагарина.

Информация — сигнал, которого ждут

Pro
Фото: Dimitrios Kambouris / Getty Images Любит колу и ненавидит спорт: как живет антизожник Илон Маск
Pro
Очень плохой прогноз: как дефицит импортных метеоприборов бьет по бизнесу
Pro
Как сократить потери бизнеса. Разбираем четыре вида разрывов
Pro
Фото: Shutterstock Как промышленность России переходит к «экономике сопротивления»
Pro
Закупки у единственного поставщика в условиях санкций. Что учесть
Pro
Фото: EMJAG Productions Почему токсичные руководители самые успешные и что с этим делать
Pro
Фото: Rick Bowmer / AP В ожидании ясности: подешевеет ли аренда складов в 2022 году
Pro
Фото: Shutterstock Готовьтесь работать вдвое больше. Причина — в персональных данных

Что же будет, если «братья по разуму» найдутся? Нас отделяют не только десятки, тысячи и миллионы световых лет, но и миллионы и миллиарды лет эволюции. Внеземные цивилизации, равные нам по развитию, ничем Земле не угрожают. Мы недостижимы друг для друга, как эскимосы Гренландии и аборигены Австралии в доколумбовую эпоху. Примитивные формы жизни тем более. А для высокоразвитых цивилизаций мы представляем не больший интерес, чем зеленые водоросли для Карла Линнея или бабочки для Альфреда Уоллеса.

Если же вдруг контакт с высокоразвитой внеземной цивилизаций состоится, то вряд ли человечество будет способно понять научные достижения и технологии пришельцев. В лучшем случае можно будет попытаться разработать свои технологии и уточнить научные знания землян на основе каких-то базовых принципов, открытых инопланетянами, например в сфере физики высоких энергий. Но все эти рассуждения пока из разряда фантастической антропологии.

Каковы же шансы, что в ближайшее время удастся найти внеземную жизнь? К сожалению, вероятность этого все еще очень маленькая. 500 световых лет — это пока технологический предел современной аппаратуры распознавания радиосигналов. То есть проект SETI искал те цивилизации, которые пользовались электромагнитными волнами в последние 500 лет. А ведь человечество само освоило радиосвязь лишь 100 с небольшим лет назад, и только представьте, что сейчас на расстоянии 100 световых лет от Земли какая-нибудь внеземная цивилизация может вдруг принять сигнал SOS, переданный с гибнущего «Титаника».

Тогда зачем весь этот проект, если радиотелескопы так несовершенны? Ученые считают, что «наблюдая за миром, мы меняем его», а основоположник кибернетики Норберт Винер говорил, что «информация — это сигнал, которого ждут». Реальную пользу человечеству могут принести научные открытия и наши земные технологии, которые мы сами разработаем в процессе поиска информации о внеземной жизни. В то время как энтропия Вселенной является мерой хаоса, то информация, переносимая потоком посланий, определяет меру организованности и ее можно извлекать из окружающей среды в процессе изучения, утверждал тот же Винер.

Победить Матрицу

Нет никакого сомнения, что в процессе изучения Вселенной человечеством будут поставлены новые вопросы, поиск ответов на которые приведет к созданию новых технологий анализа и обработки данных. Не исключено, что квантовые компьютеры или нейрокомпьютеры скоро станут реальностью, как и новые знания в физике и новейшие материалы, произведенные на основе открытых свойств той или иной материи. Здесь уместно привести пример создания орбитального телескопа Хаббл, который предназначался исключительно для научных исследований, но разработанные для него технологии передачи гигантского объема данных с орбиты дали мощный импульс развитию сотовой связи. Затраты на телескоп многократно окупились в индустрии мобильных телекоммуникаций.

Точно так же технологии обмена и анализа информации могут помочь глобальной экономике и IT-индустрии, а алгоритмы исследований и взаимодействия ученых разных стран пригодятся при разработке и внедрении инноваций. Есть от проекта Юрия Мильнера и практическая польза с точки зрения глобальной безопасности землян. Речь идет о спасении человечества от астероидной угрозы, поскольку тщательный мониторинг космического пространства может помочь нам избежать печальной участи динозавров, вымерших после падения астероида на Землю в конце Мелового периода.

Проект сможет серьезно продвинуть и астробиологию, ведь поиски внеземной жизни будут вестись не только в радиодиапазоне, но и на основе дистанционного анализа данных о веществах экзопланет. А это в свою очередь даст человечеству возможность проводить качественный спутниковый мониторинг экологического состояния нашей планеты.

Поэтому можно не сомневаться, что $100 млн будут потрачены не впустую и принесут большую пользу человечеству, в том числе и экономическую. А то, что раньше считалось метафизикой, станет обыкновенной физикой и попадет в школьные учебники.

Сейчас многие исследователи констатируют, что биологическое человечество уже не успевает за технологическим прогрессом, и пророчат победу искусственного интеллекта уже в обозримом будущем.

Так вот, совместный проект популяризатора науки Стивена Хокинга и мецената Юрия Мильнера может вернуть интерес к научным исследованиям. У людей появится новая философия знаний, которая позволит развивать интеллект человечества и избежать сценария «Матрицы», когда искусственный разум диктует, как нам существовать.

Об авторе
Александр Лосев Александр Лосев генеральный директор УК «Спутник — Управление капиталом»
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.